Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;
ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как Вы думаете, что такое искусство? ______________________________
Каким видам искусства
в Вашей семье отдаете предпочтение
Вы и Ваши дети? Почему? ______________________________
Какие стили, направления Вам знакомы? ____________________________
Всем ли нужно искусство?
______________________________
Разговаривают ли в Вашей семье об искусстве? Как часто? ____________
Может ли искусство плохо воздействовать на человека? ______________
Считаете ли Вы необходимым
включать занятия искусством в работу
с дошкольниками? Что это дает?
______________________________
Влияет ли любовь к какому-либо
виду искусства на характер человека,
его образ жизни? ______________________________
Как Вы думаете, способно ли
искусство изменить человека? В какую
сторону? ______________________________
Вправе ли взрослый вмешиваться
в тяготение ребенка к
Организовываете ли Вы совместные
с семьей посещения заведений
искусства? ______________________________
Есть ли у Вашего ребенка
дома фонотека с записями для прослушивания,
которым отдает большее предпочтение,
уголок для рисования и творчества,
занятия любимым делом? ______________________________
Собираетесь ли Вы отдавать
своего ребенка в Школу искусств?
Если нет, почему? ______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
для педагогов подготовительной группы и специалистов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Педсовет
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ПОВЕСТКА ДНЯ
Решение педсовета:
Срок: постоянно.
Председатель:
Секретарь:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Творчество воспитателя на интегрированных занятиях»
Цель: использование разнообразных форм и методов работы с детьми на интегрированных занятиях.
Подготовка к игре:
Время проведения: 45 минут.
Воспитатели делятся на три команды (в двух командах по одному воспитателю из каждой возрастной группы, в третьей – специалисты: хореограф, музыкальный руководитель и преподаватель изобразительной деятельности)
Правила игры:
- строго придерживаться регламента;
- в выступлениях быть краткими и лаконичными
Ход игры
Ведущий (старший воспитатель) называет тему, цель и условия игры, оглашает правила.
1 ЗАДАНИЕ: краткое знакомство
с выполненным домашним
2 ЗАДАНИЕ: составить модель
интегрированного занятия с
Подведение итогов деловой игры:
Оценка экспертами деятельности
команд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Семинар-практикум
Тема: ИНТЕГРИРОВАННЫЕ
ЗАНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в реализации интеграции предметов художественно-эстетического цикла в различных формах художественно-творческой деятельности ДОУ, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Методические рекомендации:
Семинар-практикум
Ход проведения семинара-практикума.
Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут).
Ведущий предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы, участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию. (МРР, ДОУ, МАДОУ, ЦРР, ДМШ, ФЭМП, ОБЖ, И.П., ОВД и т.п.)
Цель игры - помочь педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации поупражнять их воображение, продемонстрировать знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
1 задание (6-7 минут).
Каждый педагог берет из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри. Каждый правильный ответ педагога – 1 очко в пользу команды, которую будет представлять участница (администрация ДОУ).
Вопросы следующего содержания:
• Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
• Напишите структуру интегрированного занятия.
• Напишите имена и отчества специалистов, имеющих отношение к воспитанию искусством в нашем детском саду.
• Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.
• Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
• Перечислите художественные произведения и произведения искусства, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
• Напишите авторов программы, по которой Вы работаете.
• Какие парциальные программы
используете для художественно-
• Напишите полное название нашего дошкольное учреждения.
• Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи и т.п. (вопросы рассчитаны на количество участниц)
После этого педагоги делятся
на команды путем собирания
В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
2 задание (7-8 минут).
Психологический ринг.
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку:
• форма художественно-творческой деятельности, виды его различаются способом материального воплощения художественного содержания: слово для литературы, звук для музыки, краски для живописи – ИСКУССТВО
• данный вид искусства лишен зрительной достоверности, но только здесь с помощью слова реальность постигается с мысленной стороны – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.
• видимое сходство, подобие
образа и реальности – характерная
черта этого искусства –
• психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.
• один из активных видов искусства, требующий эмоционального контакта между сценой и зрителем – ТЕАТР.
• вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков – МУЗЫКА.
• материей этого искусства является поза и движение человеческого тела - ТАНЕЦ
• у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
• у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
• дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.
3 задание (5-6 минут).
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:
- закончите стихотворение,
которое написано в карточке (предлагаются
отрывки из стихотворений,
- допеть детскую песенку,
которая написана в карточке (предлагаются
отрывки из знакомого
- найти недостающий сюжет
или элемент знакомой картины
известного художника (
- показать в движении
характерные для этого танца
элементы (Сиртаки, Лезгинка, татарская,
русская, марийская,
За правильный ответ - фишка.
4 задание "Проверь себя" (4-5 минут).
От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.
Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как настойчиво звучит детская песня (в записи) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.
Игра-упражнение "Одновременность" (5 минут).
Всем участникам Совета педагогов дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).
Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ