Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая Лев Я.Б.docx

— 163.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

АНКЕТА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Как Вы думаете, что такое  искусство? ______________________________

Каким видам искусства  в Вашей семье  отдаете предпочтение Вы и Ваши дети? Почему? __________________________________________________

Какие стили, направления  Вам знакомы? ____________________________

Всем ли нужно искусство? ________________________________________

Разговаривают ли в Вашей  семье об искусстве? Как часто? ____________

Может ли искусство плохо  воздействовать на человека? ______________

Считаете ли Вы необходимым  включать занятия  искусством в работу с дошкольниками? Что это дает? ___________________________________

Влияет ли любовь к какому-либо виду искусства на характер человека, его образ жизни? ____________________________________________________

Как Вы думаете, способно ли искусство изменить человека? В какую  сторону? ________________________________________________________

Вправе ли взрослый вмешиваться  в тяготение ребенка к искусству? ________________________________________________________________

Организовываете ли Вы совместные с семьей посещения заведений  искусства? ________________________________________________________________

Есть ли у Вашего ребенка  дома фонотека с записями для прослушивания, которым отдает большее предпочтение, уголок для рисования и творчества, занятия любимым делом?  _________________________________________

Собираетесь ли Вы отдавать своего ребенка в Школу искусств? Если нет, почему? _________________________________________________________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

для педагогов  подготовительной группы и специалистов

  1. В чем Вы видите основную задачу включения комплекса искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ?
    • в формировании у дошкольников целостного восприятия искусства
    • в развитии эмоциональности детей
    • активизации познавательных процессов у дошкольников
    • в развитии художественных способностей детей
    • в создании условий для развития творчества дошкольников.

 

  1. Что вызывает у Вас затруднения в ходе подготовки и реализации учебно-воспитательного процесса, основанного на комплексе искусств?
    • подбор художественного материала
    • выбор методов и приемов обучения
    • выбор форм организации художественно-творческой деятельности
    • структура, ход, сценарий занятия
    • организация работы с произведением искусства

 

  1. Что влияет на качество разрабатываемого Вами интегрированного занятия?
    • наличие соответствующей методической литературы
    • интерес к искусству и увлеченность каким - либо видом художественного творчества
    • специальные навыки и опыт собственной художественной деятельности
    • специальные знания искусствоведческого характера

 

  1. С чем связаны трудности, возникающие при подготовке к интегрированному занятию?

 

    • отсутствие соответствующей методической подготовки
    • отсутствие специальной художественной подготовки
    • отсутствие времени на подготовку
    • отсутствие поддержки со стороны администрации
    • другие интересы

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Педсовет

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Выступление на тему: «Как мы понимаем искусство?» о взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста и о проведении интегрированных занятий как условие взаимосвязи искусств.
  2. Ознакомление с перспективным планом мероприятий на предстоящий учебный год по использованию интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста (ответственные - старший воспитатель)
  3. Выборы творческой группы.

Решение педсовета:

  1. Утвердить перспективное планирование интегрированных занятий
  2. Ввести интеграцию в систему специально организованных занятий  в подготовительной группе по следующим видам деятельности: развитие речи и рисование; развитие речи – музыка - рисование; музыка и рисование.

                               Срок: постоянно.

                                       Ответственный: старший воспитатель.

  1. Утвердить состав творческой группы.

 

  1. Провести контрольный срез по результатам работы с детьми на интегрированных занятиях.

                                        Срок: май.

                                        Ответственный: творческая группа.

Председатель:

Секретарь:

         

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Творчество  воспитателя на интегрированных  занятиях» 

 

Цель: использование разнообразных форм и методов работы с детьми на интегрированных занятиях.

Подготовка к  игре:

  1. Домашнее задание: изготовить дидактические игры, помогающие в проведении интегрированных занятий, их защита.
  2. Выбор независимых экспертов (методисты Отдела Образования)

Время проведения: 45 минут.

Воспитатели делятся на три  команды (в двух командах по одному воспитателю из каждой возрастной группы, в третьей – специалисты: хореограф, музыкальный руководитель и преподаватель  изобразительной деятельности)

Правила игры:

- строго придерживаться  регламента;

- в выступлениях быть  краткими и лаконичными

Ход игры

Ведущий (старший воспитатель) называет тему, цель и условия игры, оглашает правила.

1 ЗАДАНИЕ: краткое знакомство  с выполненным домашним заданием  и доказательство необходимости  применения этих дидактических  игр на интегрированных занятиях (по 5 минут каждая команда)

2 ЗАДАНИЕ: составить модель  интегрированного занятия с обязательным  включением разработанных дидактических  игр (музыка – поэзия - изобразительное  искусство) (10 минут)

  1. ЗАДАНИЕ: защита проектов каждой группой (по 5 -7 минут каждая)

Подведение итогов деловой игры:

Оценка экспертами деятельности команд.  
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

  Семинар-практикум 

  Тема: ИНТЕГРИРОВАННЫЕ  ЗАНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО  ВОСПИТАТЕЛЯ

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в реализации интеграции предметов художественно-эстетического цикла в различных формах художественно-творческой деятельности ДОУ, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Методические  рекомендации:

Семинар-практикум целесообразно  проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного  учреждения. Методической и психологической  службой могут быть выявлены проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально, темы обобщения передового педагогического  опыта или необходимость работы над интегрированной программой.

Ход проведения семинара-практикума.

Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут).

Ведущий предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После  того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы, участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию. (МРР, ДОУ, МАДОУ, ЦРР, ДМШ, ФЭМП, ОБЖ, И.П.,  ОВД  и т.п.)

Цель игры - помочь педагогам  не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации поупражнять  их воображение, продемонстрировать знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

1 задание (6-7 минут).

Каждый педагог берет  из пачки билетов с вопросами  один,  на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри. Каждый правильный ответ педагога – 1 очко в пользу команды, которую будет представлять участница (администрация ДОУ).

Вопросы следующего содержания:

•  Напишите названия и  авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.

•  Напишите структуру  интегрированного занятия.

• Напишите имена и отчества специалистов, имеющих отношение  к воспитанию искусством  в нашем  детском саду.

• Напишите программное  содержание физкультурного занятия  в подготовительной группе детского сада.

•  Напишите расписание занятий  группы, в которой Вы работаете.

•  Перечислите художественные произведения и произведения искусства, которые Вы изучали с детьми своей  группы в этом учебном году.

•  Напишите авторов программы, по которой Вы  работаете.

• Какие парциальные программы  используете для художественно-эстетического  развития детей.

•  Напишите полное название нашего дошкольное учреждения.

•  Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ  и его основные цели и задачи  и т.п. (вопросы рассчитаны на количество участниц)

 

После этого педагоги делятся  на команды путем собирания разрезной  картинки (воспитатели разбирают беспорядочно разложенные детали разрезанных картин домашних животных и по команде ведущего собирают в единое целое)

В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

2 задание (7-8 минут).

Психологический ринг.

Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку:

•  форма художественно-творческой деятельности, виды его различаются  способом материального воплощения художественного содержания: слово  для литературы, звук для музыки, краски для живописи – ИСКУССТВО

•  данный вид искусства  лишен зрительной достоверности, но только здесь с помощью слова  реальность постигается с мысленной  стороны – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

•  систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.

• видимое сходство, подобие  образа и реальности – характерная  черта этого искусства – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО.

•  психический познавательный процесс, состоящий в отражении  прошлого опыта - ПАМЯТЬ.

• один из активных видов  искусства, требующий эмоционального контакта между сценой и зрителем – ТЕАТР.

• вид искусства, в котором  художественные образы формируются  с помощью звуков – МУЗЫКА.

• материей этого искусства  является поза и  движение человеческого  тела -  ТАНЕЦ 

•  у этих детей преобладает  хорошее настроение. Они жизнерадостны. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.

•  у этих детей часто  меняется настроение. Эмоции имеют  крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.

• дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными  паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.

3 задание (5-6 минут).

От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:

- закончите стихотворение,  которое написано в карточке (предлагаются  отрывки из стихотворений, изучаемых  в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.).

- допеть  детскую песенку,  которая написана в карточке (предлагаются  отрывки из знакомого воспитателям  репертуара,  исполняемого в детском  саду, например, В.Шаинский «Песенка  про папу»  и т.п.).

- найти недостающий сюжет  или элемент знакомой картины  известного художника (предлагаются  картины известных художников, в  которых с помощью фотошопа  произведены изменения, например, картина Алексея Саврасова  «Грачи прилетели» - отсутствует старинная церквушка и колокольня)

- показать в движении  характерные для этого танца  элементы (Сиртаки, Лезгинка, татарская,  русская, марийская, башкирская  плясовые, Полька, Хоровод и т  д.)

За правильный ответ - фишка.

4 задание "Проверь  себя" (4-5 минут).

От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для  каждого написано по одному математическому  примеру.

Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как  настойчиво звучит детская песня (в  записи) - отвлекающий момент. Побеждает  та команда, чей представитель решит  пример первым.

Игра-упражнение "Одновременность"  (5 минут).

Всем участникам Совета педагогов  дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается  хорошо выполненной, когда ее условия  выполняются всеми участниками  одновременно (нет рикошета в хлопках  или разнобоя в движениях).

Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ