Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;
ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Включившись в эксперимент, мы для себя хорошо уяснили, что выступаем посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства и поставили перед собой конкретные задачи: добиться высокой продуктивности за счет соответствующих возрасту эффективных методов, средств и форм музыкально-эстетического воспитания и обучения; сочетать в работе инновационные и традиционные технологии в области музыкального воспитания; творчески участвовать в преобразовании развивающей среды с учетом особенностей музыкально-эстетического воспитания и развития детей; широко и творчески использовать интеграцию в воспитательно-музыкальной деятельности и координировать с другими специалистами, работающими с детьми групп; осуществлять просветительскую работу среди родителей и педагогов ДОУ; систематизировать наглядные пособия, технические средства и использовать их методически оправданно, по назначению, чтобы они отвечали дидактическим требованиям – были доступны и имели эстетичный вид; широко использовать современный мультимедийный подход к разработке различных мероприятий художественно-эстетического цикла.
Проведем краткий анализ мероприятий, проведенных в период формирующего эксперимента.
Разработанные и проведенные занятия, экскурсии, встречи, беседы, концерты, развлечения, утренники с использованием интеграции искусств помогли детям старшего возраста заинтересоваться различными видами искусства, способствовали накоплению новых знаний и умений.
С целью привлечения внимания
детей к разнообразию звуков окружающего
мира, в том числе и музыкальных,
способам его образования было проведено
познавательно-
С целью продолжения развития
художественно-творческих способностей
детей старшей группы было проведено
интегрированное занятие «Три чуда»
музыка в сказке (по сказке А.С.Пушкина
«Сказка о Царе Салтане» (синтез
искусств). Совместно с воспитателями
группы поэтапно организовали: знакомство
с поэтическим произведением
А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
просмотр того же произведения в мультипликационном
варианте с целью закрепления
основных моментов; рассматривание иллюстраций
художников к этому произведению.
Это стало подготовкой почвы
к проведению интегрированного занятия,
на котором было организовано прослушивание
фрагментов из оперы Н. А. Римского
– Корсакова «Царь Салтан» (город
Леденец, 3 чуда, полёт шмеля). На занятии
музыкальные зарисовки
Это занятие показало умение детей передавать свои музыкальные впечатления в рисунке, движении. Дети сумели проникнуть в смысл слова, музыки, красок.
Цикл занятий о балете «Что такое балет?», сопровождаемый видеофильмом о театре оперы и балета и прекрасными фрагментами из балетов оставил неизгладимое, яркое впечатление в душах маленьких воспитанников о красоте искусства танца.
Знакомя на занятии с музыкальным инструментом – скрипкой, продолжили расширение знаний детей о музыкальных инструментах. Дети хорошо усвоили новую информацию об уже известном им инструменте скрипке. С большим интересом познакомились с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре
Особую эстетическую ценность имеют экскурсии в учреждения культуры и красивые уголки природы.
Комплексное занятие,
посвященное Дня Защитника
Результативность специально организованных мероприятий несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на детей старшего дошкольного возраста свое неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом дошкольнике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности.
Положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего этапа эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным. Наблюдаются значительные изменения в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. У детей стали появляться эстетические потребности, притязания и эстетические способности как главные характеристики эстетического воспитания.
Таким образом, формирующий
этап эксперимента подтвердил результативность
разработанных нами мероприятий
для дальнейшего эстетического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста, реализованных в процессе
музыкальных занятий на основе интеграции
искусств. Средства искусства при
правильной организации и подаче
их дошкольнику действительно
3.3 Контрольный эксперимент
Целью контрольного эксперимента
является выявление уровня музыкально-эстетического
развития детей старшего дошкольного
возраста в процессе использования
различных подходов в организации
интегрированных занятий, способствующих
художественному развитию детей
в контексте эстетического
Для реализации данной цели были использованы разнообразные творческие задания, аналогичные констатирующему эксперименту.
В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию интегрированных занятий, где переплетаются разнообразные виды искусства, объединенные одной темой, можно повысить музыкально-эстетическую культуру дошкольников. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, их заинтересовали различные виды искусства, в котором все элементы взаимосвязаны. Дети стали видеть мир как единое целое и воспринимать окружающее через призму музыки, живописи, художественного слова и танца. У них сформировалось умение использовать накопленный опыт для действий в определенной ситуации.
Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза констатирующего и формирующего экспериментов наглядно продемонстрировал положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей подготовительной группы, занимавшихся в условиях единой музыкально-эстетической среды. Результат диагностики характеризовался высокими баллами.
Это отражено в таблице № 3.3.2
Таблица №3.3.2 - Результат формирующего эксперимента
Высокий уровень (70%) (70 %) |
Средний уровень (20 %) |
Низкий уровень (10 %) |
Результат контрольного эксперимента обозначен в таблице 3.3.3:
Таблица 3.3.3 - Сравнительный результат констатирующего и контрольного
этапов эксперимента
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
констатир. |
контрольн. |
констатир. |
контрольн. |
констатир. |
контрольн. |
45% |
70% |
35% |
20% |
20% |
10% |
Сравнить результаты, полученные на констатирующем и итоговом этапах эксперимента можно путем наложения диаграмм (Рисунок 2)
Рисунок 2 - Динамика музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Наложение диаграмм показывает положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень увеличился на 25% и составил 70%, доля среднего уровня уменьшилась на 15% и составила 20%, а количество детей, показавших низкий уровень, уменьшилось на 10% и составило 10% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
Таким образом, анализ описательных и статистических результатов позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально - эстетической среды были достигнуты качественно новые, более высокие образовательные и социальные результаты совместной деятельности педагогического и детского коллектива дошкольного образовательного учреждения, улучшены показатели по всем параметрам диагностики.
Проблема эстетического
воспитания довольно полно
разработана в отечественной
и зарубежной литературе.
Это позволило нам
провести тщательный анализ литературы
по этой проблеме и сделать следующие
выводы. Эстетическое воспитание действительно
занимает важное место во всей системе
учебно-воспитательного
Наше исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Часто на практике мы сталкиваемся с тем, что педагоги дошкольных учреждений мало пользуются искусством в целях эстетического воспитания ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте, особенно в старшем, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически, можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.
Это говорит о том, что наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Можно утверждать, что музыкально - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно достичь, если интегративный потенциал музыкального искусства во взаимодействии с другими ее видами, различными видами человеческой деятельности, всех функциональных возможностей музыки способствует художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Именно интеграция музыки во все виды активности детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно способствует эстетическому воспитанию и влияет на формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ