Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая Лев Я.Б.docx

— 163.01 Кб (Скачать файл)

Включившись в эксперимент, мы для себя хорошо уяснили,  что  выступаем посредником между  ребенком  и  обширным  прекрасным  миром искусства и поставили  перед собой конкретные задачи: добиться высокой продуктивности за счет соответствующих возрасту эффективных методов, средств и форм музыкально-эстетического воспитания и обучения; сочетать в работе инновационные и традиционные технологии в области музыкального воспитания; творчески участвовать в преобразовании развивающей среды с учетом особенностей музыкально-эстетического  воспитания и развития детей; широко и творчески использовать интеграцию в воспитательно-музыкальной деятельности и координировать с другими специалистами, работающими с детьми групп; осуществлять просветительскую работу среди родителей и педагогов  ДОУ; систематизировать наглядные пособия, технические средства и использовать их методически оправданно, по назначению, чтобы они отвечали дидактическим требованиям – были  доступны и имели эстетичный вид; широко использовать современный мультимедийный подход к разработке различных мероприятий художественно-эстетического цикла.

Проведем краткий анализ мероприятий, проведенных в период формирующего эксперимента.

Разработанные и проведенные  занятия, экскурсии, встречи, беседы, концерты, развлечения, утренники с использованием интеграции искусств помогли детям  старшего возраста заинтересоваться различными видами искусства, способствовали накоплению новых знаний и умений.

С целью привлечения внимания детей к разнообразию звуков окружающего  мира, в том числе и музыкальных, способам его образования было проведено  познавательно-исследовательское занятие «Откуда приходят звуки»(Приложение 7). Дети были привлечены к исследованию звукообразования  и смогли сделать собственные выводы и умозаключения о происхождении и распространении звуков, что звук - это колебания, которые распространяются в пространстве. Видеть их мы не можем – только слышим, но они могут сообщить нам много интересного.  Дети стали внимательнее прислушиваться к окружающим их звукам  и убеждаться в их богатстве и разнообразии.

С целью продолжения  развития художественно-творческих способностей детей старшей группы было проведено  интегрированное занятие  «Три чуда»  музыка в сказке (по сказке А.С.Пушкина  «Сказка о Царе Салтане» (синтез искусств). Совместно с воспитателями  группы  поэтапно организовали: знакомство с поэтическим произведением  А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; просмотр того же произведения в мультипликационном варианте с целью закрепления  основных моментов; рассматривание иллюстраций  художников к этому произведению. Это стало подготовкой почвы  к проведению интегрированного занятия, на котором было организовано прослушивание  фрагментов из  оперы Н. А. Римского – Корсакова «Царь Салтан» (город  Леденец, 3 чуда, полёт шмеля). На занятии  музыкальные зарисовки сопровождались демонстрацией на проекционном экране мультимедийного оборудования картин, нарисованных воспитателем. Дети смогли увидеть, какими предстали персонажи  сказки в ее видении.  Желая передать красоту пушкинского изложения, складность рифмовки, показ этих картин сопровождался стихотворным текстом. Именно тогда и уловили дети тонкости описания моментов, на которых мы сосредотачивали  внимание. А передача в движении девочками изящества Царевны  Лебеди или игривого настроения танцующей  белочки, а мальчиками – мужественности и красоты 33–х Богатырей превзошла  все ожидания: дети смогли войти  в образ, при этом сохранили и  свою индивидуальность, не подражали  другим, т.е. у каждого сложилось  свое видение и представление. И отраженный в рисунках детей Шмель стал подтверждением того, что материал освоен детьми хорошо.

 Это занятие показало умение  детей передавать свои музыкальные впечатления в рисунке, движении. Дети сумели проникнуть в смысл слова, музыки, красок.

Цикл занятий о балете «Что такое балет?», сопровождаемый видеофильмом о театре оперы и  балета  и  прекрасными фрагментами  из балетов оставил неизгладимое, яркое впечатление в душах маленьких воспитанников о красоте искусства танца.

Знакомя на занятии  с  музыкальным инструментом – скрипкой, продолжили расширение знаний детей  о музыкальных инструментах. Дети хорошо усвоили новую информацию об уже известном им инструменте  скрипке. С большим интересом познакомились с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре

Особую эстетическую ценность имеют экскурсии в учреждения культуры и красивые уголки природы.

 Комплексное занятие,  посвященное Дня Защитника Отечества,  встреча с ветеранами на интегрированном  занятии ко Дню Победы, тоже  оставили неизгладимое впечатление  у детей. Их восхищала эстетичная, красивая обстановка: доступное  их пониманию оформление центральной  стены, интерьера, красота разнообразных  костюмов, специально подобранных  для этих мероприятий. И мы, взрослые, акцентируя внимание детей  на этих средствах эстетического  воспитания – природе, быте, искусстве,  деятельности, способствуем дальнейшему  закреплению складывающимся у  наших воспитанников представлениям  о красоте.

Результативность   специально организованных мероприятий несомненна:   средства    искусства действительно  могут оказывать  на  детей  старшего дошкольного возраста  свое  неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие,  вызывает неподдельный интерес и отклик  в  каждом  дошкольнике.  Эмоционально  насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток  в  душе  ребенка,  который  в  будущем станет  основой  становления   эстетического   вкуса,   идеала,   отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство  к  искусству  отложит  свой отпечаток  и  на  отношении  к  жизни,  действительности.  

Положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего этапа  эксперимента, позволяют признать проведение опытной  работы достаточно успешным. Наблюдаются значительные изменения в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. У детей  стали появляться эстетические потребности, притязания  и эстетические способности как главные характеристики эстетического воспитания.

Таким образом, формирующий  этап эксперимента  подтвердил результативность разработанных нами мероприятий  для дальнейшего эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста, реализованных в процессе музыкальных занятий на основе интеграции искусств.  Средства искусства при  правильной организации и подаче их дошкольнику действительно способствуют его  интеллектуальному и духовному  развитию, эстетическому воспитанию.

 

 

3.3 Контрольный  эксперимент 

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня  музыкально-эстетического  развития детей старшего дошкольного  возраста в процессе использования  различных подходов в организации  интегрированных занятий, способствующих художественному развитию детей  в контексте эстетического воспитания.

Для реализации данной цели были использованы разнообразные творческие задания, аналогичные констатирующему  эксперименту.

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий  этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию  интегрированных занятий, где переплетаются  разнообразные виды искусства, объединенные одной темой, можно повысить музыкально-эстетическую культуру дошкольников. Это видно  уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, их заинтересовали различные виды искусства, в котором  все элементы взаимосвязаны. Дети стали  видеть мир как единое целое и  воспринимать окружающее через призму музыки, живописи, художественного  слова и танца. У них сформировалось умение использовать  накопленный  опыт для действий в определенной ситуации.

       Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза  констатирующего и формирующего экспериментов наглядно продемонстрировал положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей подготовительной группы, занимавшихся в условиях  единой музыкально-эстетической  среды. Результат диагностики  характеризовался высокими баллами.

Это отражено в таблице  № 3.3.2

 

 

 

 

Таблица №3.3.2 - Результат  формирующего эксперимента

 

Высокий уровень (70%)  (70 %)

Средний уровень (20 %)

Низкий уровень (10 %)


 

Результат контрольного эксперимента  обозначен в таблице 3.3.3:

 

Таблица  3.3.3 - Сравнительный  результат констатирующего и  контрольного

этапов эксперимента

 

Высокий

Средний

Низкий

констатир.

контрольн.

констатир.

контрольн.

констатир.

контрольн.

45%

70%

35%

20%

20%

10%


 

Сравнить результаты, полученные на констатирующем и итоговом этапах эксперимента можно путем наложения  диаграмм (Рисунок 2)

Рисунок 2 - Динамика музыкально-эстетического  развития детей старшего дошкольного возраста

 

Наложение    диаграмм    показывает   положительную     динамику    в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного  возраста: высокий уровень увеличился на 25%  и  составил  70%,  доля  среднего  уровня  уменьшилась  на  15% и составила 20%,  а количество детей, показавших низкий уровень,    уменьшилось    на  10%   и  составило  10%  от  общего    количества  детей,  участвующих  в эксперименте.

Таким образом, анализ описательных и статистических результатов позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально - эстетической  среды  были  достигнуты  качественно  новые,  более  высокие  образовательные  и социальные результаты совместной деятельности  педагогического и  детского коллектива дошкольного образовательного учреждения, улучшены показатели по всем  параметрам диагностики.

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема  эстетического  воспитания  довольно  полно   разработана   в отечественной  и  зарубежной  литературе.   Это   позволило   нам   провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и  сделать  следующие  выводы. Эстетическое воспитание действительно  занимает важное место во всей  системе  учебно-воспитательного процесса, так  как за ним  стоит  не  только  развитие эстетических качеств человека, но и всей личности  в  целом:  ее  духовных потребностей,  нравственных  идеалов,  личных  и  общественных представлений, мировоззрения. Все  эти качества в человеке  развиваются  под  воздействием  различных  факторов. Воспитательное значение имеет  все - и природа, и труд, и окружающая  нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения,  -  все,  что  может  быть  прекрасным.  Как  основной  носитель  прекрасного,   искусство   также является средством эстетического  воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на  личность  может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.  На начальном этапе этого  процесса  огромную роль  играет  дошкольное учреждение.  В  план воспитательно-образовательной работы с детьми включены занятия по рисованию, музыке, ознакомлению с художественной литературой, хореографии, театрализации, основой  которых  является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу,  мы  сделали  вывод,  что искусство   является   основным    средством    эстетического    воспитания.

Наше исследование показало, что и познавательный интерес  к  искусству  у  детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий успешного  воспитания. Кроме того, материал  по  искусству  обладает  большим  эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное  произведение,  литературное или художественное. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем  проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических качеств личности.  Действительно, средства  искусства,  используемые  в  учебно-воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического воспитания  детей  старшего дошкольного возраста.  Опытные педагоги,  зная   это,   способны посредством искусства  воспитать подлинные  эстетические  качества  личности: вкус, способность  оценивать,  понимать  и  творить  прекрасное.  Часто  на практике мы сталкиваемся с тем, что  педагоги дошкольных учреждений  мало  пользуются  искусством  в целях эстетического  воспитания ребенка, уделяя больше времени  и  сил  развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без  ориентации  на подлинные духовные и  художественные  ценности,  эстетическое  воспитание  и  развитие личности  будет  неполноценным.  На   наш   взгляд,   реализуя   полноценное эстетическое  воспитание  ребенка  в  дошкольном возрасте, особенно в старшем, педагог обеспечивает в будущем становление такой  личности, которая будет сочетать в себе  духовное  богатство,  истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически, можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Это  говорит о том, что   наша   гипотеза,   заявленная   в   начале   работы, подтвердилась. Можно утверждать, что музыкально - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно достичь, если интегративный  потенциал  музыкального  искусства  во взаимодействии с другими ее видами,  различными видами человеческой  деятельности, всех функциональных возможностей музыки способствует художественно-эстетическому  воспитанию детей старшего дошкольного  возраста. Именно  интеграция  музыки во все виды  активности   детей   старшего дошкольного возраста наиболее  эффективно  способствует эстетическому  воспитанию и влияет  на  формирование  всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов В.Н Диагностика музыкальных способностей детей. М: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  2. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – M., 2003. – 176 с.
  3. Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
  4. Белкина В.Н. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям» Ярославль. «Академия развития», 1998. – 256 с.
  5. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284 с.
  6. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.– 48с.
  7. Большая  советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
  8. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  9. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: очерки / М.: В.В.Ванслов. Л.: Художник РСФСР, 1983. - 233с.
  10. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  11. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
  12. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. С.-П., 2009. – 160 с.
  13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под.ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  15. Гасанова Р.Х. Синтез искусств. Комплексные занятия для детей дошкольного возраста. Уфа. Издательство БИРО, 2005. – 30 с.
  16. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  17. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. «Праздники и развлечения в детском саду». – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
  18. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
  19. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу». ЛИНКА-ПРЕСС. М., 2007. – 232 с.
  20. Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методологических материалов – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 472 с.
  21. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях – М.,  Просвещение, 1983. – 268 с.
  22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986. – 320 с.
  23. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
  24. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева Н.А. Годдонова и другие – М., Просвещение, 2002. – 303 с.
  25. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.- 191с.
  26. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989. – 155 с.
  27. Климова Е.П. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия»   Волгоград. 2007. – 77 с.
  28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  29. Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 127 с.
  30. Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Художественная культура. - М., 2001. - 94 с.
  31. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2007. – 208 с.
  32. Корчаловская Н.В. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. – М., 2008. – 112 с.
  33. Куприна, Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие. / Н. Г. Куприна; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 234 с.
  34. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
  35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. – 181 с.
  36. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. – 186 с.
  37. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. – 88 с.
  38. Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 2 – 2 с.
  39. Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 3 – 2 с.
  40. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. – 96 с.

Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ