Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая Лев Я.Б.docx

— 163.01 Кб (Скачать файл)

Интеграция в системе  специально организованных занятий  объединяет эти средства и поэтому  очень актуальна, так как:

    • интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;
    • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
    • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
    • воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие  результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении рисованию и  рассказыванию. Рассказы становятся больше по объему, интереснее по содержанию, строятся грамматически правильно, эмоционально насыщенно, и интерес к занятиям становится значительно выше. И рисунки  отличаются оригинальностью по способу  выполнения, насыщенностью образами из литературных и музыкальных произведений.

Цель интеграции – научить  ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи. А  задачей ставит: повышение эффективности  художественно-эстетического воспитания; побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства  в речи, рисунке; формирование умения использовать накопленный опыт для  действий в определенной ситуации; научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается  в освоении нетрадиционных для дошкольного  воспитания дидактических приемов  интегрированных занятий, их ведущей  деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

Доктором педагогических наук И.Я.Лернером предложены системы общих дидактических методов обучения, используемые на интегрированных занятиях. Они классифицированы по характеру деятельности: информационно-рецептивный метод - направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации; репродуктивный метод - направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями: усвоение  способов деятельности, суть и образец которых уже известен; эвристический метод - направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности; исследовательский метод - предполагает самостоятельное решение целостных задач.

Для реализации поставленных задач  в системе  художественно-эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста, в план интегрированных  занятий могут быть включены общеизвестные  произведения поэтов, прозаиков, художников и композиторов, тематика которых  близка по своему содержанию для детей  и логически взаимосвязана. Сюда включаются и программные произведения с учетом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по трем интегрирующим направлениям: развитию речи, музыке, рисованию. Кроме того, тексты литературных, музыкальных произведений подбираются с учетом сезонных изменений  в природе. Все это помогает детям  нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления  об окружающем мире с изучаемыми художественными  и музыкальными произведениями, выражать свое отношение к окружающему  миру в речи, рисунке.

К концу старшего дошкольного  возраста ребенок может более  сосредоточенно слушать музыкальные  и литературные произведения, рассматривать  произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму  и осуждать зло. У ребенка развивается  музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные  средства в различных произведениях  искусства, но и умеет объяснить  их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов  искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных  произведений.

Исходя из вышеизложенного можно сказать - деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

 

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНТЕГРАЦИИ  ИСКУССТВ

3.1. Цель и методика  констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент  проводился на базе «БОУ г. Омска СОШ  № 127» в подготовительной группе, с целью выявления уровня музыкально-эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста.

В эксперименте участвовало 20 человек, в ходе чего были использованы методики, модифицированные согласно цели исследования: творческие задания; диагностика показателей музыкально-эстетического  развития детей 6-7 лет;

Эксперименту предшествовал  подготовительный этап, на котором  изучалась  и  анализировалась  педагогическая, музыковедческая, психологическая, эстетическая литература по исследуемой  проблеме, определялись цель, объект, предмет  и задачи исследования. Проводились  беседы  со  специалистами, анкетирование  родителей, педагогов. Обрабатывались и анализировались  результаты анкетирования  родителей и педагогов, проводились  консультации для воспитателей, семинары-практикумы и т.д. Эта работа привела к  следующим результатам.

Картина общей осведомленности  детей об искусстве была бы неполной без уточнения позиции родителей  о роли музыкальной культуры в  жизни ребенка. С этой целью было проведено анкетирование родителей, которое выявило, какому виду искусства  они отдают предпочтение в семьях воспитанников, как к нему относятся  в семье и привлекает ли вообще оно их внимание (Приложение 1). Результат анкетирования показал, что многие родители не просто равнодушно отписались односложными ответами, а выразили собственное мнение и свое отношение к искусству. Почти 60% опрошенных родителей изъявили желание дать своим детям образование в Детской школе искусств и посчитали, что и в детском саду занятия музыкой необходимо включать в работу с их детьми.

В  ходе наблюдений и  анализа  работы  педагогов дошкольного  учреждения   была выявлена  следующая  особенность.  На  занятиях по рисованию  предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию  изобразительной  грамоты, то есть рисованию; на музыкальных  занятиях – хоровому пению; на  развитии речи –  пересказу и заучиванию стихотворений, то есть совершенствованию  практических навыков. Недостаточно уделяется  внимание  познанию самих  художественных  произведений,  а   если   это   и происходит, то лишь  на  поверхностном  уровне.  Таким  образом,  получив  начальные  посылки  в  ходе  подготовительной работы, мы начали экспериментальную  часть исследования для выявления  уровня музыкально-эстетического развития детей на данный момент.

Детям была предложены творческие задания, которые предполагают определение  эмоционально-ценностного отношения  детей старшего дошкольного возраста к музыкально-эстетической деятельности: проявление интереса к музыкальному искусству; предпочтения детей к  определенным жанрам; эмоциональную  реакцию на содержание; отношение  к видам музыкальной деятельности; выражение своего отношения к  окружающей действительности т(Приложение 6) .

Диагностика музыкально-эстетического  развития детей старшего возраста предполагала выявление трех основных  музыкальных  способностей, поэтому в начале и  конце эксперимента проводилась  диагностика по следующим критериям: развитость ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Ладовое  чувство проявляется как способность  эмоциональной отзывчивости на общий  характер произведения, смену в нем  настроений, как чувство тяготения  звуков. Музыкально-слуховые представления  развиваются, прежде всего, в пении, игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма формируется в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

При диагностике ладового чувства выполнялись задания  на  адекватное определение характера  музыки и различий в ее настроениях, задания на исполнение окончаний  мелодий, прервавшихся на неустойчивых звуках и т.д. 

В ходе диагностики музыкально-слуховых представлений детям предлагались такие задания: повторить спетую или исполненную на музыкальном  инструменте мелодию; отметить ритмические  или мелодические изменения в  выученных песенках или мелодиях; подобрать мелодию на музыкальных  инструментах и т.д.

Диагностика чувства ритма  также выявлялась в процессе выполнения заданий на вычленение ритмического рисунка из всей фактуры музыкального произведения  или в процессе различных музыкальных игр.

Оценка результатов осуществлялась согласно балльной системе и уровневой  дифференциации: высокий уровень, средний  уровень, низкий уровень и заносилась в таблицу. Критерии оценки:

1) низкий уровень –  0 баллов – отказ от выполнения  задания или выполнение его  с грубыми ошибками;

2) средний уровень –  1 балл – частичное выполнение  задания при незначительной помощи  воспитателя, с небольшим количеством  недочетов;

3) высокий уровень –  2 балла – правильное выполнение  задания без ошибок (допускается  1 – 2 неточности, исправленные самостоятельно).

На  констатирующем  этапе   эксперимента    был   выявлен   стартовый    уровень   музыкально-эстетического  воспитания детей, их эмоционально-ценностного  отношения к музыкально-эстетической деятельности. Дети с высокими показателями музыкально-эстетического развития характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием  музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Дети воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Нарисуй услышанную музыку» Попова Алина абсолютно точно определила минорное настроение произведения, практически правильно дала ему название, сказав: «Как будто кому-то больно», логически верно подбирали слова для описания и передала услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом, можно сделать вывод, что дети прочувствовали произведение, увидели всю его глубину, и в рисунке передали свои ощущения. Дети со средним уровнем музыкально-эстетического развития были не так точны в ответах, но, после повторного прослушивания с называнием названия, большая часть детей высказывались, подбирая подходящие слова для описания. Поэтому, и в рисунке они наиболее близко передали музыкальный образ. Лишь Зубенко Матвея музыка коснулась поверхностно. Он не смог рассказать об услышанной пьесе,  и в его рисунке отразились только сюжеты, которые ему захотелось нарисовать в данный момент.

Ориентируясь на показатели, детям давались аналогичные задания, которые также оценивались и  фиксировались, а результат заносился  в таблицу.

Результат констатирующего  эксперимента обозначен в таблице  №3.1.1 и в виде диаграммы (Рисунок 1).

 

 

 

Таблица № 3.1.1 – Уровень музыкально-эстетического развития детей в начале эксперимента

 

Высокий уровень 45%  (45 %)

Средний уровень (35 %)

Низкий уровень (20 %)


 

Рисунок 1 - Уровень музыкально-эстетического развития детей в начале эксперимента

Результат этого этапа  эксперимента  (количество  детей,  показавших  высокий  уровень  музыкально-эстетического развития не так уж велик  - 45% от общего количества, средний уровень   –   35%,   низкий    уровень - 20%) сориентировал  на поиск эффективных путей для  организации музыкально-эстетического  воспитания детей в целостном  педагогическом процессе ДОУ.

Вывод: исходя из проведенных  мероприятий, можно сказать, что  искусство как средство  эстетического  воспитания  в  дошкольном учреждении реализуется  на  занятиях  художественного  цикла   (музыкальном,  рисовании, развитии речи). У большинства детей  хорошие показатели музыкально-эстетического  воспитания, но не у всех детей развита  художественная культура. Не все  могут  проявлять свои творческие способности, не способны воспринимать эстетические явления в окружающей действительности и искусстве. Эстетическую оценку явлениям, окружающим предметам могут давать  с помощью наводящих вопросов. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с основами художественных знаний и вовлечь их в художественно-эстетическую деятельность, интегрируя разные виды искусства на музыкальных занятиях.

 

3.2 Характеристика  формирующего эксперимента

На основании вывода по констатирующему эксперименту был  подготовлен формирующий эксперимент  с целью выявления   возможности   средств   искусства   в дальнейшем музыкально-эстетическом воспитании детей  старшего дошкольного возраста, развития  понимания детьми общих средств  выразительности для разных видов  искусства, умения замечать особенности  их интеграции в изображении различных  явлений окружающей жизни,  стимулирования потребности детей старшего дошкольного  возраста в творческой самореализации.

На  этом  этапе  эксперимента  была  разработаны  и  апробированы мероприятия культурологического  содержания, основанные на интеграции искусств. В планировании и организации  своей работы опирались на раздел комплексной программы Т.Н.Дороновой  «Из детства в отрочество», посвященный  музыкальному развитию ребенка. Воспитанники экспериментальной подготовительной группы с младшего возраста регулярно  посещали  дошкольное учреждение, значит, в их младшем возрасте программа  «Радуга» реализовывала основные задачи раздела «Музыкальное развитие» - обогащала  детей музыкальными впечатлениями, развивала эмоциональную отзывчивость, формировала выразительные и  пластические навыки, воспитывала эстетически. Основываясь на этот опыт детей, можно  было продолжить решение задач музыкального развития по программе «Из детства  в отрочество», которая предполагает технологию непрерывного образования. Оставалось только дополнить собственными разработками разнообразных форм музыкальной  деятельности исходя из целей и задач  музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием интеграции искусств.

Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ