Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая Лев Я.Б.docx

— 163.01 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем эту  игру педагоги могут использовать в  работе с детьми 4-7 лет. Одновременность - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка предшкольного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).

5 задание. Определить  в какой возрастной группе  изучаются названные произведения (7 минут).

Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить, в какой возрастной группе они  изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.

6 задание. Решение  кроссворда по изобразительному  искусству 

( 8-9 минут).

Схема кроссворда заранее  нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.

•  Узор, построенный на чередовании в определенном порядке  каких-нибудь рисунков или линий - ОРНАМЕНТ.

•  Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ.

•  Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг - МИНИАТЮРА.

•  Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.

•  Вид народного орнамента, древнейший способ художественного  оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.

•  Линия, передающая внешние  очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.

•  Изображение людей  по грудь в мраморе, бронзе, дереве - БЮСТ.

•  Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и  внешние стены здания - ПАННО.

•  Вид краски для рисования - ГУАШЬ.

За правильные ответы команда  получает фишки.

7 задание. Развитие речевой интонационной выразительности

(4-5 минут ).

Командам дается задание: произнесите стихотворение Л.Фурмана.

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят-малюток. 

1 команда – удивленно, 2 команда – насмешливо, 3 команда – недоумевая.

8 задание. Решение обучающих психолого-педагогических ситуаций

(20-22 минуты).

Каждая команда выбирает себе карточку с заданием, обсуждает  и высказывает свою точку зрения. Учитывая, что в команде, как минимум 3-4 человека, точки зрения могут быть различные и высказаться имеют  право все педагоги.

•  одного из воспитанников  товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно  плачет и не хочет ходить в детский  сад. Воспитатель пытается объяснить  детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации?

•  у ребенка  средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и  т.п., даже во время дневного сна в  детском саду малыша ведут на занятия  спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов  родители отвечают, что желают ребенку  только добра. Как помочь малышу обрести  детство?

•  Воспитатель  подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как  готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как  одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать  не могут. На вопрос воспитателя о  том, как же Сережа будет одеваться  в школе, бабушка пояснила, что  она, как и в детском саду будет  помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как  организовать работу с родителями Сережи?

9 задание. Педагог-художник (4 - 5 минут ).

Ведущий показывает репродукции  картин известных художников, которые  используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде  необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ  команда получает фишку.

В завершении семинара-практикума жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают призы за участие. Помимо этого  совместно определяются педагоги, принимавшие  наиболее активное участие в проведении семинара-практикума, для того, чтобы  отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Творческие задания  для детей

1. «Нарисуй услышанную  музыку».

Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.

Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми определения, при помощи которых можно рассказать о музыке. Просит ребят охарактеризовать каждый эстетический термин, использованный в перечислении. Затем называет и предлагает прослушать произведение «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского и ответить на вопросы:

Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, может ли музыка передать то, о чем хотел сказать композитор? Как можно сказать по-другому – музыка «рассказывает» не словами, а…? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музыкальными звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы». Вы ее раньше не слышали. Затем вы попробуете нарисовать услышанную музыку на бумаге. У каждого должен получится свой рисунок, как вы представили то, что вызвала у вас эта музыка». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, комментируя свои рисунки, отображающие то, что навеяло им произведение.

Оценка исследования: Исследователь ставит:

- 5 баллов, если ребенок различает характер произведения, наиболее близко передает музыкальный образ в рисунке, логически верно подбирает слова для описания.

- 2 балла ставится детям, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом.

- 0 баллов – если ребенок не понимает характер произведения, неверно определяет его настроение.

2. «В гостях  у сказки».

Цель: выявить уровень музыкального-эстетического вкуса через сочинение старшими дошкольниками сказки по прослушанному произведению.

Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного музыкального произведения («Клоуны» Д.Б.Кабалевского) придумать свою удивительную историю.

Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и злого волка. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я знаю, что вы все любите цирк, поэтому сегодня предлагаю вам послушать произведение  «Клоуны» Д.Б.Кабалевского и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в волшебные музыкальные звуки, а потом отразить свои мысли на рисунке. Затем каждый расскажет свою сказку по картинкам».

На основе «детских картин-сказок»  исследователь делает вывод о  том, как музыка повлияла на внутренний мир ребенка, насколько глубоко  они ее услышали и смогли передать в рисунке и рассказать словами.

Оценка результатов  исследовния:

Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они и в рисунке наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.

Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, рисунок не конкретный, а «речь» их мало эмоциональная.

Низкий результат – отсутствие собственного мнения, рисунок не отражает сути, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.

3. «Море волнуется  - раз…»

Цель: определить у детей способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает знакомую всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль.

Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Дети слушают произведения, а потом инсценируют их.

Исследователь смотрит, насколько  эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют  музыку и умеют ее передать в движении.

Оценка:

Высокая оценка ставится, если дети точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.

Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.

Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.

По такой же аналогии проводится этюд «Море волнуется» на выражение  основных эмоций.

Цель: определить у детей умение произвольно выражать различные эмоциональные состояния.

Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает знакомую всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит, что в эту игру интересно будет играть и в другом варианте.

Инструкция: Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, печали, стыда) на месте замри»

Исследователь смотрит и  выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние.

Оценка:

Высокая оценка ставится, если дети точно передали эмоциональное состояние.

Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче эмоционального состояния: мимика показывает печаль или страх, а губы улыбаются;  ребенок стеснялся.

Низкая оценка - если ребенок не верно определил заданное эмоциональное состояние, был скован в проявлении эмоций.

 

4. «Рисуем мысленные  картины»

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.

    • Педагог предлагает мысленно нарисовать картину и рассказать о ней.

Детям дать прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок». После прослушивания    попросить мысленно нарисовать картину по произведению, рассказать с использованием в речи образных определений и сравнений.

    • Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах.

Детям дать прослушать музыку Г.Свиридов «Метель». После прослушивания  попросить мысленно нарисовать картину  по произведению и  проиграть на музыкальном  инструменте, самостоятельно выбрав из выставленных на столе.

    • Мысленно нарисовать картину и прохлопать ритмический рисунок

Детям дать прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки». После прослушивания  мысленно нарисовать картину по произведению,  прохлопать и показать «цоканием»  язычка.

    • Мысленно нарисовать картину и выполнить элементы танца.

Детям дать прослушать музыку Э.Григ "Шествие  гномов". После  прослушивания мысленно нарисовать картину  по произведению и  показать в элементах  танца.

    • Мысленно нарисовать картину, <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Aria

Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ