Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.

Файлы: 1 файл

дипломная 1.docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильностроить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.

Именно в начальной школе  дети начинают овладевать нормами устного  и письменного литературного  языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При  этом учитель должен помочь детям  осмыслить требования к речи, учить  младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения  в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения.

Одним из видов  творческих работ  является сочинение, которое в школе  занимает особое место: ему в известной  степени подчинены другие речевые  упражнения. Детское сочинение –  это творческая работа, в которой  ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход  воображению. Школьники любят сочинение  за творческий характер, за то, что в  нем можно проявить самостоятельность, написать свое.

Объектом моего  исследования является процесс развития речи у учащихся младших классов.

Предмет исследования: сочинение как средство развития речи у младших школьников.

Цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.

Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить,  проанализировать методическую  и педагогическую литературу  по проблеме развития речи  младших школьников.

2. Обобщить  формы, методы, содержание уроков  русского языка по написанию  сочинений разных видов. 

3. Разработать  и провести эмпирическое исследование, направленное на определение  уровня развития речи у младших  школьников.

4. Проверить  эффективность экспериментальной работы.

Гипотеза: систематическая работа над сочинениями способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Уровни развития речи у учащихся

Развитие речи учащихся – процесс  овладения речью: средствами языка  и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Развитие речи  неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Система развития речи включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом, интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся.

М.Р. Львов выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня:

Направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.

Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится наактивный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые часто употребляются. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости. Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление.  При изучении языка активный запас пополняется из пассивного, и он, разумеется, меньше. Сначала мы привыкаем понимать какое-то слово, а затем начинаем сами употреблять его.

У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова  в неправильном значении и говорить простыми предложениями. 

Грамматический уровень  работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.

Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации. (Львов 1975, 34)

Из вышесказанного следует, что  сочинение является универсальным  видом работы по развитию речи у  младших школьников.

 

 

1.2. Формы речи

Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Она создается в ходе беседы..

Письменная речь - это речь, созданная  с помощью графических знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

Если в устной речи применяется  интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста для  выделения  логически важных частей текста. Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая жестами, интонацией, семантическими паузами, допускает сокращения.

Существуют также формы  речи, такие как диалогическая  и монологическая.  Монологическая форма речи обращена к одному или группе слушателей иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций грамматической их оформленностью. Диалогическая –это такая форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Письменная монологическая речь —  это речь без собеседника, ее мотив  и замысел полностью определяются субъектом. Письменная монологическая речь может выступать в различных  формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д.

Письменная речь не имеет почти  никаких дополнительных средств  выражения, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые  играют роль в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка. Значит  грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения.

Итак, письменная монологическая речь по своему строю представляет собой  всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот  почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину  фразы в устной речи, так как  в развернутой письменной речи встречаются  значительно более сложные формы управления.

 

 

1.3.Качества речи

Правильность  речи - качество речи, состоящее в соответствии ее орфографической, лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность. Помимо правильности речь должна обладать и другими важными качествами: точностью, чистотой, ясностью, логичностью, богатством, выразительностью и уместностью. Рассмотрим подробнее эти качества.

Точность речи - коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего.

Уместность речи - строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата.

Богатство речи - набор лексических, грамматических, стилистических  средств, которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный  человек.

Выразительность речи - качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства.

Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов.

Логичность речи - это логическая соотнесенность высказываний друг с другом.

Ясность речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания.

Исходя  из особенностей возраста, можем утверждать, что письменной монологической речью  учащиеся владеют слабее, чем устной диалогической.А ведь, обладая развитой монологической речью, учащиеся могут  давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично выражать свои собственные мысли.

 

 

1.4.Сочинение как один из видов работ по развитию речи  в начальных классах

1.4.1. Виды сочинений.

Сочинение в начальной школе занимает особое место: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Начиная в 1 классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную, планируемую работу.

Сочинения можно классифицировать по нескольким параметрам. В зависимости от источников, сочинения делятся, во-первых, на сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредованного опыта; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, в-четвертых, сочинения по одной картине или по серии картин - на основе воображения учащихся.  

По  степени самостоятельности, по методам  подготовки различаются сочинения  коллективные, проводимые на общую  для всего класса тему и требующие  в большей или меньшей степени  общеклассной подготовки, и индивидуальные.

По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанных жанров.

В повествовании говорится о  последовательных событиях, связанных  между собой. Сочинения этого  жанра могут иметь сюжет, в  этом случае они близки к рассказам  как к литературному жанру. Повествование  – это самый подвижный, живой  и поэтому наиболее доступный  детям жанр сочинений.

Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

Рассуждение – это связанный  текст, в котором для доказательства какого – то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам.

По  стилю сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые. Первые - это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объявления, математические задачи и т.п.

Сочинения могут классифицироваться  по тематическим группам: природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и  т.д. Кроме того, их можно классифицировать по способу - на устные и письменные, по условиям выполнения - на классные, домашние и классно-домашние, по целям  проведения - на обучающие и контрольные.

1.4.2. Методика работы над сочинением.

Первым  по времени и по значению шагом  в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет  сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые  в сочинении отражены.

Тема  всегда связана с идеей. Идея - это  мысль писателя, выраженная им в  художественных образах.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников