Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.

Файлы: 1 файл

дипломная 1.docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

1.5.1. Описание картины.

Сочинения по картинам весьма распространены в  школьной практике. Они удобны в  организационном отношении и  через картину школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

а)описание картины;

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения  школьников; картина даёт толчок для  их фантазии, даёт как бы застывший момент жизни;

в) сочинение  по серии из 5-6 картин, выполняющих  роль картинного плана (это самый  простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение  о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины даётся в расширенном контексте;

д) сочинение  по портрету: раскрытие характера  героя, изображённого на картине, и  мастерства художника, сумевшего воплотить  на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Работу  обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать  в сознании детей понятия, близкие  к содержанию картины, известные  им из жизненного опыта и книг.

Затем предлагается им рассмотреть картину  – это наиболее ответственная  работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они  живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и  её содержание, выраженное в художественных образах. Вслед за этим учащиеся рассматривают  картину вместе с учителем.

Теперь  важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для  этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).

Обязательно нужно выписать на доске слова, трудные для написания».

Таким образом, как мы видим, работа над  сочинением по картине может складываться по-разному, в зависимости от системы, в которой обучаются дети, взглядов учителя, вида сочинения и т.д. каждый учитель вправе организовывать для  детей эту работу над картиной, которую он считает необходимой  и нужной для данного класса и  уровня.

1.5.2. Сочинения-описания

Наблюдательность  очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и  процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают  результаты наблюдений. Это сочинения  описания.

Описания  бывают «деловые» и «образные».

План  может быть составлен как до, так  и после зарисовок. Он составляется коллективно или его предлагает учитель.

Младшим школьникам, по мнению большинства  учителей, легче составлять сюжетные сочинения. Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним  будет возникать как готовый  кирпичик, которому заранее приготовлено место.

1.5.3. Сочинения на основе прочитанного

Использование творчества писателей помогает развивать  у учащихся наблюдательность, активизирует их попытки выразить свои впечатления  в художественной форме. Отзывы о  прочитанных книгах очень важны  для воспитания юных читателей. В  отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливей уяснить идейное содержание и художественные детали.

В 1 и  во 2 классах дети, как правило, еще  не пишут развернутых отзывов, они  лишь записывают названия прочитанных  книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась  им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая  прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой  урок, но здесь каждый пишет о  своем классе, т.е. сочинения оказываются  самостоятельными; допускаются и  домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. 

В 3-4 классах учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают  их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после  такого знакомства – это заметка  в газету, например: « Интересный концерт», « Мой любимый рассказ».

Заметка – это небольшая статья, посвященная  конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения  заметка отличается краткостью, меткостью  языка, а также тем, что в ней  всегда остро ставится проблема, нередко  содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка  может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию.

1.5.4. Сочинение по данной части

Требования  при выборе данной части для написания  сочинения таковы:

1. Отрывок  должен быть кратким.

2. Начало  должно включать завязку.

3. Середина  должна включать кульминацию.

4. Конец  должен включать развязку.

5. Можно  объединить по данному концу  и началу.

6. Любая  часть должна направить мысли  ребенка по определенному руслу.

Сочинение по кульминации

Сочинение очень похоже по содержанию на прочитанный  рассказ. Эти сочинения связаны  с прочитанным материалом или  рассказом учителя. Сочинение дается после прочитанного образца, поэтому  работа начинается с чтения и анализа 

Содержания  рассказа. Эта работа будет подготовкой  к сочинению.

Выбирается  произведение близкое детям по жизненному опыту.

 

1.5.5. Сочинения - миниатюры.

Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям –  миниатюрам, которые проводятся в  устной или письменной форме преимущественно  на уроках грамматики, предъявляются  все те же требования, что и к  сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется  подготовке устного текста. Зато нередко  добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении –  миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Систематическое  выполнение таких сочинений создает  непрерывность в

развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

Таким образом, работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее  направлений – написание сочинений разных видов, которые классифицируются в зависимости от источников, по степени самостоятельности, по жанрам, по стилю, по тематическим группам. Пробуя писать сочинения разных видов, ребенок учится выражать себя, проявлять творческие способности. Подготовка и написание сочинения является универсальным видом работы по развитию речи у младших школьников, так как в этом случае  речь учащихся начальных классов  развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста.

Сочинение заставляет ученика упорядочить  свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. В процессе работы над сочинением речь ребенка совершенствуется, становится богаче, правильнее, выразительнее, образнее, чище, что помогает ему быть успешнее как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Экспериментальная база

Для обоснования теоретической части выпускной квалификационной работы и подтверждения рабочей гипотезы исследования, была спланирована опытно-педагогическая работа, целью которой являлось определение возможностей сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.

Исследование по данной проблеме проводилось  в 4 классе МКОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево Черниговского района Приморского края. В классе 28 человек, из них 17 девочек и 11 мальчиков. Большинство детей 2001 года рождения. Учатся вместе 9 лет.

Контингент учащихся разнороден и  представлен различными социальными  слоями: 12 % - из семей военнослужащих, 81 % - из семей рабочих, 7 % - один или оба родителей пенсионеры. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет.

У учеников обнаружились следующие  типы мышления как теоретический, наглядно - образный, интуитивный и репродуктивный.

В классе ученики делятся за интересами: увлечение компьютерами, спортом, литературой. В целом ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, помощь людям преклонных лет, общественно – полезному труду).

На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс  в целом дружный, с хорошим  потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую  заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим  недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может  оценить свою работу. Дети умеют  оценивать и деятельность своих  товарищей. В классе преобладает  спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских  отношениях друг с другом.

Старостой класса является Алина К. Классный руководитель Елена Александровна - опытный педагог и мастер своего дела, пользуется непререкаемым авторитетом  среди учащихся.

На основании анализа результатов  наблюдений, бесед с классом и  классным руководителем, работы в классе, данных социометрии и тестов можно  утверждать, что класс является достаточно подготовленным, «высоким» классом.

Учебная мотивация носит разнообразный  характер. На уроках желательно развивать  интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

 

 

2.2. Обоснование  методов диагностики 

В качестве констатирующего и контрольного методов исследования в экспериментальном 4 классе были использованы следующие методики:

Методика 1. Определение пассивного словарного запаса (автор Р.Н. Немов)

В этой методике в качестве стимульного  материала ребенку предлагаются пять наборов слов по десять слов в  каждом. (Приложение 1.)

Инструкция.

Дети зачитывали первое слово первого  ряда – «газета» и предлагалось из следующих рядов выбрать слова подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую единым понятием. Работу дети выполняли самостоятельно в течение 15 минут. Во время прочтения ряда ребенок должен был указать то слово из ряда, которое по смыслу подходит к уже прочитанному. Например, если он ранее прочитал слово «газета», то из второго ряда должен был выбрать слово «книжка», составляющее с первым понятием «информация на бумаге». Далее последовательно из следующих наборов он должен был выбрать слова «журнал», «письмо», «афиша».

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел  значения от 40 до 50 слов, то он в итоге  получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно  отыскать значения от 30 до 40, то ему  начисляется 8 - 9 баллов.

Если ребенок смог правильно  найти значения от 20 до 30 слов, то он получает 6 - 7 баллов.

Если ребенок правильно объединил  в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4 - 5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его  оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне пассивного словарного запаса:

10 баллов – очень высокий;

8 - 9 баллов – высокий;

  1. - 7 баллов – средний;

2 - 3 балла – низкий;

0 - 1 балл – очень низкий

Методика 2. Определение активного словарного запаса (автор Р.М. Немов)

Цель: определить уровень активного  словарного запаса учащихся.

Инструкция

Ребенку предлагается картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Задачей ребенка является в течение 20 минут написать небольшое сочинение и рассказать в нем  как можно больше о том, что изображено и что происходит на этой картинке (Приложение 2.)

Речь ребенка фиксируется в  специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем  анализируется.

Таблица 2.1

Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

Фиксируемые признаки речи испытуемых

Частота употребления этих признаков  различными испытуемыми

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

  1. Существительное
                   
  1. Глагол
                   
  1. Причастия
                   
  1. Деепричастия
                   
  1. Прилагательные в начальной  форме 
                   
  1. Прилагательные в сравнительной  степени
                   
  1. Прилагательные в превосходной степени 
                   
  1. Наречия
                   
  1. Местоимения
                   
  1. Союзы
                   
  1. Предлоги 
                   
  1. Водные конструкции, начинающиеся со слов «во - первых», «по - моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.
                   
  1. Сложные предложения, соединенные  подчинительными союзами: «который», «потому что», «так как» и др.
                   
  1. Сложные предложения  с  союзами типа: «и», «а», «но», «да», «или»  и др.
                   

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников