Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.

Файлы: 1 файл

дипломная 1.docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала  к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу  для сочинения.  Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями  о походах, прогулках, описание виденного  и пережитого.

Во  втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к  ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба  способа.

Следующим шагов в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам  учителя и вопросам учащихся. Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному  плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме.

Рекомендуется план из трех-пяти  пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее.

Накопление материала – следующая  подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции  и целенаправленный сбор или отбор  материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной  теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.

Сбор материала завершается  его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с  его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку  правописания слов, во-вторых, составление  словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков  или всего текста.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может  иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей  или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.

Кульминацией работы является написание сочинения. Во втором классе для написания сочинения выделяется один урок, в третьем- один урок, в четвертом – один урок и двадцать  минут второго урока.

Если сочинение - итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения  зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые  основные этапы уроков письма сочинений.

  1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.
  2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.
  3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
  4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.
  5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
  6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
  7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

1.4.3. Сочинения в 1 классе.

За год обучения в первом  классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: “Как мы убирали школьный двор”, ”Как мы встречали птиц”. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений  подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются  под руководством учителя. Работа носит  обучающий характер.

Наиболее элементарными в системе  обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта  работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные  мысли на заданную тему. Порядок  высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся же должны  понять вопросы  и правильно составить на них  ответы в соответствии с темой  высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины  по развитию речи и учебные диафильмы  и диапозитивы.

Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление  предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить  иллюстрации к прочитанному и  сюжетные картинки. Учитель обращает внимание детей на иллюстрации в  букваре, а затем и в книге  « Родная речь» и просит рассказать, что на них изображено. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать слова, правильно  строить предложения на заданную тему. Наряду с этим учащиеся обучаются  умению составлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели используются  сюжетные раздаточные  картинки по развитию речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Составление  предложений по сюжетным картинкам  приближает учащихся к связному рассказу, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются  устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно  строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.

Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников –  это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над  ними, учащиеся учатся осмысливать  свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы

1.4.4. Сочинения во 2 классе.

Сочинения во втором классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.

С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы  представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.

Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану: Сообщение темы и цели работы. Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана. Коллективное составление плана рассказа по плану. Обдумывание рассказа в целом каждым учеником. Связные рассказы по плану.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану: 1. Постановка перед классом цели работы. 2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета. 3. Озаглавливание картинок. 4. Устные рассказы по плану.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале  рассказы составляются коллективно, затем  два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений. Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.

1.4.5. Сочинения в 3 классе.

В третьем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. Написать рассказы о случаях из своей жизни. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. Правильно строить простые предложения различных типов. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются  навыки работы над сочинением, приобретенные  учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления  рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

В третьем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных  действий: описание рисунка в сочинении  «Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении «За грибами». Методика работы над сочинениями  с элементами описания та же, что  и во втором классе.

Сочинения с элементами рассуждения  – новый вид работы. Рассуждение  – наиболее сложный способ изложения  мыслей, т.к. основывается на понимании  причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще  не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в  первом и втором классах, так и  в третьем классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и  наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины. Но в отличие от второго класса для этой цели рекомендуются художественные картины.

В третьем классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений  – составлению писем. Учитель  должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при  работе над сочинениями этого  вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам.

1.4.6. Сочинения в 4 классе.

Работа  над сочинением усложняется от класса к классу. Сложнее и разнообразнее  становятся предметы, явления, которые  дети наблюдают, сравнивают; постепенно возрастает степень самостоятельности учащихся. В четвертом  классе  продолжается работа над грамотностью учащихся, над развитием орфографической зоркости.

В 4-ом классе продолжается  работа по:

  • обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи;
  • развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков;
  • обучению написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Все чаще применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения  в форме заметки, корреспонденции  в газету. На первом этапе эта  работа проводится как анализ уже  напечатанных в детской периодике  газетных жанров. Использование газетного  материала на уроке русского языка  повышает интерес учащихся к учебному предмету, помогает учителю воспитывать  любовь к родному языку.

Важным  этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы. Дальше учащиеся  тщательно отбирают нужный материал, ищут наиболее целесообразное размещение фактов, примеров, которые  войдут в корреспонденцию, формулируют  основные положения, развивающие тему, учатся подкреплять, аргументировать  их.

 

 

1.5. Особенности  работы над сочинениями некоторых видов

Рассмотрим подробнее  особенности работы над сочинениями, которые чаще всего пишутся  в  начальных классах.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников