Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.

Файлы: 1 файл

дипломная 1.docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

В этом протоколе отмечается частота  употребления различных частей речи, сложных предложений с союзами  и вводных конструкций, что свидетельствует  об уровне развития его речи. Во время  проведения психодиагностического  эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в  его правой части.

Оценка результата.

10 баллов ребенок получает в  том случае, если в его речи  встречаются не мене 10 из перечисленных  в протоколе признаков.

В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7 разных признаков.

Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5  разных признаков.

2 – 3 балла – в речи присутствуют 2-3 признака.

0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются  1-2 слова, представляющие собой одну

единственную  часть речи.

Выводы об уровне активного словарного запаса:

10 баллов – очень высокий;

  1. - 9 баллов -  высокий;

4 - 7 баллов – средний;

  1. – 3 балла – низкий;

0 - 1 балл – очень низкий.

Методика 3. Определение понятий  (автор Р.М. Немов)

В этой методике ребенку предлагают 3 набор слов, в каждом наборе по 10 слов. Детей делят на 3 варианта.

Перед началом диагностики ребенку  дается следующая инструкция:

«Перед тобой набор слов. Представь  себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться  объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово „велосипед”. Как бы ты объяснил это?»

Перед тем, как предложить приступить к работе, необходимо убедиться, что  ребенок знает эти слова.

Далее ребенку предлагается дать определения  слов. За каждое правильно данное определение  слова ребенок получает по 1 баллу. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов. На всю работу отводится 10 минут. (Приложение 3.)

Оценка результатов.

Максимальное количество баллов за выполнение этого задания – 10;

Минимальное количество баллов за выполнение задания – 0.

 Выводы об уровне пассивного словарного запаса:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

Итоговый результат по 3 вышеуказанным методикам входной и контрольной диагностики:

24 – 30 баллов – очень высокий

21 – 23 баллов – высокий

13 – 20 баллов – средний

5 – 12 баллов – низкий

0 – 4 баллов – очень низкий

Описанные выше методики позволили  получить данные об уровне развития речи учащихся на начало и конец эксперимента.

 

 

2.3. Анализ полученных результатов диагностической и опытно - педагогической деятельности.

В процессе опытно - педагогической деятельности были использованы следующие виды экспериментальной работы:

- конструктирующий (проверочный)  эксперимент, позволяющий определить  уровень речевого развития учащихся и умение пользоваться лингвистическими словарями на начало педагогической практики;

- формирующий – проверка выдвинутой гипотезы, фиксация хода и результатов педагогической работы;

- проверочный (контрольный) эксперимент, который помог перепроверить правильность теоретических выводов и проследить изменения в речевом развитии школьников после проведенной работы.

На этапе конструктирующего  эксперимента входное исследование уровня речевого развития проводилось 10 апреля 2013 года.

Таблица 2.2.

Результаты входной диагностики  уровня речевого развития. (Приложение 4.)

Респонденты

Методики исследования

Результат

Определение понятий (в баллах)

Определение пассивного словарного запаса

(в баллах)

Определение активного словарного запаса (в баллах)

Валерий К.

7,5

6

7

20,5

Владислава Р.

6,5

5

8

19,5

Андрей Р.

7,5

6

10

23,5

Анна С.

7

6

3

16

Вероника Т.

6

3

9

18

Анастасия М.

9

5

7

21

Анна Х.

8,5

8

6

22,5

Анастасия М.

6,5

6

9

21,5

Валерия Ф.

9

6

7

22

Алена К.

5

4

5

14

Евгения Д.

9,5

7

5

21,5

Екатерина С.

9

5

7

21

Владимир Т.

8

6

4

18

Анастасия С.

9

6

8

23

Ольга Ч.

10

6

9

25

Александра П.

9

7

5

21

Елизавета Г.

10

5

8

23

Екатерина Я.

9

7

8

24

Анастасия Л.

7

5

9

22

Вадим С.

9,5

5

5

19,5


Итоговые показатели входной диагностики  уровня развития речи словарно – лексических  умений:

очень высокий – 2 человека;

высокий - 8 ;

средний - 10 ;

низкий - 0 ;

очень низкий - 0 .

Эти данные позволили спланировать работу, определить стратегию и практику ее улучшения на этапе формирующего эксперимента.

Для проверки выдвинутой гипотезы была разработана следующая система  словарно – лексической работы на уроках русского языка:

  1. Составление сборника словарно – лексических упражнений.
  2. Проведение словарно – лексических упражнений на каждом уроке русского языка на различных его этапах.
  3. Входная и контрольная диагностики уровня речевого развития и словарно – лексических умений.

В сборник словарно – лексических  упражнений вошли упражнения по различным

Направлениям лексической работы в начальных классах:

1.Учащимся предлагается подумать как можно сказать о хорошо знакомом им предмете. Например: о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о тёплом ветерке.

Детские эпитеты:

- Небо огненное, пылающее, багровое, спокойное;

- Море грозное, свирепое, могучее, жёсткое, величественное. Учащимся предлагается также дать определение птицам, растениям.

2.)Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать ... востро (уши, ухо) 
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные) 
С ... нос (голубиный, гулькин) 
Делать из ... слона (комара, мухи) 
Не в своей ... (чашке, тарелке)

3.)Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 
Кирилл целый день бездельничал. 
Мы догадывались, что он нас обманывает. 
Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

4.)Лесенка из слов.

Из слов (имён существительных) составлена лесенка, в ней 12 ступенек.

А

Ар

Азу

Аист

Актёр

Аромат

Абрикос

Акустика

Агрономия

Арифметика

Артиллерист

Автомобилист

Все слова начинаются на букву «а», в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем. Попробуйте составить такую же лесенку, начиная с гласной буквы «и». У кого получится больше ступенек?

5.)Игра «Четвёртый лишний».

- Март, апрель, декабрь, май. (Декабрь).

- Капелька, ручеёк, листопад, проталины. (Листопад.)

- Сугробы, проталины, подснежники, солнышко. ( Сугробы.)

6.)Составление предложений: «Чем вы можете заняться летом?» Допишите предложения.

(Читать) …книгу, кататься на ..(велосипеде), плавать …(на лодке), играть … (с мячом).

(Летом я буду читать любимую книгу. Я буду целыми днями кататься на велосипеде с другом. Я люблю с папой плавать на резиновой лодке. Летом мы с подружками часто играем с мячом).

7.)Языковая игра «Бесконечное предложение».

Каждый называет по одному слову так, чтобы получилось предложение. Начинаем со слова «слон».

Слон.

Слон выступает.

Слон выступает в цирке.

Огромный слон выступает в цирке.

8.)Закодированные слова

0       1       2       3       4       5       6       7        8       9

 

А      Р      О      У      С      К       Л       И       Ы      В

6740                  184Ь                 624Ь                9265                43125

9.)Подбери к именам прилагательным антонимы и подчеркни в них согласные, которые надо проверять.

Образец: частый – редкий.

Горький - _______________________________

Шероховатый - __________________________

Смелый - _______________________________

Широкий - ______________________________

Твёрдый - _______________________________

10)Соедини слова с буквами Г — К так, чтобы получилась пары слов. Запиши слова парами, сравни слова по произношению, написанию и значению.

Кора, Голос, Колос, Калька, Крот

Гора, Галька, Год, Кубки, Гол, Грот, Кол, Кора, Кусты, Губки, Густы

11.)Внимательно причитай текст.

Как волки учат своих детей.

Я шёл по дороге и позади себя услыхал  крик. Кричал мальчик - пастух. Он бежал  полем и на кого - то показывал. Я  поглядел и увидел - по полю бегут  два волка: один матёрый, другой молодой. Молодой нёс на спине ягнёнка, а зубами держал его за ногу. Матёрый  волк бежал позади.

Когда я увидел волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и  мы стали кричать. На наш крик прибежали  мужики с собаками.

Как только старый волк увидел собак  и народ, он побежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул  себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз. Тогда  мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк , схватил ягнёнка. Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягнёнку. Старый отдал нести ягнёнка молодому волку. Только когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягнёнка. 

Подумай и ответь на вопросы к  тексту:

-Почему кричал мальчик - пастух?

-Какого волка называют матёрым?

-Как ты думаешь, чему учил старый волк молодого?

12.)Прочитай слова, составь из них другие слова.

Садовый, перекликались, солнечный.

13.)Ответь на вопросы.

Какие слова меня обижают и радуют?__________________________________

Что такое доброта?_________________________________________________

Что вызывает улыбку?_______________________________________________

Почему взрослые не играют в игрушки?      

Разве знание - сила?__________________________________________________

Зачем люди нажимают на кнопки?______________________________________

14.)Какие чувства( настроения, представления, картины, цвет) вызывают у тебя данные словосочетания?)

Например: весеннее солнце - светлый день, весёлые птицы, длинные дни, счастливые дети, красивые цветы, зелёные листья, голубое небо.

Осенняя поляна -____________________________________________________

Снежный лес -_____________________________________________________

Бушующее море -_____________________________________________________

15.)Наши мудрые предки любили во всем порядок.

Не случайно это слово встречается во многих народных пословицах и поговорках:

От порядка бездельником не будешь.

Порядок - сила: бережёт время.

Где порядок, там удача.

Зачем нужен порядок? Какое настроение, когда во всём порядок? Почему? Расскажи об этом. Нарисуй.

16.)Составь подробный рассказ – описание о кошке. Напиши объявление о её пропаже. Как ты думаешь, сможет ли хозяин по твоему объявлению найти своего любимца?

17.)Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажите.

Кто главнее?

Раскричались  два уха – Левое и Правое

Правое  кричит: «Я главнее!» «Я главнее!» - перекрикивает  Левое.

 «Нет, я!» - голосит Правое. «Нет, я»! - упирается Левое. И пока они кричали, человек ничего не слышал. ( И. Липчевский). 

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников