Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы.

Файлы: 1 файл

дипломная 1.docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

18.)Даны слова в столбиках. Читай сверху вниз медленно и правильно, а снизу вверх читай быстрее. Придумай своё задание.

Ручка       указка

Парта       учебник

Доска       обложка

Альбом      резинка

Тетрадь      закладка

Какие вещи нужно положить в портфель?

Закройте первый столбик, вспомните  слова и назовите их.

Среди слов найдите «лишнее».

Придумайте предложение с некоторыми словами.

19.)Разложите эти предложения так, чтобы получился рассказ. Даю такие предложения:

Лиса  была рада, что пришли мыши.

Мыши  пошли на гору.

Пришла  весна.

Мыши  жили в поле.

Река  затопила поле.

А там  жила лиса.

Она ела теперь много мышей и стала  жирная. 

20.)Игра «Добавь слово»

- Оля  проснулась и .... (стала умываться)

- Коля  оделся и ... (побежал гулять)

- Он  замерз и ... (пошел домой)

- Стали  они играть ... (с зайчиком)

- Зайчик  испугался и ... (убежал, спрятался)

- Девочка  обиделась и ... (ушла, заплакала)

21.)Игра «Фразеологический зверинец»

Вставь  подходящие слова.

Голоден как ...  Изворотлив как ...

Хитер как ...   Надут как ...

Упрям как ...   Болтлив как ...

Слова для справок: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.

22.)Игра «Путаница»

- Пока  письмо шло, оно порвалось на части и понять ничего нельзя, попробуйте разобрать, что было написано.

Котел сметана нудно выл и зал все

( Кот  ел сметану, все дно вылизал).

23.)Подбери антонимы к словосочетаниям:

Глубокая река - …

Глубокий сон - …

Глубокие  знания - … 

Глубокий обморок - …

24.)Замени глаголом следующие выражения:

Прикусить язык - …

Мозолить глаза - …

Путаться под ногами - …

Совать нос в чужие дела - …

Количественный и качественный анализ входной диагностики исследования, опытно-педагогической деятельности автора свидетельствует об успешной работе по определению понятий, определению  пассивного словарного запаса, определению  активного словарного запаса.

Результаты диагностики по методикам  исследования свидетельствуют о  том, что уровни речевого развития экспериментальной  группы учащихся 4 класса повысились. Это можно увидеть на диаграммах:

 

 

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что работа над сочинением  способствует развитию речи у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Нам нужно дать ученику  возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи  младших школьников через сочинительную деятельность.

Сочинение в начальной школе  является важнейшим методом развития ребенка. Потому что при изложении  своих мыслей он приучается концентрировать  свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно  формулирует свои идеи, приходит к  какому-нибудь выводу. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства  и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к  языку и литературному творчеству. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые  правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в  сочинении письмо, причём письмо грамотное, осознаётся учеником не как учебное  упражнение, а как средство правильного  оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении  языковая теория соединяется с речевой  практикой.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются  общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить  своё сочинение определённой мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка  в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют  орфографические  и каллиграфические задачи, делят  текст на абзацы, соблюдают «красную строку», поля и другие требования оформления текста.

Исходя из положения, что развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в  наибольшей мере способствует организация  самостоятельной деятельности, связанной  с эмоциями, переживаниями, в своей  эмпирической работе мы давали  возможность  детям  проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Мы использовали систему работы по подготовке и  написанию сочинений разных видов, старались  вызвать у ребят интерес к работе, проявление эмоционально-оценочного суждения, важного для мотивации речевого творчества. Работали над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Работали над словом, словосочетанием, предложением, составлением связных высказываний. Осуществляли обучение по составлению второклассниками текстов - повествований с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану; составлению текстов – повествований с элементами описания и рассуждения.

В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: что  развитие речи идет параллельно с  развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений  разных видов учатся грамотно излагать свои мысли. Это помогает им быть успешными  не только на уроках русского языка  и других уроках, но и в жизни  в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый.Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас несомненно одно: обучение приемам работы над сочинениями разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда  учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.

В работе была проанализирована методическая, педагогическая  литература, труды  выдающихся педагогов и психологов, детские работы, традиционная и развивающая  программы и методика работы с  детьми, разработано  примерное планирование уроков – сочинений, несколько разработок сочинений разных видов, которые  могут быть использованы педагогами – практиками.

Систематическая работа над сочинениями  разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой  культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М., 1975
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.
  3. Кустарева В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982.- 400 с.
  4. http://www.school2100.ru/upload/iblock/285/285c5a8352bd686e417e040c416f0dfe.pdf    (2010-05-12) 
  5. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
  6. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская О.В.-М.: «Академия»,2004.-464 с
  7. . Азимов Э. Г. , Щукин А. И.  Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).СПб.: Златоуст, 1999

 

  1. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.- М.: Просвещение, 1971 .
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.
  3. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - 1998.- № 9. - с. 50-53.
  4. Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.- М.: НИИ школ МП РСФСР,1982.-119 с.
  5. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия.-2002. 248 с

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

План  беседы с учителями начальных  классов.

 

  1. ФИО.
  2. Образование.
  3. Педагогический стаж.
  4. В каком классе сейчас работаете?
  5. По какой программе?
  6. Как вы считаете, достаточно ли развита речь у младших школьников?
  7. Если нет- каковы причины этого?
  8. Выберите  наиболее привычный для вас вид работы по развитию речи:
    • диктант
    • сочинение
    • изложение
    • словарный диктант
  9. Почему вы используете (не используете) сочинение, как основной вид работы по развитию речи?
  10. Считаете ли вы, что именно в сочинении раскрываются характер, склонности, индивидуальные черты ребенка?
  11. Считаете ли вы что школьную программу нужно расширить написанием сочинений различных видов?
  12. Сочинения каких видов (повествования, описания, рассуждения) вызывают у детей наибольшие трудности?

 

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

«Работа над сочинением, как средство развития речи».

Сочинение в начальной школе  является важнейшим методом воспитания ребенка. На начальной ступени школы  все сочинения носят обучающий  характер, поэтому отрицательная  оценка за них не выставляется и  в классный журнал не заносится. Во 2-3 классах за обучающие сочинения  выставляется одна отметка – за содержание. В 4 классе  оценки выставляются за содержание и грамматику. В журнал оценки выставляются через дробь.

Нормы оценки за сочинения

За содержание:

- оценка  «5»  ставится за последовательное и логически оправданное раскрытие темы, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.

- оценка «4»    тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мысли, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых неточностей в содержании и построении текста.

- оценка «3» ставится за отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мысли, построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо не более пяти речевых неточностей в содержании и построении текста.

- оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, нарушение последовательности изложения мысли, отсутствие между частями текста, бедность словаря. В работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

- оценка  «5»  отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно - два исправления.

- оценка «4»    не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления.

- оценка «3» три-пять орфографических и одна - две пунктуационные ошибки, одно – два исправления.

- оценка «2» шесть и более орфографических и три-четыре пунктуационных ошибки, три-четыре исправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников