Социальная адаптация младшего шокльника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение социальной адаптации младших школьников.
Объект исследования: процесс социальной адаптации школьников.
Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации школьников.
Гипотеза: социальная адаптация младшего школьника будет эффективна, если:
- обогащена социальная составляющая учебной подготовленной среды;
- разработаны и применены индивидуальные программы социального развития учащихся;
- осуществляется продуктивное взаимодействие педагогов и родителей по расширению социального пространства поведенческой активности учащихся.
- проведение различных методик по выявлению дезадаптации детей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации младших
школьников…………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность, содержание и факторы социальной адаптации младших школьников…………………………………………………………………………..5

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников ………....11

Выводы по первой главе…………………………………………………………....................................17

Глава 2. Диагностика формирования социальной адаптации младших школьников………………………………………………………………………....18

2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования ……………………18
2.2 Проведение опроса для определения школьной мотивации ……………..18

2.3 Коррекционная программа по снижению уровня дезадаптации………….22

2.4. Контрольная диагностика социальной адаптации …………………………23

Выводы по второй главе………………………………………………………….26


Список литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая соц.адаптация.docx

— 108.59 Кб (Скачать файл)

Рассматривая адаптацию  ребенка к школе, исследователи  выде- ляют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л.Венгер рассматривает  адаптированность как систему качеств  личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится  к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно  овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и  объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится  к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает  основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные  задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения  выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или  индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются  нарушения дисциплины, объясняемый  учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным  материалом затруднена, к урокам готовится  нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание  и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет [3,с.43].

Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и  образа жизни. Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация это не только приспособление к успешному функционированию в  данной среде, но и способность к  дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию[6,с.119].

Существует понятие школьной дезадаптации, под которой подразумевается  совокупность признаков, свидетельствующих  о несоответствии социопсихологического  и психофизического статуса ребенка  требованиям ситуации школьного  обучения, овладение которой, по ряду причин, становится затруднительным или невозможным. Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корректирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении[7,с.194].

Социализация протекает  во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных  условий, более или менее активно  влияющих на их развитие. Эти действующие  на человека условия принято называть факторами. Факторы социализации условно  можно объединить в четыре группы.

Первая- мегафакторы - космос, планета, мир которые в той  или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая- макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые  влияют на социализацию всех живущих  в определенных странах.

Третья- мезофакторы, условия  социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут(регион, село, город, поселок);по принадлежности к аудитории тех или иных сетей  массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу- микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно  влияющие на конкретных людей, которые  с ними взаимодействуют - семья и  домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные  общественные, государственные, религиозные  и частные организации, микросоциум[12,с.10].

В процессе адаптации ребенок  выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное  количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той  или иной степени близости к нему. Здесь происходит вхождение в  мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами  поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности[11,с. 328].Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как  кажется на первый взгляд. Примером тому являются феральные люди. Феральные  люди- это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, то есть не усваивал и не воспроизводил  в своем развитии социального  опыта. Это те индивидуумы, которые  выросли в изоляции от людей и  воспитывались в сообществе животных. Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети так  и не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли, например, усвоить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Но вели себя так, как это принято среди животных. И только после многочисленных усилий исследователей, направленных на социальное обучение феральных детей, были получены некоторые результаты. Такие дети кое как могли общаться со своими сверстниками в интернатах для умственно отсталых.

Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ  социальной жизни, практически не может  быть обучен этому в последствии. В отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени  в одиночестве (например, Робинзон Крузо),остается человеком как личностью, легко  возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные  с культурой того общества, где  он вырос[10, с.329].

социальная адаптация  младший школьник

 

1.2 Психолого-физиологические  особенности младших школьников

 

Поступление в школу знаменует  собой начало нового возрастного  периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей  деятельностью которого становится учебная деятельность.

К 6 - 7 годам повышается подвижность  нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов  возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют  над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности  младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная  возбудимость. В физиологическом  плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает  развитие мелких, и поэтому детям  легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые  требуют большой точности, поэтому  дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо)[7,с.401].

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят  относительный характер, но в целом  большинство детей испытывает высокую  утомляемость, вызванную еще и  дополнительным, не свойственным для  данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной  потребности в движении). Работоспособность  ребенка резко падает через 25-30 минут  после начала урока и может  резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной  насыщенности уроков, мероприятий. Все  это надо учитывать, имея в виду уже  упоминавшуюся возбудимость детей[11,с.533].

С поступлением в школу  в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется  новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические  новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической  функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических  функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции  тоже интеллектуализируются и становятся произвольными[].

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания  себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает  из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского  психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое  важное личностное образование как  чувство социальной и психологической  компетентности или при неблагоприятных  условиях - социальной и психологической  неполноценности[5,с.246].

Л.С. Выготский отмечал  интенсивное развитие интеллекта в  младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.

Затем происходит переход  к стадии формальных операций, которая  связана с определенным уровнем  развития способности к обобщению  и абстрагированию. К моменту  перехода в среднее звено школьники  должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать  простые закономерности.

Если учащиеся 1-2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то 3-4-му классу школьники  уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения[20,с.191].

Младший школьник в своем  развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая  предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими  людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение  в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется  достаточно устойчивый статус ученика  в этой системе.

На эмоциональное состояние  ребенка все в большей степени  начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а  не только успехи в учебе и отношения  с учителями[17,с.120].

Существенные изменения  происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в младшем школьном возрасте эти  отношения регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью  в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9-10 годам на первый план выступают так называемые "стихийные детские нормы", связанные с качествами настоящего товарища.

При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции  ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, - не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность  появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию  начальной школы все привычные  ситуации подвергаются корректировке  и переоценке другими детьми. При  этом во внимание принимаются не учебные  характеристики, а качества, проявляющиеся  в общении. От 3-го к 4-му классу резко  возрастает количество негативных самооценок[14,с.349].

Недовольство собой у  детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует  у младших школьников потребность  в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Характер младшего школьника  имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой  регуляции поведения); общая недостаточность  воли - школьник 7-8 лет еще не умеет  длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности[5,с.219].

К окончанию начальной  школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются  способность к волевой регуляции  своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3-4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

В целом за время обучения ребенка в начальном звене  школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого  должен появиться качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений  с учителями и одноклассниками[13,с.15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Поступление в школу и  начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни  и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих  в школу и с шести, и с  семи лет.

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и  индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы  общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной  средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в  разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению.

Информация о работе Социальная адаптация младшего шокльника