Социальная адаптация младшего шокльника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение социальной адаптации младших школьников.
Объект исследования: процесс социальной адаптации школьников.
Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации школьников.
Гипотеза: социальная адаптация младшего школьника будет эффективна, если:
- обогащена социальная составляющая учебной подготовленной среды;
- разработаны и применены индивидуальные программы социального развития учащихся;
- осуществляется продуктивное взаимодействие педагогов и родителей по расширению социального пространства поведенческой активности учащихся.
- проведение различных методик по выявлению дезадаптации детей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации младших
школьников…………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность, содержание и факторы социальной адаптации младших школьников…………………………………………………………………………..5

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников ………....11

Выводы по первой главе…………………………………………………………....................................17

Глава 2. Диагностика формирования социальной адаптации младших школьников………………………………………………………………………....18

2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования ……………………18
2.2 Проведение опроса для определения школьной мотивации ……………..18

2.3 Коррекционная программа по снижению уровня дезадаптации………….22

2.4. Контрольная диагностика социальной адаптации …………………………23

Выводы по второй главе………………………………………………………….26


Список литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая соц.адаптация.docx

— 108.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика формирования социальной адаптации младших школьников

2.1 Описание групп испытуемых  и методов исследования

Экспериментальная база нашего исследования – школа №8 города. В исследование участвовали ученики 3-го «А» класса, 20 человек. Было определено содержание работы, целью которой мы наметили выявить факторы успешности младших школьников. Мы предположили, что педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.

Для этого была использована следующая методика:

1.Анкета для определения школьной мотивации у младших школьников.

2. Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».

2. Мероприятие «Праздник осени».

3. Сравнительный анализ 

 

2.2 Проведение опроса для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой)  и методика С.В.Левченко «Чувства в школе»

 

 

Цель: выявление отношений детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению.

 

Инструкция: Дети должны ответить на вопросы выбирая ответы из вариантов «да», «нет», «не знаю» и т.д.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся 3 класса

Уровни

1

Аюр Ч.

высокий

2

Анжела Б.

положительный

3

Алдар Д.

негативное

4

Валерия А.

высокий

5

Жаргал Э.

положительный

6

Иван В.

нормальный

7

Ирина Н.

негативное

8

Инга М.

высокий

9

Лена М.

положительный

10

Маша Р.

нормальный

11

Марина Г.

нормальный

12

Роман К.

нормальный

13

Сергей Ф.

нормальный

14

Саша С.

положительный

15

Сэржена Б.

нормальный

16

Цымпил П.

нормальный

17

Цырегма Ц.

низкий

18

Элбэк Э.

нормальный

19

Яна Ж.

высокий

20

Ярослав А.

низкий


 

 

Полученные результаты представлены в таблице 1 (приложение 1)

Диаграмма 1.  Уровень мотивации к обучению

 

 

Рис.1. – Результаты исследования уровня мотивации

В результате исследования мы получили следующие данные. Как видно из графика на рисунке 1, большинство  детей испытывают нормальную мотивацию (40%) высокий (20 %) и положительные уровни (20%). Так же мы видим низкие уровни у Ярослава А и Цырегмы Ц. (10 %) и негативные уровни Алдар Д. и Ирина Н. (10%) В целом отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, достаточно сформированной социальной мобильности и о достаточно высокой адаптации в данном школьном коллективе.

 

Затем была проведена Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».

 

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.

 

Инструкция: Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

Учащиеся 

3 класса

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Аюр Ч.

Выс.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

2

Анжела Б.

Полож.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

3

Алдар Д.

Негат.

-

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

-

4

Валерия А.

Выс.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

5

Жаргал Э.

Полож.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

6

Иван В.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

7

Ирина Н.

Негат.

-

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

-

8

Инга М.

Выс.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

9

Лена М.

Полож.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

10

Маша Р.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

11

Марина Г.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

12

Роман К.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

13

Сергей Ф.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

14

Саша С.

Полож.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

15

Сэржена Б.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

16

Цымпил П.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

17

Цырегма Ц.

Низ.

-

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

-

18

Элбэк Э.

Норм.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

19

Яна Ж.

Выс.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

20

Ярослав А.

Низ.

-

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

-




 

 

 

 

 

Рис. 2. Результаты исследования «Чувства к школе»

 

Чувство благодарности испытывают 56% учащихся. Желание приходить в  школу присутствует у 44%, симпатия к  учителям и радость отмечается у 40%. Девять учеников отметили уверенность в себе (36%).

Тревога за будущее характерна для 30%, а беспокойство – для 28% . Пятая часть школьников (20%) не удовлетворены собой. Чувства сомнения и скуки испытывают 12%, а раздражение отмечается у 8% учащихся.

Для большинства учащихся характерно спокойствие, что говорит  о хорошей школьной адаптации. Мы видим, что Ярослав А.,  Цырегма Ц., Алдар Д. и Ирина Н. чувствуют не комфортность, не уверенность и сомнения в себя.

В целом отмечается преобладание положительных  чувств, что говорит о хорошем  психологическом климате в классе, достаточно сформированной социальной мобильности и о достаточно высокой  адаптации в данном школьном коллективе.

2.3 Коррекционная  программа по снижению уровня  дезадаптации.

 

Весьма действенным  методическим приемом для успешной социальной адаптации младших школьников является моделирование реальных ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с  ними - отношений, обстановки, положений. Моделирование реальной ситуации предполагает распределение ролей между ее участниками, которые вступают в  определенные отношения между собой, что находит выражение в действиях  и репликах. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт; это имеет большое  значение для развития у них навыков  общения, умений строить свои отношения  с другими людьми[11,с.392].

На основании  данных анализа мы провели воспитательное мероприятие, направленное на формирование социальной адаптации младших школьников - моделирование ситуации и детский  праздник-«Праздник осени».

Праздники в начальной  школе играют огромную роль в адаптации  детей младшего школьного возраста. Они способствуют приспособлению ребенка  к новой системе социальных условий. Так как праздник способствует сплочению  социума, повышению самооценки, закреплению  общественно значимых положений  индивида. Праздник является специфичной  формой коллективного единения, в  которой выражается общее настроение и сопереживание участников[8,с.96].

 

Этапы реализации программы:

Детям предлагается принять участие  в подготовке предстоящего праздника.

 Оформление зала. Беседа на  тему украшения зала. На данном этапе детям предлагается принять активное участие в оформлении зала. Активная позиция ребенка на данном этапе заключается в том, что дети становятся ответственными за украшение зала в целом, и, в частности за сбор украшений: т.е. делается объявление о том, что нужно изготовить украшения для оформления зала.

. Распределение и разучивание  ролей (обсуждение роли, совместное  разучивание ролей, репетиции).

. Подготовка костюмов

. Разучивание игр, танцев, песен.

. Участие в празднике.

2.4.  Контрольная диагностика социальной адаптации 

Для выявления снижения уровня дезадаптации, был проведен контрольный срез по анкете Н.Г. Лускановой.

Учащиеся 3 класса

Уровни

1

Аюр Ч.

высокий

2

Анжела Б.

положительный

3

Алдар Д.

положительный

4

Валерия А.

высокий

5

Жаргал Э.

положительный

6

Иван В.

нормальный

7

Ирина Н.

положительный

8

Инга М.

высокий

9

Лена М.

положительный

10

Маша Р.

нормальный

11

Марина Г.

нормальный

12

Роман К.

нормальный

13

Сергей Ф.

нормальный

14

Саша С.

положительный

15

Сэржена Б.

нормальный

16

Цымпил П.

нормальный

17

Цырегма Ц.

положительный

18

Элбэк Э.

нормальный

19

Яна Ж.

высокий

20

Ярослав А.

положительный


 

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 Уровень мотивации к обучению

Класс

3 «А»

1 уровень

4

2 уровень

8

3 уровень

8

4 уровень

-

5 уровень

-


 

Рис.3 Результаты исследования уровня мотивации

 

Учащиеся 

3 класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Аюр Ч.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

2

Анжела Б.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

3

Алдар Д.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

4

Валерия А.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

5

Жаргал Э.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

6

Иван В.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

7

Ирина Н.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

8

Инга М.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

9

Лена М.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

10

Маша Р.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

11

Марина Г.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

12

Роман К.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

13

Сергей Ф.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

14

Саша С.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

15

Сэржена Б.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

16

Цымпил П.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

17

Цырегма Ц.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

18

Элбэк Э.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

19

Яна Ж.

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

20

Ярослав А.

                               



 

 

Рис.4 Результаты исследования «Чувства к школе»

 

 

По итогам контрольного среза можно  сделать следующие выводы. Что дезадаптированые дети Ярослав А., Цырегма Ц., Алдар Д. и Ирина Н. после проведения праздника отмечается повышенный интерес к предложенной совместной деятельности. Например, совместная деятельность детей при изготовлении украшений: дети обсуждали, какими будут их листочки, совместно обсуждали цвет бумаги, из которой готовились листочки, какой цвет будет следующим. Выслушав друг друга, дети находили компромисс. Каждый день дети спрашивали у одноклассников, кто и что приготовил из украшений. Так же на переменах дети обсуждали предстоящее событие. После проведения праздника детей, с низким уровнем социальной адаптации, сверстники стали принимать в свои игры на переменах, стали больше с ними общаться.

Так же у младших школьников повысился  интерес к урокам и школе в  целом, дети стали активнее, нежели это было раньше.

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

 

Можно сделать вывод о  том, что повысить социальный статус, а так же самооценку и школьную мотивацию ребенка в группе сверстников, можно посредством активной позиции  ребенка в момент подготовки и  проведения детского праздника, а также  моделированием ситуации.

По итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников.

Таким образом, исходя из сравнительного анализа полученных данных, можно  предположить, что проведение формирующего эксперимента оказало существенное влияние на снижение уровня тревожности  в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исследование было посвящено  проблеме социальной адаптации младших  школьников. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Так, изучив педагогическую литературу по данному вопросу, было рассмотрено  понятие социальной адаптации, особенности  социальной адаптации младших школьников, возрастные особенности психического и физиологического развития, индивидуальные особенности развития младших школьников, мотивации детей к школе, которые влияют на процесс социальной адаптации.

    Так же было выяснено, что праздники в начальной  школе играют огромную роль  в социальной адаптации детей  младшего школьного возраста. Они  способствуют приспособлению младшего  школьника к новой системе  социальных условий. Так как,  большинство праздников «работает»  на сплочение социума, на повышение  социального статуса, на закрепление  общественно значимых положений  индивида при переходе в новые  социальные состояния. Хорошо  организованные праздники создают  благоприятную ситуацию для социальной  адаптации младших школьников  в школе.

Информация о работе Социальная адаптация младшего шокльника