Социальная адаптация младшего шокльника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение социальной адаптации младших школьников.
Объект исследования: процесс социальной адаптации школьников.
Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации школьников.
Гипотеза: социальная адаптация младшего школьника будет эффективна, если:
- обогащена социальная составляющая учебной подготовленной среды;
- разработаны и применены индивидуальные программы социального развития учащихся;
- осуществляется продуктивное взаимодействие педагогов и родителей по расширению социального пространства поведенческой активности учащихся.
- проведение различных методик по выявлению дезадаптации детей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации младших
школьников…………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность, содержание и факторы социальной адаптации младших школьников…………………………………………………………………………..5

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников ………....11

Выводы по первой главе…………………………………………………………....................................17

Глава 2. Диагностика формирования социальной адаптации младших школьников………………………………………………………………………....18

2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования ……………………18
2.2 Проведение опроса для определения школьной мотивации ……………..18

2.3 Коррекционная программа по снижению уровня дезадаптации………….22

2.4. Контрольная диагностика социальной адаптации …………………………23

Выводы по второй главе………………………………………………………….26


Список литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая соц.адаптация.docx

— 108.59 Кб (Скачать файл)

   Процесс социальной адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями. Социальная адаптация младших школьников может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае -- может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

Поэтому смысл адаптационного периода  в школе состоит в том, чтобы  обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В  этих условиях целью работы педагога-психолога  является создание условий для успешного  обучения выпускников начальной  школы в среднем звене, чтобы  обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие. В результате выполнения исследований (первичного и контрольного), формирующего эксперимента и сравнительного анализа результатов гипотеза подтвердилась.

Разработанная и реализованная  на практике коррекционная программа  была направлена на создание условий  для успешной адаптации младших школьников к учебным и жизненным ситуациям

Программа имела целью развитие средств самопознания тревожных  детей, повышение представлений  о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений  и развитие уверенности в собственных  силах. Это необходимо для того, чтобы  обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед  ним каждодневные задачи.

Работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить  в коллективах детей с первого  дня пребывания в школе. Предложенная методика адаптации показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние  каждого ребенка в большей  или в меньшей степени, которое  непосредственно сказывается на успешности адаптации к школьной жизни. Практическое применение метода релаксации является новым для педагогики и эффективным методом, не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе.

Практика показала необходимость  дифференцированного подхода к  этой проблеме, то есть осуществление  индивидуального подхода или  работу с группой детей, чтобы  избежать школьной дезадаптации.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология.- М: Юрайт,2010-812с.

2. Андриенко Е.В. Социальная  психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под.  Ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский  центр «Академия»,2002.-264с.

3. Белавина О.В. Одаренные  дети: проблемы адаптации //Психологический  журнал.2010.-№1.-С.41-54.

4.Битянова М.Р. Социальная  психология: учеб.пособие. 2-е изд., перераб.-СПб.:Питер,2008.-368с.

5. Бодалев А.А., Столин  В.В. Общая психодиагностика.- Спб.: Изд-во «Речь»,2004.-440с.

6. Бордовская,Н.В.,Реан А.А.  Педагогика: Учебное пособие.-СПб:  Питер, 2008.-304с.

7. Божович Л.И. Личность  и её формирование в детском  возрасте.-Спб.:Питер,2008-568с..

8. Истратова О.Н., Широкова  Т.В.,Эксакусто Т.В. Большая книга  детского психолога.-Феникс,2008.-568с.

9. Ишкильдина Р.Т., З.Ш.Касимова. Проблемы агрессивного поведения  детей младшего школьного возраста.-СГПА,2010.

10.Кумарина Г.В. Педагогические  условия предупреждения адаптационных  нарушений школьников//Народное  образование.-2009.-№7.-С.163-168.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для  студентов педагог. Учеб. заведений.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт  - Издат, 2003.-607с.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная  психология: учебное пособие для  студентов вузов. -М.: Высшее образование,2009.-452с.

13. Особенности и динамика  самоактуализации личности в  процессе социокультурной адаптации/  Э.А.Ахмадуллина, Г.Ш.Габдреева//ученые  записки Казанского гос. Университета.-2008.-Т.150,сер. Гуманитарные науки, кН.3.-С.15-28.

14. Подласый И.П. Педагогика: учеб.- М.: высшее образование, 2008. - 540с.

15. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ ред.-сост. Д.Я.  Райгородский.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2008.- 667 с.

16. Профилактика, коррекция,  реабилитация детей и подростков  с девиантным поведением, теория  и методика/Авт.-сост.М.В. Абдрахманова, Ф.Р.Мавлеткулова, А.М. Анохин.- Стерлитамак.  Гос. Пед. Акад. Им Зайнаб Биишевой.

17. Савина Н. Н. Школьная  дезадаптация: природа, структура,  причины//Наука и школа.2010.-№3.-С.118-121.

18. Сухов А.Н. Социальная  психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-240с.

19. Теория и методика  воспитания: учебное пособие /Е.В.Головнева.-2-е  изд..-М.: Высш.шк.,2009.-256с.

20. Федоренко Е.Б. Ресурсы  работы с гиперактивными детьми//Народное  образование. 2009.-№7.-С.189-196.

21. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38.

22. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

23. Воpобей Ю. Д. Диалектика художественного твоpчества. М. 1984.

24. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997.

25. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967 - 93с.

26. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992.

27. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». - М., 1965 - 51 с.

Приложение

 

Анкета

для оценки уровня школьной мотивации

Инструкция:

Ответь на вопросы анкеты, подчёркивая выбранный Вами вариант  ответа. 

Тебе нравится в школе  или не очень?

а) не очень б) нравится  в) не нравится

Утром, когда ты просыпаешься, всегда с радостью идешь в школу  или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с  радостью

Если бы учитель сказал: «Завтра в школу не обязательно  приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома». Ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у  Вас отменяют уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному  в) нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнего задания?

а) хотел бы б) не хотел  бы в) не знаю

Ты хотел бы, чтобы в  школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

Ты часто рассказываешь  о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у  тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел  бы в) не хотел бы

У тебя в классе много  друзей?

а) мало б) много в) нет  друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) нравятся

Рекомендации по обработке:

Анкета, по выявлению уровня школьной мотивации выявляет 5 уровней:

1 уровень - высокая школьная мотивация, учебная активность 25 – 30 баллов

2 уровень – нормальная школьная мотивация 20 – 24 балла

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью 15 – 19 баллов

4 уровень – низкая школьная мотивация 10 – 14 баллов

5 уровень – негативное отношение к школе, дезадаптация менее 10 баллов

1 и 2 уровень = адаптация

3 и 4 уровень = возможная  дезадаптация

5 уровень = дезадаптация

 

КЛЮЧ      

 

а

б

в

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


 

 

Приложение 1

Таблица 1.

Класс

3 «А»

1 уровень

4

2 уровень

8

3 уровень

4

4 уровень

2

5 уровень

2


 

Приложение 2.

 

Методики исследования

Опросник «Чувства в школе»

Цель: Выяснить, как школьник чувствует себя на занятиях и в  школьном коллективе.

 

Дата опроса______ Пол_________ Возраст______     

 

Отметь значком «+»  те чувства, которые ты наиболее часто  испытываешь в школе. Ответы анонимны.

 

 

Вопросы

Ответы + -

Я испытываю в школе

 

Спокойствие

 

Усталость

 

Скуку

 

Радость

 

Уверенность в себе

 

Беспокойство

 

Неудовлетворенность собой

 

Раздражение

 

Сомнение

 

Обиду

 

Чувство унижения

 

Страх

 

Тревогу за будущее

 

Благодарность

 

Симпатию к учителям

 

Желание приходить сюда

 



 

 

 

 

Если на фоне одного - двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного  периода. Однако если количество выборов  «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.

 


Информация о работе Социальная адаптация младшего шокльника