Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. ОСНОВЫ РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
3.2 Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями в развитии в системе образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

Файлы: 1 файл

реферат по Московкиной.docx

— 72.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  реабилитация детей с отклонениями в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Социально-реабилитационная деятельность

2. Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии

3. Основные направления реабилитации детей с отклонениями в развитии

3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии

3.2 Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями в развитии в системе образования

Заключение

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

В последнее  десятилетие XX века в России актуализировалась  проблема социально-педагогической реабилитации1 подростков с ограниченными возможностями физического здоровья в связи с гуманистическими позициями педагогической науки и практики. Изменение экономического, политического, нравственного, духовного, религиозного уровней общества, прогресс здравоохранения, науки и культуры вызвал повышенное внимание к детям с отклонениями в развитии. Ранее подростки этой категории нередко были исключены из общественной жизни, находились в системе закрытых спецучреждений, не могли в полной мере реализовать свои права на образование, воспитание, проведение досуга, получение услуг в сфере обслуживания и т.п. Современная социальная политика государства, российские законодательные акты в отношении детей с отклонениями в развитии приближаются к международным стандартам, призывающим создать оптимальные условия для их интеграции в общество, предоставить равные возможности для обучения, получения информации, социального обслуживания и дальнейшего трудоустройства.

Реабилитация - это не только лечение и улучшение  состояния здоровья, а процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности  человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку  статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.

Процесс реабилитации - это сложное  и многогранное явление, поскольку  полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к  интеграции в общество, требуется  разработка новых теоретических  подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа  современных проблем специального образования как в России, так и за рубежом.

 

  1. Социально-реабилитационная деятельность

Важное  место в комплексе названных  составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов к интеграции в  социальную среду занимают вопросы  их социальной реабилитации.

Социально-реабилитационная деятельность - сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.2

Ребенок с ограниченными возможностями  здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием  его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Названные закономерности изучает  психология. Следовательно, психология по отношению к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями  выступает как дисциплина, составляющая ее научную основу. Без учета закономерностей  психического и личностного развития ребенка социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного  содержания.

Курс  «Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы» возник на стыке смежных наук: общей психологии, социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, специальной психологии и коррекционной педагогики. Он имеет свой предмет, объект и методы исследования, позволяющие получать объективную научную информацию о ребенке, включенном в социально-реабилитационный процесс.

Теоретической основой курса являются положения  общепсихологической теории, разработанные  такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, В.С. Мухиной и других, изучавших  личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Все проблемы, включенные в настоящий курс, рассматриваются с позиций единства деятельностного и личностного подходов, сформировавшихся в отечественной психологии3.

Деятельностный  подход в социальной реабилитации предполагает развитие и коррекцию ребенка  с ограниченными возможностями  только в процессе деятельности посредством  специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через  «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

Личностный  подход ориентирует специалиста  по социальной реабилитации на работу с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными  возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря  такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели социальной реабилитации, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.

Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалиста по социальной реабилитации в общей системе  воспитания ребенка. Его задача состоит  в том, чтобы, используя различные  подходы, обеспечить в процессе различных  видов деятельности и общения  создание внутренних и внешних условий  для продвижения ребенка с  ограниченными возможностями в  личностном развитии.

 

  1. Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии

В основе ранней реабилитации детей 4с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений. Выявление этих отклонений связано с определенными трудностями, так как интеллектуальное развитие ребенка представляет собой созревание множества разнообразных функций, находящихся в сложном единстве. Отклонения в интеллектуальном развитии могут являться следствием поражения любой функции, определяющей интеллектуальную деятельность ребенка и ее своеобразие.

При диагностике  отклонений в умственном развитии ребенка  за основу должны быть взяты нормативы  нервно-психического развития здоровых детей. Различные отклонения в развитии ребенка сопровождают нарушения  в состоянии здоровья и корригируются  одновременно с лечением психоневрологической недостаточности. Результаты тестирования используются для контроля эффективности лечения и раннего педагогического вмешательства, они позволяют определить степень сложности индивидуальной программы реабилитации, а также раскрыть основную причину задержки в развитии ребенка. Сравнение уровня развития ребенка-инвалида с возрастными стандартами преследует далеко не главную цель. Важно показать не степень его отставания от здоровых сверстников, а отметить достигнутые успехи в тот или иной отрезок времени. Основная цель диагностики заключается в том, чтобы определить палитру различных видов деятельности, которыми может заниматься ребенок, имея те или иные нарушения жизнедеятельности и страдающий различными видами социальной недостаточности.

Возрастные  нормативы нервно-психического развития могут помочь определить сильные  и слабые стороны в развитии ребенка  и тем самым выделить приоритетные направления в реабилитационной работе. Диагностируя уровень нервно-психического развития ребенка с различными ограничениями  жизнедеятельности и социальной недостаточностью, необходимо иметь в виду, что у всех детей важные жизненные навыки формируются по тождественной схеме и нередко с похожей последовательностью, даже если из-за интеллектуальных нарушений некоторые дети овладевают ими очень медленно. В результате тестирования выясняется, какие практические умения, и в какой последовательности формировались.

Правильно проведенная диагностика достигнутого уровня позволяет определить успехи в обучении ребенка, контролировать правильность выбора приоритетов в  индивидуальной программе реабилитации, вносить коррекцию в методику занятий с ребенком.

Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в лучших отечественных  научно-методических и лечебных учреждениях, предполагают в первую очередь обучить  ребенка жизненно важным навыкам, которые  обычно формируются у детей в  раннем возрасте.

Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии обучается очень медленно. Для того чтобы он в меру своих  возможностей развивался и осваивал необходимые навыки, следует иметь  реалистичную, индивидуальную программу  педагогической реабилитации ребенка-инвалида. Приступая к созданию такой программы, надо оценить три взаимосвязанные  проблемы:

- конечную  цель всей реабилитационной программы,  или перечень навыков и умений, которыми ребенок должен в  итоге овладеть;

- уровень  актуального развития малыша  и объем его социальной недостаточности;

- время  и средства, имеющиеся для реализации  поставленной цели.

Необходимо  иметь в виду, что нельзя копировать ни один подход к реабилитации. В  каждом конкретном случае следует определить потребности ребенка и, исходя из этого, адаптировать методы реабилитации каждого инвалида к его ограничениям и возможностям.

Составляя программу реабилитации детей с  отклонениями в интеллектуальном развитии, необходимо иметь в виду, что чем  раньше начнется реабилитационный процесс, тем больше надежд на достижение социально значимых результатов. Цель реабилитационной программы должна учитывать реальные возможности ребенка. Любые крайности будут разочаровывать и родителей, и специалистов, работающих с малышом. Определив цель реабилитации, необходимо сформулировать перечень задач, которые будут ориентиром на выбор направлений работы, они помогут спланировать основные занятия с ребенком, а также рационально использовать различные бытовые и режимные ситуации для повторения или закрепления отдельных достижений ребенка.

Ребенок продвигается вперед во многих сферах развития почти одновременно, поэтому  ему надо помогать сразу по нескольким линиям развития. Для этого надо выбрать те упражнения, которые помогут  ему лучше освоить то, что он уже умеет, а затем перейти  к следующему этапу реабилитации. Обучение новым навыкам и умениям  надо проводить постепенно, малыми этапами.

Первое, с чего надо начинать - это научить  ребенка поднимать голову, когда  он лежит или сидит на руках. С  первых месяцев жизни надо правильно  носить ребенка, помогая ему хорошо владеть головой в различных  положениях и побуждая его интересоваться окружающей обстановкой.5

Когда малыш  освоит движения головой, его надо научить  переворачиваться. Для этого ребенка, страдающего различными задержками в развитии, обучают поднимать  плечи и тело. Все это целесообразно  осуществлять в процессе примитивных  игр, а также во время ухода  за ребенком. Малыша побуждают следить  за игрушками, тянуться за ними, принимать  различные положения и т.д. В  том случае, когда многочисленные попытки «заставить» ребенка поднимать плечи и затем переворачиваться не приносят желаемого результата, ему осторожно помогают переворачиваться на бок, не оставляя при этом попыток сделать все это лишь с помощью игрушки.

На этом этапе реабилитации, да и при решении  других реабилитационных задач, надо неукоснительно следовать «золотому правилу»: помогать ребенку нужно лишь столько, сколько ему необходимо, надо побуждать ребенка большее число упражнений выполнять самостоятельно.

Эти общие  рекомендации не исключают значительного  числа самых разных особенностей, учитывающих индивидуальность малыша, его возможности, степень сохранности  интеллекта и многое другое. Например, если не удается научить ребенка  переворачиваться после долгих специальных  занятий, можно достичь хорошего результата, приподняв ножку малыша и помогая ему таким образом  освоить этот сложный двигательный акт. А затем должны следовать  длительные и упорные тренировки, закрепляющие полученный результат. Если малыш страдает спастическим напряжением  мышц, нужно сначала помочь ему  расслабиться, например, покачивая  его ножки взад и вперед, либо, свернув его «клубочком», медленно раскачивать ноги из стороны в сторону. Таких приемов существует довольно много. Можно попробовать, держа ребенка на коленях, поворачивать туловище в разные стороны.

Следующим этапом реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является развитие у них хватательного  навыка, умения тянуться к предметам  и координировать взаимодействие двигательного  и зрительного анализаторов.

Информация о работе Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии