Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. ОСНОВЫ РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
3.2 Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями в развитии в системе образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

Файлы: 1 файл

реферат по Московкиной.docx

— 72.22 Кб (Скачать файл)

3.2 Психолого-педагогическая  реабилитация детей с нарушениями  в развитии в системе образования

Когда все дети достигают возраста 6-7 лет, они начинают учиться в  школе. А многие дети с ограниченными  возможностями в этом возрасте не могут не только хорошо говорить, но и обслуживать себя. На психолого-медико-педагогических комиссиях таким детям зачастую в заключении пишут: «Ребёнок не обучаем».

«Необучаемый ребенок» - как часто слышат эти слова. По-видимому «обучаемый» - это ребенок, обучение которого не должно составлять проблем, доставлять неприятности и требовать от педагога чрезмерных усилий. Ему объяснили – он понял. Вот это обучение! А если одно и тоже нужно повторять 2-3 раза - значит не справляется.

Не ребенок не справляется, –  не справился педагог. Это педагогу не хватило терпения и знаний. Он обучает детей по раз и навсегда отработанной схеме. Но не нужно подчинять ребенка под систему, какой бы прекрасной она не была. Обучение – это процесс, который длится во времени. Для детей с ограничениями возможностей нет, и не может быть сроков.

По закону РФ «Об образовании» дети с ограниченными возможностями могут учиться в обычных общеобразовательных школах на общих основаниях. Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать детей, проживающих на прикрепленной к ней территории, независимо от состояния их здоровья.

Министерство образования придерживается такой концепции, что дети с нарушениями, не связанными с умственной отсталостью, должны обучаться по общим стандартам и специально разработанным к  ним дополнениям, где предусмотрено  увеличение количества учебных часов  и использование большего числа  специалистов. Но в реальной жизни  этот закон общеобразовательными учреждениями не выполняется. Часто “особые дети”  не могут посещать не только общеобразовательную  школу, но и детский сад, поскольку  в них отсутствуют специальные  условия для нахождения там и  обучения ребенка-инвалида:

  • не введены специальные учебные программы;
  • не привлекаются к работе специальные педагоги (дефектологи);
  • помещения не оборудуются с учетом нахождения в них детей с проблемами в развитии.

В системе отечественного образования коррекционная помощь детям с проблемами в развитии реализуется с учетом положения о том, что такой ребенок имеет особые образовательные потребности и нуждается в специальных условиях.

Специальные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, оборудуются  с учетом нахождения в них детей  определенной категории. В них должны быть предусмотрены специальные порожки, светозащитные технические устройства из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием для детей с нарушением зрения; специальные поручни, пандусы для подъема и спуска детей с опорно-двигательными нарушениями.

 Дети с отклонениями в  развитии могут воспитываться  и обучаться:

 в дошкольных, школьных государственных и негосударственных образовательных учреждениях и учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

  • компенсирующего вида, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии (в специальных (коррекционных) детских садах и школах);
  • комбинированного вида, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
  • общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии;

2) в домашних условиях с возможностью посещения дошкольниками групп кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

3) в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных групп в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

4) в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.;

5) в детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) в школах-интернатах.

Вопросы направления или перевода ребенка в то или иное учреждение, комплектования образовательных учреждений решается на постоянно действующих  психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК).

Дети с отклонениями в развитии направляются ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социальной защиты в коррекционные учреждения только по согласованию с родителями (законными представителями ребенка).

В учреждения дополнительного образования  дети с отклонениями в развитии принимаются  по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что  процесс реабилитации - это сложное  и многогранное явление, поскольку  полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio - восстановление) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Важное  место в комплексе названных  составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов к интеграции в  социальную среду занимают вопросы  их социальной реабилитации.

Социально-реабилитационная деятельность - сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.

В основе ранней реабилитации детей с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений. Выявление этих отклонений связано с определенными трудностями, так как интеллектуальное развитие ребенка представляет собой созревание множества разнообразных функций, находящихся в сложном единстве. Отклонения в интеллектуальном развитии могут являться следствием поражения любой функции, определяющей интеллектуальную деятельность ребенка и ее своеобразие.

Крайне неблагоприятная экологическая  ситуация, низкий уровень культуры здорового образа жизни россиян  сочетаются с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги, неудовлетворенности, потерю динамики социумом.

Разработана Концепция с целью  определения основных направлений  государственной и общественной деятельности по совершенствованию  системы социальной адаптации и  всесторонней реабилитации детей с  отклонениями в развитии методами и  средствами физической культуры.

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что реабилитационная деятельность способствует обеспечению  людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ  жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : Учеб. пособие для вузов / Л.И. Акатов.- М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Бочарова Е.А. Ранняя реабилитация детей с отклонениями в развитии // Экология человека.- 2002.- N 2.
  3. Вернер Д. и др. Реабилитация детей-инвалидов. М.- 1995.
  4. Воронова О.П. Социально-медицинская реабилитация инвалидов / О. П. Воронов // Социальная работа.- 2009.- N 1.
  5. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М: АПН РСФСР 1960.
  6. Доскин В.А. и др. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. М: Медицина 1997.
  7. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Социально-гуманитарные знания.- 2003.- N 4.
  8. Карасаева Л.А. Роль физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в профессиональной реабилитации инвалидов // Адаптивная физическая культура.- 2007.- N 1.
  9. Хегай М.М. Реабилитационно-оздоровительная деятельность в начальной школе М.М. Хегай // Школа.- 2005.- N 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая реабилитация детей  после кохлеарной имплантации

 
На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация  является одним из наиболее эффективных  методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно  глухим людям слышать и понимать речь. 
 
В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. Таким образом, в процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.  
 
Но, сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора кохлеарного импланта ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Для этого послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты: 
 
1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта. 
2. Развитие слухового восприятия и речи. 
3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.). 
4. Психологическая помощь ребенку и его близким. 
 
Было проведено исследование, которое включало в себя проведение диагностирующих и педагогических коррекционных мероприятий по развитию слухо-речевого поведения глухих детей. В результате изучения результатов послеоперационной педагогической реабилитации установлено, что несмотря на определенную возрастную однородность рассматриваемой группы, результаты послеоперационной педагогической реабилитации у дошкольников могут очень различаться в зависимости от ряда факторов: 
 
1. Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта. 
2. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей. 
3. Индивидуальные психологические особенности. 
4. Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.). 
5. Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации. 
6. Успешность проведенного хирургического вмешательства. 
7. Адекватность настройки речевого процессора. 
8. Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта. 
9. Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения. 
 
Первое включение и настройка речевого процессора у маленьких детей достаточно сложный процесс, поскольку они не могут дать отчет о своих ощущениях, даже если они имели слуховой опыт. Именно поэтому необходимы специальные педагогические занятия по выработке условно-двигательной реакции на сигнал (например, надевание колец на пирамидку на хлопок, складывание кубиков в кузов машины на удар барабана или бросание пуговиц в коробочку на 'па-па-па-па' и др.). 
 
Всех маленьких детей с кохлеарной имплантацией можно условно разделить на три группы в зависимости от уровня развития слухового восприятия: 
 
1. Дети, оглохшие в период до овладения речью. К данной категории относятся все врожденно глухие дети с кохлеарными имплантами до трех лет. 
2. Вторую группу составляют дети, имеющие слуховой опыт и потерявшие слух в период овладения речью, а также часть детей, протезированных в раннем возрасте и эффективно занимавшихся с сурдопедагогами. 
 
Занятия по развитию слухового восприятия у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения речевого процессора. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению кохлеарного импланта, т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется усидчивость, навык прислушивания. 
 
При развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора у маленьких детей используются те же приемы и методы, как и при работе с малышами со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее. У ребенка с КИ необходимо развивать слуховое восприятие по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз). 
 
После первой настройки речевого процессора кохлеарного импланта ребенок способен слышать только очень громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки, обучения достигается восприниятие тихих звуков. И здесь важны наблюдения педагога, который должен оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низкочастотные и высокочастотные звуки. В частности, полезным критерием адекватности настройки является способность ребенка слышать низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные фонемы или слова.  
 
Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух. 
 
При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что: перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка; в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию, у них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал, у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их. 
 
При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у маленьких детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами. Это особенно характерно для детей, потерявших слух в период овладения речью и имеющих слуховой опыт. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметомявлением (ребенок может повторять разные слова, не осознавая их значения, даже если он знает эти слова). 
 
В течение первого месяца после первого включения речевого процессора и занятий большинство детей может различать на слух такие качества звука как 'один-много', 'тихий-громкий', 'длинный-короткий', слова, различающиеся числом слогов.  
 
Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря. После включения речевого процессора эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. В отличие от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами быстро растущие слуховые возможности ребенка с кохлеарными имплантами в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы, особенно при работе с детьми, имеющими слуховой опыт. 
 
Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо представлена неосознанным лепетом. Работа по формированию устной речи после включения речевого процессора ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлений о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям. В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц педагог многократно произносит эти слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляторно наиболее простых. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. В процессе обучения используется письмо и чтение (глобальное, послоговое). Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста. 
 
Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает развитие: 
 
а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);  
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);  
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость) 
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной) 
д) воображения 
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.) 
ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка). 
 
Итак, дети с врожденной глухотой и дети, потерявшие слух в период овладения речи (1-5 лет), прооперированные в раннем возрасте являются одной из наиболее перспективных групп с точки зрения слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации. Маленькие дети после кохлеарной имплантации нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку речевого процессора, развитие коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью аппарата, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическую помощь ребенку и его близким. Подготовку к послеоперационной реабилитации необходимо начинать на дооперационном этапе и как можно раньше. Отличительными особенностями развития слухоречевого восприятия маленьких детей после кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия, возможность использования акустической обратной связи для развития правильных артикуляторных укладов на ранних этапах реабилитации, трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметомявлением, трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания. 
 
Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.


 
 

 

Медицинская реабилитация

Медицинская реабилитация является составной  частью общей реабилитации. В ходе реабилитации воспитанник проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепления здоровья.

На каждого ребенка в центре заведена медицинская карта, куда  внесены данные анамнеза, данные медицинского осмотра, результаты обследования, также записи консультаций специалистов, намечен план получения квалифицированной медицинской помощи, профилактических и реабилитационных мероприятий.

Психологическая реабилитация      

За анализируемый период была проведена  углубленная психологическая диагностика  с  поступившими воспитанниками центра, с целью изучения их  личностных особенностей, познавательных процессов, психологических проблем и особенностей взаимоотношения.

По результатам диагностики, дети, имеющие психологические проблемы, были включены в коррекционные группы.

Специалисты и воспитатели проводят индивидуальные и групповые занятия  с воспитанниками «Я уверен в себе»,  «Победи свой страх», «Я сильный, помогаю слабым», « Я все смогу», «Веселые придумщики», «Психологический КВН». Все занятия проводятся в соответствии с расписанием и режимом дня.

Для детей разработаны и реализуются  программы индивидуальной профилактической работы:

- Программа коррекции эмоционально-волевой  сферы;

- Программа развивающих занятий на этапе первичной психологической адаптации воспитанников Центра в первом классе «Первый раз в первый класс»;

- Программа коррекции познавательных процессов;

- Программа групповых занятий по психогимнастике для дошкольников и младших школьников;

- Цикл групповых бесед «Как научиться сдавать экзамены».

Психологическая реабилитация также  осуществляется через кабинет психологической  разгрузки. В работе  используются сеансы релаксации,  музыкотерапия, сказкотерапия, используются элементы игротерапии и арттерапии.

Основные  направления индивидуальной коррекционной  работы с воспитанниками: коррекция  эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, личностных особенностей.

Педагогическая  реабилитация

Воспитанники центра, достигшие  школьного возраста  обучались по программе общеобразовательной средней школы.

Социально-педагогическая реабилитация включает организацию досуга и педагогической помощи, различных видов деятельности подростков, поддержку детского  движения, его развития. Разработаны индивидуальные коррекционные и развивающие программы, направленные на формирование  математических, временных, зрительно-пространственных представлений, развитие графических  навыков. 

Информация о работе Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии