Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. ОСНОВЫ РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
3.2 Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями в развитии в системе образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

Файлы: 1 файл

реферат по Московкиной.docx

— 72.22 Кб (Скачать файл)

Обучая  ребенка различным навыкам, необходимо иметь в виду, как минимум, два  обстоятельства.

Во-первых, у детей с трудностями в  обучении можно сформировать большинство  из тех навыков и умений, которыми владеют здоровые дети, если вовремя  приступить к регулярным и хорошо продуманным занятиям.

Во-вторых, развитие различных функциональных систем мозга происходит гетерохронно. Они последовательно проходят стадии созревания и поэтому в каждый конкретный момент онтогенетического  развития зрелость мозга мозаична: различные функционально-структурные  звенья этих систем находятся на разных стадиях своего развития. В постнатальном  онтогенезе каждая функциональная система  имеет индивидуальный алгоритм развития.

Эти два  обстоятельства необходимо учитывать  при осуществлении самых различных  реабилитационных мероприятий.

К важнейшим этапам ранней помощи детям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, относятся занятия по развитию навыков владения телом, координации  движения, чувства равновесия и умения сидеть.6 Принципы занятий заключаются в следующем:

1) прежде, чем ребенок начнет  подниматься, его необходимо научить  держать голову, поднимать и поворачивать  ее;

2) малыш будет хорошо сидеть  только тогда, когда он научится  удерживать корпус в вертикальном  положении, опираясь руками и  балансируя, чтобы не упасть;

3) следует учить ребенка удерживать  равновесие;

4) каждый раз, когда малышу  удается выполнить какое-либо  упражнение, его следует похвалить  и приласкать;

5) постепенно надо сокращать  объем помощи ребенку в овладении  тем или иным навыком, добиваясь,  чтобы он все делал самостоятельно;

6) отрабатывая с ребенком тот  или иной навык, следует широко  использовать современные реабилитационные  пособия и тренажеры;

7) постоянно вырабатывать у ребенка  чувство опасности и осторожности;

8) навыки владения телом лучше  всего отрабатывать, когда взрослый (лучше, когда это делает мать) держит ребенка на животе или  на коленях.

Круг упражнений по развитию навыков  владения телом, координации движений, чувства равновесия и умения сидеть достаточно широк, и они могут  быть индивидуализированы и построены  в виде интересных игр.

Следующим этапом реабилитации является обучение детей умению ползать. Многие дети начинают самостоятельно передвигаться, сначала ползая на животе, и только после этого встают на четвереньки или перемещаются сидя на ягодицах. Однако ряд детей как бы перескакивают через этот этап двигательного развития. Минуя ползание, они после того, как овладевают умением хорошо сидеть, начинают вставать и ходить. Последовательность освоения этих навыков зависит от ряда причин, однако основную роль здесь играют подготовительная работа с ребенком и особенности условий его воспитания.

Ползать на животе обычно учат следующими способами: перед ребенком кладут игрушку  и побуждают малыша дотянуться, достать  ее руками. Если малыш не в состоянии  подтянуть вперед ногу, чтобы ползти, ему помогают, приподнимая ногу. Ребенку, страдающему детским церебральным параличом, напротив, не всегда целесообразно подставлять опору для стоп, так как этот прием может вызвать нежелательное напряжение мышц и рефлекторное выпрямление ног.

В том случае, когда обучение ползанию дается с трудом, рекомендуется предварительная  подготовка ребенка к этому двигательному  навыку. С этой целью малыша «катают» на колене, обучая его перемещать тело из одной стороны в другую. Это должно происходить «незаметно» для ребенка. Такого рода упражнения можно разнообразить: положив малыша на большой мяч или валик, его тело раскачивают вперед и назад, заставляя держать руки вытянутыми вниз и выпрямленными в локтевых суставах. Аналогичное упражнение можно проводить, уложив ребенка на вытянутую ногу сидящего на полу взрослого и побуждая его ползти вперед, поочередно отрывая от пола то одну руку, то другую.

Малыш может осваивать приемы ползания, если кто-либо из взрослых держит его  с помощью полотенца, обернутого вокруг тела. Таким образом, ребенку  дают возможность реально почувствовать, как взрослый перемещает центр тяжести  его тела с одной руки и ноги, касающихся пола, на другую сторону  тела. Ребенка можно подвесить  над полом таким образом, чтобы  он опирался на ноги, а передвигался с помощью рук. Здесь необходимы и новые игрушки и интересные игры, побуждающие малыша делать то или иное упражнение.

Научить ребенка ходить можно лишь в том случае, если он научился удерживать равновесие и хорошо чувствовать  центр тяжести своего тела. Однако подготовка к самостоятельной ходьбе должна осуществляться на всех этапах двигательного развития ребенка. Существует много приемов, облегчающих обучение инвалида стоять, ходить, координировать движения и сохранять равновесие.

Для укрепления ног малыша «заставляют» шагать на месте, поддерживая его за туловище. Однако это, да и некоторые другие упражнения у детей, страдающих спастическими параличами, могут спровоцировать излишнее напряжение мышц и последующую тугоподвижность суставов. Ребенка ставят на ноги и осторожно раскачивают из стороны в сторону, давая ему почувствовать как при этом перемещается центр тяжести тела. Ребенка, страдающего детским церебральным параличом, поддерживают при стоянии за плечи и одновременно ногой. Ребенок может самостоятельно тренироваться вставать, если ему дать возможность держаться за толстую веревку, лестницу, поручни и т.п. Когда он научится стоять, можно подстраховывать его от падения, обвязав полотенцем вокруг груди. Однако в этом случае нельзя давать малышу возможность висеть на такой поддержке. Для развития чувства равновесия и улучшения координации движений нужно играть с ребенком, поддерживая его сзади руками. Осторожно обхватив малыша под мышки, можно раскачивать его из стороны в сторону, наклоняя вперед и назад. Как только он научится сохранять равновесие самостоятельно, нужно переходить к незаметной страховке падений, давая малышу возможность свободно стоять, раскачиваться на месте или передвигаться, опираясь на какие-либо предметы.

Равновесие и координация движений улучшаются после занятий на различных  тренажерных устройствах. С этой целью можно соорудить специальные  качели, ходунки, ручные тележки и  т.п.

В последнее время обсуждается  эффективность использования в  детской реабилитологии мануальной терапии. Она часто применяется  при коррекции статокинетических  нарушений, возникающих при детском  церебральном параличе.

Такая мануальная подготовка, связанная  со значительной релаксацией мышц-синергистов, приводит к более быстрому освоению различных двигательных навыков, что  в свою очередь облегчает общение  ребенка с окружающими его  людьми.

Раннее педагогическое вмешательство7 должно происходить в виде различных игр. Современные психологические исследования показывают, что умственные способности начинают складываться очень рано и формируются они не сами собой, а под влиянием окружающей обстановки, по мере расширения деятельности ребенка. При осуществлении простейших манипуляций и обучении элементарным навыкам самообслуживания малыш получает множество новых впечатлений, он практически знакомится со свойствами предметов - их формой, величиной, массой, твердостью. Ребенок лучше всего занимается со взрослым, если воспринимает обучение как забаву или игру. Для того чтобы игры носили развивающий характер, не утомляли ребенка, необходимо руководствоваться следующими принципами:

- нельзя заниматься подолгу  одними и теми же играми  или упражнениями;

- необходимо стремиться разнообразить  занятия с малышом интересными  приемами, новыми игрушками и  т.п.;

- игра, с одной стороны, должна  быть достаточно трудной, чтобы  малышу было интересно, а с  другой - достаточно легкой, чтобы  он видел результаты своей  деятельности;

- не все игры надо планировать  заранее, детей часто увлекает  экспромт, различные приключения,  неожиданность и т.п.;

- игры почти всегда важнее  игрушек, так как в качестве  последних можно использовать  почти любые предметы;

- игрушки и пособия для игр  можно делать вместе с детьми, посвящая их в «таинство» превращения одних предметов в другие;

- для стимулирования наблюдательности, расширения круга представлений  ребенка, нужно широко использовать  прогулки.

В процессе реабилитации ребенка с  отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо развивать у него любознательность, интерес к окружающему миру и  одновременно обучать его действовать  с предметами, играть, рисовать, конструировать.

Малыша надо научить заранее  обдумывать свои действия и применять  приобретенные знания и навыки в  самых различных ситуациях.

Успех реабилитации во многом зависит  от постоянного и пристального внимания специалистов, от глубины постижения нужд и интересов ребенка и  изучения особенностей его развития. При этом реабилитационная помощь ребенку  не должна никогда прерываться, ибо  ее эффект может наступить «незаметно», а иногда и неожиданно.

 

  1. Основные направления реабилитации детей с отклонениями в развитии

К основным направлениям реабилитационной деятельности относятся медицинская реабилитация (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическая реабилитация (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов) и педагогическая реабилитация (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).

3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии

В системе здравоохранения комплексную  медицинскую и психолого-педагогическую помощь дети с различными проблемами в развитии могут получать:

  1. в амбулаторно-поликлинических условиях (в поликлиниках по месту жительства, в поликлиниках восстановительного лечения, в психоневрологических и врачебно-физкультурных диспансерах);
  2. стационарно (в неврологических, психоневрологических, нейрохирургических, реабилитационных, восстановительных, офтальмологических, ЛОРотделениях и отделениях патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактических учреждений; в специализированных реабилитационных центрах, НИИ, клиниках; в домах ребенка для детей-сирот);
  3. на дому.

В программу по медицинской реабилитации включены мероприятия по восстановительной терапии, куда могут войти:

  • лекарственная терапия,
  • гомеопатия,
  • психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),
  • электрофизиолечение (по показаниям),
  • рефлексотерапия (по показаниям),
  • лазеротерапия,
  • массаж,
  • лечебная физкультура и др.

Дети с отдельными видами нарушений8 (с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата) нуждаются в протезно-ортопедической помощи, куда входит изготовление и ремонт протезно-ортопедических и других видов протезных изделий.

Дети с нарушениями слуха нуждаются в слухопротезировании, для чего им предоставляются слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата изготавливаются специальные ортопедические изделия. Сюда входят:

- пояса, корсеты, бандажи, шины, корректоры осанки;

- туторы, фиксаторы, аппараты на  отдельные суставы (наколенники,  налокотники, на плечо, на запястье, голеностопы) или на всю конечность,

- протезы, в том числе эндопротезы,  и ортезы,

- держатели (для стопы, для  головы),

 обувь ортопедическая (стельки,  супинаторы, межпальцевые перегородки).

Многие виды протезно-ортопедической продукции граждане получают бесплатно, часть изделий (например, стельки, супинаторы) выдается за полную стоимость по действующим  ценам.

Санаторно-курортное лечение является еще одним разделом в программе медицинской реабилитации.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка  предоставления набора социальных услуг  отдельным категориям граждан (утвержден  Приказом Минздравсоцразвития России N328 от 29.12.2004) «обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации». В этот перечень входит более 900 учреждений и организаций, оказывающих льготным категориям граждан Российской Федерации санаторно-курортное лечение бесплатно, за счет средств, выделенных из государственного бюджета. Продолжительность срока санаторно-курортного лечения - 21 день, что установлено Федеральным законом РФ N202 от 29.12.2004 «О бюджете Фонда социального страхования».

Медицинские показания и противопоказания для проведения санаторно-курортного лечения в том или ином санатории  определяет лечащий врач. Отбор и  направление нуждающихся больных  осуществляют лечащий врач совместно  с заведующим отделением лечебного  учреждения, где наблюдается ребенок.

Родители ребенка с ограниченными  возможностями здоровья могут сами обратиться за путевкой в санаторий, если в индивидуальной программе  реабилитации есть рекомендация о необходимости  санаторно-курортного лечения. Для  этого им надо подать заявление в  Фонд социального страхования по месту жительства. Одновременно с  путевкой на ребенка, имеющего инвалидность, выдается путевка для одного из его  родителей или других законных представителей, как сопровождающих лиц.

Информация о работе Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии