Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:57, реферат
Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. ОСНОВЫ РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
3.2 Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями в развитии в системе образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Социальные педагоги центра разрабатывают
и реализуют совместно с
1.Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания.
2.Формирование навыков общения.
3.Формирование положительного
отношения к учебной
4.Формирование
5.Интеллектуальное развитие несовершеннолетних.
6.Нравственно-патриотическое
7.Формирование навыков
8. Формирование эстетической культуры.
Разработана
программа духовно-
При реализации программы дети учились тому, как бороться с дурными качествами и привычками и какими путями взращивать в своем сердце добродетель. Передавая этот опыт детям, мы учим их самому главному в жизни- самовоспитанию, а значит- спасению своей души, ради чего и живет человек.
В настоящее время
существует несколько методов
Для успешного преодоления заикания прежде всего необходимо, чтобы все занятия подчинялись основному дидактическому принципу систематичности и последовательности.
Одна из первых
комплексных систем коррекционной
работы с заикающимися дошкольниками
в отечественной логопедии
Авторами впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся, которые состоят в следующем:
проведение медико-психолого-
коррекционное воздействие
направляется не только на развитие навыка
плавной речи, в поле зрения находится
состояние всего организма
логопедической работе должен предшествовать охранительный речевой режим;
развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение степени самостоятельности речи.
Реабилитация должна проводиться в коллективе, в условиях учреждений типа дневного стационара или специального детского сада.
Охранительный речевой резким вводится в самом начале коррекционной работы. Это оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает режим ограничения речи: речевое общение с родителями, воспитателями, другими детьми должно быть ограничено. В этом периоде используются простейшие виды речи: сопряженная и отраженная. Особое внимание уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций.
Данная система работы включает следующие разделы:
развитие общей и мелкой моторики на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности;
исправление звукопроизношения;
развитие речи детей (ее грамматической и лексической стороны).
Основные положения этой системы широко используются до настоящего времени. Н. А. Власова предлагает последовательно использовать 7 различных видов речи, которые соответствуют основным этапам коррекционной работы: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомых картинок, пересказ прослушанного небольшого рассказа, спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), нормальная речь (беседы, просьбы).
Е. Ф. Рау выделяет 3 этапа в системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками: совместная и отраженная речь (стихи, заученные фразы), устное описание картинок по вопросам, закрепление приобретенных навыков.
В 1958 г. Р.Е.Левина выдвинула идею развития коммуникативной функции речи (функции общения) у заикающихся детей. Р. Е. Левиной и ее последователями была разработана целостная система воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова, С. А. Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова).
Н. А. Чевелева разработала систему коррекционной работы с заикающимися детьми в процессе ручной деятельности. Данная методика позволяет воспитать у детей на протяжении 8-9 месяцев самостоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуационной речи (понятной только в данной ситуации) и кончая контекстной речью (законченным в смысло-
75вом отношении
отрывком устной речи). Овладение
ситуационной речью
Постепенно уменьшая
наглядную опору, можно усложнять
задачу, развивать способность
Последовательность развития самостоятельной связной речи такова. На первых занятиях дети отвечают на вопросы логопеда простыми, короткими фразами, называя игрушки; форму различных предметов, их величину, цвет, разнообразные действия с предметами («Это яблоко», «Оно зеленое», «Я вырезаю», «Я рисую»).
Затем по-прежнему в условиях наглядности дети отвечают уже простыми распространенными предложениями («Я взял свой кружочек», «Я катаю шарик из пластилина»). Постепенно предложения становятся все более развернутыми, дети отвечают сложными предложениями («Это треугольник, потому что у него три угла»).
Дети овладевают
умением говорить без заикания, отвечая
на самые сложные вопросы
Такое систематическое и последовательное развитие связной речи включает 5 периодов:
1) пропедевтический
(вводный), который предполагает
привитие навыков
2) развитие навыка сопровождающей речи, т. е. речи детей по поводу совершаемых ими в данный момент действий (речи со зрительной опорой);
3) развитие навыка
завершающей речи, представляющей
собой описание уже
4) развитие навыка предваряющей речи, представляющей собой рассказ о том, что дети намерены делать (речи без наглядной опоры);
5) закрепление навыков связной речи — рассказы детей о всем процессе изготовления поделки.
В данной коррекционной
системе используется принцип последовательного
усложнения речевых упражнений в
ходе ручной деятельности на основе одного
из разделов «Программы воспитания и
обучения в детском саду». На основе
данной методики и «Программы воспитания
и обучения в детском саду»
С. А. Миронова составила специальную
программу «Обучение и
Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях. В данной коррекционной системе автор выделяет 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.
Рассмотрим эти периоды.
Подготовительный период (7-8 занятий) предполагает:
щадящий режим в домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения);
оздоровительные мероприятия;
развитие моторики;
расширение словарного запаса;
использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги (осуществление индивидуального подхода).
Кроме того, дети заучивают
специальные
Тренировки проводятся с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.
Тренировочный период (20 — 22 занятия) включает:
развитие активного внимания, памяти и других психических функций;
дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи;
включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.
Осуществляется
постепенный переход от ответов
на вопросы к спонтанной речи, от
тихой речи к громкой, от спокойных
занятий к эмоциональным. Используются
подвижные игры, ролевые и творческие.
Закрепление полученных навыков
переносится в жизненные
Закрепительный период (6-9 занятий) включает:
закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности;
использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.
Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.
Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий). Как уже говорилось, большое значение придается работе с родителями.
Речевые упражнения предлагаются с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.
В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбираются для каждого ребенка отдельно.
Данная система предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися. Это позволяет детям активизировать внимание на речевых ошибках, как собственных, так и на ошибках других детей. Родители посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.
Медицинская реабилитация |
Реабилитация в медицине (лат. rehabilitatio – восстановление) – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Реабилитация как процесс помощи недееспособным имеет длительную историю. Она возникла и развивается как ответная реакция общества на социально-экономический и моральный ущерб, наносимый ему процессом инвалидизации населения, а цель реабилитации – поиск средств восстановления количества и качества здоровья, восстановления или компенсации утраченных функций, восстановления или адаптации к их утрате. В течение многих лет специалисты различных специальностей во многих лечебных учреждениях создавали свои узко направленные программы реабилитации при неврологических, кардиологических, травматологических и др. патологиях. Из-за разобщенности представителей данного направления медицины долгое время не были сформированы единые нормативно-правовые основы, база знаний и программы подготовки специалистов по проблемам реабилитологии.
Накопленные знания, специально разработанные методики, а главное, насущная необходимость в комплексной реализации программ, направленных на сохранение здоровья здорового человека послужили основой создания самостоятельного научно-практического направления в медицине – восстановительной медицины.
Под восстановительной медициной в настоящее время понимается система научных знаний и практической деятельности, направленных на сохранение и восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности, или в результате болезни - на этапе выздо-ровления (ремиссии).
Восстановительная медицина, как наука, изучает закономерности процессов сохранения и восстановления функциональных резервов человека путем динамической оценки и коррекции состояния здоровья на всех этапах профилактики.
Структурно восстановительная
медицина объединяет два основных направления
деятельности и соответствующие
структуры в системе
Корригирующие технологии
восстановительной медицины включают:
Воздействие на организм природными и
преформированными физичскими факторами
(физиотерапия, бальнеотерапия, курортология).
Информация о работе Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии