Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. ОСНОВЫ РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
3.2 Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями в развитии в системе образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

Файлы: 1 файл

реферат по Московкиной.docx

— 72.22 Кб (Скачать файл)

Социальные педагоги центра разрабатывают  и реализуют совместно с воспитателями  коррекционно – развивающие занятия  по следующим направлениям:

1.Формирование навыков личной  гигиены и самообслуживания.

2.Формирование  навыков общения.

3.Формирование положительного  отношения к учебной деятельности.

4.Формирование антинаркотического  и антиалкогольного стереотипа  поведения.

5.Интеллектуальное  развитие несовершеннолетних.

6.Нравственно-патриотическое воспитание детей.

7.Формирование навыков экологической  культуры.

8. Формирование эстетической культуры.

Разработана программа духовно-нравственного  воспитания «Ни дня без добра». Оборудована комната православия, где оформлен уголок православной литературы. Во время занятий   изготавливаются  изделия для выставок- христианские традиции. Дети  читают библию, знают молитвы, знакомятся с храмами Новгородской  области. 

При реализации программы дети учились  тому, как бороться с дурными качествами и привычками и какими путями  взращивать в своем сердце добродетель. Передавая этот опыт детям, мы учим их самому главному в жизни- самовоспитанию, а значит- спасению своей души, ради чего и живет человек.

 

Комплексные методики реабилитации заикания у дошкольников

В настоящее время  существует несколько методов логопедического  воздействия для устранения заикания у детей. Все они подчиняются  одной цели: воспитать у детей  умение говорить свободной от заикания речью.

Для успешного преодоления  заикания прежде всего необходимо, чтобы все занятия подчинялись  основному дидактическому принципу систематичности и последовательности.

Одна из первых комплексных систем коррекционной  работы с заикающимися дошкольниками  в отечественной логопедии создана  Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау. Эта система  не потеряла своей актуальности до настоящего времени.

Авторами впервые  выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся, которые  состоят в следующем:

проведение медико-психолого-педагогического  обследования до начала работы;

коррекционное воздействие  направляется не только на развитие навыка плавной речи, в поле зрения находится  состояние всего организма ребенка, а также личность заикающегося в  целом;

логопедической  работе должен предшествовать охранительный  речевой режим;

развитие навыка плавной речи включает постепенное  усложнение степени самостоятельности  речи.

Реабилитация должна проводиться в коллективе, в условиях учреждений типа дневного стационара или специального детского сада.

Охранительный речевой резким вводится в самом начале коррекционной работы. Это оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает режим ограничения речи: речевое общение с родителями, воспитателями, другими детьми должно быть ограничено. В этом периоде используются простейшие виды речи: сопряженная и отраженная. Особое внимание уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций.

Данная система  работы включает следующие разделы:

развитие общей  и мелкой моторики на логоритмических  занятиях, в ручном труде и изобразительной  деятельности;

исправление звукопроизношения;

развитие речи детей (ее грамматической и лексической  стороны).

Основные положения  этой системы широко используются до настоящего времени. Н. А. Власова предлагает последовательно использовать 7 различных  видов речи, которые соответствуют  основным этапам коррекционной работы: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомых картинок, пересказ прослушанного небольшого рассказа, спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), нормальная речь (беседы, просьбы).

Е. Ф. Рау выделяет 3 этапа в системе коррекционной  работы с заикающимися дошкольниками: совместная и отраженная речь (стихи, заученные фразы), устное описание картинок по вопросам, закрепление приобретенных навыков.

В 1958 г. Р.Е.Левина выдвинула  идею развития коммуникативной функции речи (функции общения) у заикающихся детей. Р. Е. Левиной и ее последователями была разработана целостная система воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова, С. А. Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова).

Н. А. Чевелева разработала  систему коррекционной работы с  заикающимися детьми в процессе ручной деятельности. Данная методика позволяет воспитать у детей на протяжении 8-9 месяцев самостоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуационной речи (понятной только в данной ситуации) и кончая контекстной речью (законченным в смысло-

75вом отношении  отрывком устной речи). Овладение  ситуационной речью оказывается  возможным для заикающегося ребенка  потому, что все называемые предметы  или их действия он видит  и назначение их, их смысл ему  известны. В случае затруднений  наглядная ситуация позволяет  ребенку заменить сложное слово  местоимением (то, тот, это) или просто жестом, указывающим на предмет.

Постепенно уменьшая наглядную опору, можно усложнять  задачу, развивать способность пользоваться контекстной речью, вовсе лишенной наглядной опоры.

Последовательность  развития самостоятельной связной  речи такова. На первых занятиях дети отвечают на вопросы логопеда простыми, короткими  фразами, называя игрушки; форму  различных предметов, их величину, цвет, разнообразные действия с предметами («Это яблоко», «Оно зеленое», «Я вырезаю», «Я рисую»).

Затем по-прежнему в условиях наглядности дети отвечают уже простыми распространенными  предложениями («Я взял свой кружочек», «Я катаю шарик из пластилина»). Постепенно предложения становятся все более  развернутыми, дети отвечают сложными предложениями («Это треугольник, потому что у него три угла»).

Дети овладевают умением говорить без заикания, отвечая  на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товарищам и  строя самостоятельный рассказ. Кроме того, постоянные упражнения в плавной речи закрепляют у них  рефлекс на нормальную, здоровую речь.

Такое систематическое  и последовательное развитие связной  речи включает 5 периодов:

1) пропедевтический (вводный), который предполагает  привитие навыков организованного  поведения, следование режиму  ограничения речи;

2) развитие навыка  сопровождающей речи, т. е. речи  детей по поводу совершаемых  ими в данный момент действий (речи со зрительной опорой);

3) развитие навыка  завершающей речи, представляющей  собой описание уже выполненной  работы или ее части (в условиях  ограниченной наглядности);

4) развитие навыка  предваряющей речи, представляющей  собой рассказ о том, что  дети намерены делать (речи без  наглядной опоры);

5) закрепление навыков  связной речи — рассказы детей о всем процессе изготовления поделки.

В данной коррекционной  системе используется принцип последовательного  усложнения речевых упражнений в  ходе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и  обучения в детском саду». На основе данной методики и «Программы воспитания и обучения в детском саду»  С. А. Миронова составила специальную  программу «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников».

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для  работы с детьми в медицинских  учреждениях. В данной коррекционной  системе автор выделяет 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Рассмотрим эти  периоды.

Подготовительный период (7-8 занятий) предполагает:

щадящий режим в  домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения);

оздоровительные мероприятия;

развитие моторики;

расширение словарного запаса;

использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги (осуществление  индивидуального подхода).

Кроме того, дети заучивают  специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего  проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом  ребенка. Обязательно также включение  речевых зарядок (произнесение вслух  гласных звуков, стихотворных текстов, проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели и т.д.)), упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

Тренировки проводятся с учетом разных условий: при различном  положении ребенка (сидя, стоя, в  движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических  играх.

Тренировочный период (20 — 22 занятия) включает:

развитие активного  внимания, памяти и других психических  функций;

дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи;

включение в работу тех видов речи, в которых у  ребенка были запинки.

Осуществляется  постепенный переход от ответов  на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных  занятий к эмоциональным. Используются подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков  переносится в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно используется помощь родителей.

Закрепительный период (6-9 занятий) включает:

закрепление навыков  свободной, плавной речи в повседневной деятельности;

использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий). Как уже говорилось, большое  значение придается работе с родителями.

Речевые упражнения предлагаются с учетом степени самостоятельности  речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и  видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое  общение.

В. И. Селиверстов  особо подчеркивает значение индивидуального  подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы  речевых упражнений выбираются для  каждого ребенка отдельно.

Данная система  предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися. Это  позволяет детям активизировать внимание на речевых ошибках, как  собственных, так и на ошибках  других детей. Родители посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Основы логопедии с  практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец . - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

 

 

Медицинская реабилитация


Реабилитация в медицине (лат. rehabilitatio – восстановление) – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Реабилитация как процесс помощи недееспособным имеет длительную историю. Она возникла и развивается как ответная реакция общества на социально-экономический и моральный ущерб, наносимый ему процессом инвалидизации населения, а цель реабилитации – поиск средств восстановления количества и качества здоровья, восстановления или компенсации утраченных функций, восстановления или адаптации к их утрате. В течение многих лет специалисты различных специальностей во многих лечебных учреждениях создавали свои узко направленные программы реабилитации при неврологических, кардиологических, травматологических и др. патологиях. Из-за разобщенности представителей данного направления медицины долгое время не были сформированы единые нормативно-правовые основы, база знаний и программы подготовки специалистов по проблемам реабилитологии.

Накопленные знания, специально разработанные методики, а главное, насущная необходимость  в комплексной реализации программ, направленных на сохранение здоровья здорового человека послужили основой  создания самостоятельного научно-практического  направления в медицине – восстановительной медицины.

Под восстановительной  медициной в настоящее время  понимается система научных знаний и практической деятельности, направленных на сохранение и восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности, или в  результате болезни - на этапе выздо-ровления (ремиссии).

Восстановительная медицина, как наука, изучает закономерности процессов сохранения и восстановления функциональных резервов человека путем динамической оценки и коррекции состояния здоровья на всех этапах профилактики.

Структурно восстановительная  медицина объединяет два основных направления  деятельности и соответствующие  структуры в системе медицинских  учреждений:

  1. Оздоровление или сохранение, восстановление и укрепление здоровья здоровых или практически здоровых людей, а также лиц, имеющих обратимые функциональные нарушения или предболезненные расстройства. Объектом восстановительно-оздоровительных мероприятий в данном направлении являются пониженные функциональные резервы организма, а целью - устранение функциональных нарушений и воссоздание здоровья.
  2. Медицинская реабилитация больных людей и инвалидов. Отличительной чертой лиц данного контингента является наличие соматических заболеваний и необратимых морфологических изменений в органах и тканях. Восстановительное лечение в данном случае направлено на увеличение функциональных резервов, компенсацию нарушенных функций, вторичную профилактику заболеваний и их осложнений, восстановление сниженных трудовых функций и возвращение дееспособности.

Корригирующие технологии восстановительной медицины включают: 
Воздействие на организм природными и преформированными физичскими факторами (физиотерапия, бальнеотерапия, курортология).

  1. Лечебная физкультура и массаж.
  2. Лечебное и оздоровительное питание.
  3. Гомеопатические методы.
  4. Методы традиционной медицины.
  5. Психотерапевтические методы.
  6. Биоэнергоинформационные технологии.
  7. Прочие немедикаментозные лечебно-профилактические технологии.

Информация о работе Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии