Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

Файлы: 1 файл

Здор. образ жизни-5.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как  никогда остро. Всё чаще у родителей  и учителей  проявляется  не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

     В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти  изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.

     Специалисты и широкие слои населения все  более осознают истинность древнего изречения: искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать ее.

     Как неоднократно подчеркивалось, подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Поэтому ЗОЖ служит принципиальной основой профилактики заболеваний. К сожалению, в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни. Правда, и эти данные кажутся чрезмерно оптимистичными при тщательном анализе этого понятия.

     Актуальность  здорового образа жизни вызвана  возрастанием и изменением характера  нагрузок на организм подрастающего  поколения в связи с усложнением  общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

     Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей  и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.

     В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ подростков, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Б.Н.Чумаков, Н.И.Шевандрин, Г.И.Куценко, Е.И.Рогов, Р.В.Овчарова, Э.Н.Вайнер и др.).

     Уже в школьном возрасте под влиянием социальной ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране, многие дети попали под влияние «уличной идеологии» с пресловутым девизом «чем хуже, тем лучше», привычным стало видеть грубое отношение к старшим. Вообще сегодня в их отношениях, как и в отношениях взрослых, процветает грубость, жестокость, коварство, алчность и лицемерие.  Формирование здорового образа жизни у школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках, проводимых в школе социальным педагогом, а дома родителями.

     Проблема  наркотиков давно превратилась в  глобальную, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения подростков в употребление наркотиков другие педагогические заботы отходят на второй план. Если смысл современной школы - создать образовательную среду, способствующую развитию подростков, то наркотизация пространства их жизнедеятельности гарантированно разрушает все педагогические усилия.

     Проблема  исследования: при каких условиях социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни будет проходить эффективно.

     Цель  исследования: заключается в решении проблемы особенностей социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков.

     Объект  исследования: социально-педагогическая деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков.

     Предмет исследования: здоровый образ жизни школьников.

     Цель  исследования: подростки должны знать, что наркотики – явление небезобидное и ведут к быстрому разрушению здоровья, искажению связей с обществом.

     В соответствии с целью, объектом, предметом  исследования нами сформулированы следующие  задачи:

     1. Проанализировать теоретические  аспекты по формированию здорового  образа жизни у подростков;

     2. Рассмотреть здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление;

     3. Выявить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у подростков;

     4. Дать характеристику деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей;

     Гипотеза: если социальный педагог своей деятельностью будет способствовать формированию у школьников  правильного отношения к собственному здоровью, образу жизни, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни, то и отношение детей к собственной жизни будет верным и они не совершат глупости в будущем.

     Методы  исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов, теоретический анализ литературных источников.

     Опытно  – экспериментальная база исследования СОШ № 27 г. Орска:

  • опытно-экспериментальный  9 «а» класс, всего 20 учеников.
  • контрольный  9 «б» класс, всего 20 человек.
  • учителя высшей категории Прохорова Ольга Ивановна и Самсонова Антонина Степановна.

     Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены психолого-педагогические условия, при которых подростки примут верное решение, выбрав спорт, учебу.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что были подобраны методики С.А. Кулакова, С.В. Березина, с помощью которых учителя и родители  оценят серьезность создавшегося положения и уверуют в положительные результаты лечения, будут даны рекомендации родителям о том, как разрешить непростую ситуацию, если у ребенка наблюдается наркозависимость.

     Курсовая  работа состоит из введения, 2 - х  глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 22 источников.

     Во  введении обосновывается актуальность темы, определяются проблемы, цель и задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

     В первом разделе «Теоретические аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков» представлена характеристика современного состояния изучаемой проблемы, основных условий формирования здорового образа жизни, раскрыта значимость деятельности социального педагога в выявлении отношения подростка к собственному здоровью, к здоровью других людей как незаменимой общечеловеческой ценности.

     Во  втором разделе «Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков» представлены результаты опытно – экспериментальной работы, анализируются и обосновываются идеи здорового образа жизни, доказывается целесообразность выбранного автором подхода к формированию представлений у подростка здорового образа жизни.

     В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

     Общий объем курсовой работы составляет  53 страницы текста, в работе приведено 4 таблицы, 4 диаграммы. Список литературы включает 22 наименования.

     Приложение  содержит: описание методик С.А. Кулакова, С.В. Березина, текст анкеты для подростков.

     На  защиту выносятся  следующие положения:

     1. При правильно организованных условиях социально – педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни будет проходить эффективно;

     2. Социально-педагогическая профилактика  различных видов зависимостей осуществляется в социуме и реализуется через целенаправленное педагогическое воздействие существующих программ путем мобилизации всех участников профилактического процесса. 
 
 
 
 

 

1 Теоретические аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков.

     1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление 

     «Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя, семьи и государства». Только при благополучии этой триады человек может быть счастлив. Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Уже тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты болезней, составившие народную медицину и гигиену, непосредственным образом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием на здоровье человека характера труда, привычек, верований, мыслей, эмоций.

     Главной смысложизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье самого ребенка, его поколения, окружающих людей и населения Земли. Исходя из этой основной ценности следует определить цель современного образования как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе валеологизации содержания всех учебных курсов и условий организации всего педагогического процесса. Создание социокультурного пространства, основанного на валеологической идеологии, позволит воспитать человека, понимающего приоритетность, судьбоносность здоровья в самореализации личности и системе отношений в социуме.

     Неуклонно углубляется наркотизация, алкоголизация и дебилизация школьной молодежи. Необычайно широкое распространение получил пивной алкоголизм как прелюдия спиртного алкоголизма. Если в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни, то на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из семей с высоким достатком и внешне благополучных. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легкодоступными деньгами. Сегодня понятие «благополучная семья» требует переосмысления. Детей из материально очень обеспеченных семей можно назвать «детьми риска» в плане воспитания. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное гедонистическое времяпрепровождение (где цель жизни и высшее благо - наслаждение) в сочетании с наркотизацией (с кайфом) как определенным стилем жизни. У подавляющего большинства детей сегодня заниженные самооценка и жизненные идеалы. Большинство из них бездуховны и видят жизнь серой, безынтересной и бесперспективной, а себя носителями неблагополучия, и все чаще они высказывают нежелание жить. Вот в такой ситуации, созданной современным Российским обществом, учитель оказался почти единственной надеждой и главной фигурой в решении проблемы формирования здорового образа жизни и духовно нравственного возрождения учащейся молодежи.

     Здоровый  образ жизни - это индивидуальная система поведения, и выбор пути должен сделать каждый человек сам. Для этого необходимо: иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знать нормы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;   стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты; развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать; постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека - вечно двигаться, и нет никаких средств, которые заменили бы движение); соблюдать правила питания и гигиену;   соблюдать режим труда и отдыха; быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь[2;15].

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков