Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.
Введение
Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.
Специалисты и широкие слои населения все более осознают истинность древнего изречения: искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать ее.
Как неоднократно подчеркивалось, подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Поэтому ЗОЖ служит принципиальной основой профилактики заболеваний. К сожалению, в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни. Правда, и эти данные кажутся чрезмерно оптимистичными при тщательном анализе этого понятия.
Актуальность
здорового образа жизни вызвана
возрастанием и изменением характера
нагрузок на организм подрастающего
поколения в связи с
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.
В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ подростков, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Б.Н.Чумаков, Н.И.Шевандрин, Г.И.Куценко, Е.И.Рогов, Р.В.Овчарова, Э.Н.Вайнер и др.).
Уже в школьном возрасте под влиянием социальной ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране, многие дети попали под влияние «уличной идеологии» с пресловутым девизом «чем хуже, тем лучше», привычным стало видеть грубое отношение к старшим. Вообще сегодня в их отношениях, как и в отношениях взрослых, процветает грубость, жестокость, коварство, алчность и лицемерие. Формирование здорового образа жизни у школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках, проводимых в школе социальным педагогом, а дома родителями.
Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения подростков в употребление наркотиков другие педагогические заботы отходят на второй план. Если смысл современной школы - создать образовательную среду, способствующую развитию подростков, то наркотизация пространства их жизнедеятельности гарантированно разрушает все педагогические усилия.
Проблема исследования: при каких условиях социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни будет проходить эффективно.
Цель исследования: заключается в решении проблемы особенностей социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков.
Предмет исследования: здоровый образ жизни школьников.
Цель исследования: подростки должны знать, что наркотики – явление небезобидное и ведут к быстрому разрушению здоровья, искажению связей с обществом.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1.
Проанализировать
2. Рассмотреть здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление;
3. Выявить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у подростков;
4. Дать характеристику деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей;
Гипотеза: если социальный педагог своей деятельностью будет способствовать формированию у школьников правильного отношения к собственному здоровью, образу жизни, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни, то и отношение детей к собственной жизни будет верным и они не совершат глупости в будущем.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов, теоретический анализ литературных источников.
Опытно – экспериментальная база исследования СОШ № 27 г. Орска:
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены психолого-педагогические условия, при которых подростки примут верное решение, выбрав спорт, учебу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были подобраны методики С.А. Кулакова, С.В. Березина, с помощью которых учителя и родители оценят серьезность создавшегося положения и уверуют в положительные результаты лечения, будут даны рекомендации родителям о том, как разрешить непростую ситуацию, если у ребенка наблюдается наркозависимость.
Курсовая работа состоит из введения, 2 - х глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 22 источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблемы, цель и задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первом разделе «Теоретические аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков» представлена характеристика современного состояния изучаемой проблемы, основных условий формирования здорового образа жизни, раскрыта значимость деятельности социального педагога в выявлении отношения подростка к собственному здоровью, к здоровью других людей как незаменимой общечеловеческой ценности.
Во втором разделе «Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков» представлены результаты опытно – экспериментальной работы, анализируются и обосновываются идеи здорового образа жизни, доказывается целесообразность выбранного автором подхода к формированию представлений у подростка здорового образа жизни.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 53 страницы текста, в работе приведено 4 таблицы, 4 диаграммы. Список литературы включает 22 наименования.
Приложение содержит: описание методик С.А. Кулакова, С.В. Березина, текст анкеты для подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. При правильно организованных условиях социально – педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни будет проходить эффективно;
2.
Социально-педагогическая
1 Теоретические аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков.
1.1
Здоровый образ жизни
как социально-педагогическое
явление
«Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя, семьи и государства». Только при благополучии этой триады человек может быть счастлив. Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Уже тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты болезней, составившие народную медицину и гигиену, непосредственным образом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием на здоровье человека характера труда, привычек, верований, мыслей, эмоций.
Главной
смысложизненной ценностью
Неуклонно углубляется наркотизация, алкоголизация и дебилизация школьной молодежи. Необычайно широкое распространение получил пивной алкоголизм как прелюдия спиртного алкоголизма. Если в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни, то на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из семей с высоким достатком и внешне благополучных. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легкодоступными деньгами. Сегодня понятие «благополучная семья» требует переосмысления. Детей из материально очень обеспеченных семей можно назвать «детьми риска» в плане воспитания. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное гедонистическое времяпрепровождение (где цель жизни и высшее благо - наслаждение) в сочетании с наркотизацией (с кайфом) как определенным стилем жизни. У подавляющего большинства детей сегодня заниженные самооценка и жизненные идеалы. Большинство из них бездуховны и видят жизнь серой, безынтересной и бесперспективной, а себя носителями неблагополучия, и все чаще они высказывают нежелание жить. Вот в такой ситуации, созданной современным Российским обществом, учитель оказался почти единственной надеждой и главной фигурой в решении проблемы формирования здорового образа жизни и духовно нравственного возрождения учащейся молодежи.
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, и выбор пути должен сделать каждый человек сам. Для этого необходимо: иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знать нормы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья; стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты; развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать; постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека - вечно двигаться, и нет никаких средств, которые заменили бы движение); соблюдать правила питания и гигиену; соблюдать режим труда и отдыха; быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь[2;15].