Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.
Статистика по России: любопытство — 45%; влияние друзей — 44%; сознательный выбор — 9%; желание убежать от реальности — 2%. А также одиночество, поиск удовольствия, вера в то, что наркотики улучшают физическое и психическое состояния, уменьшают депрессию, попытка справиться с переживаниями и т. п.
Итак, в опытно -экспериментальном классе 40 % ребят попробовали ради любопытства, 26 % - ради того, чтобы не быть старомодным в компании друзей. В контрольном классе ребята 10,3 % познакомились с наркотиками «просто так», 23 % - подвело люботытство.
Прием «Ситуация».
Ситуацию можно обыграть или просто зачитать и обсудить.
Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают им покурить «травку» (в туалете или на улице за углом). Алина раньше уже курила, но ничего приятного не почувствовала. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей смешной или трусливой, но, с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила, и ей очень интересно, какие от этого ощущения. Как должны поступить девочки?
Итак, в опытно - экспериментальном классе большинство ребят высказали мнение, что Марина не должна пробовать травку, ибо это вредно для молодого организма. В контрольном классе 30% ребят высказались за то, что в жизни надо попробовать все, чтобы потом не жалеть об упущенном.
Прием «Скажи твердо НЕТ!».
Ученику делается настойчивое
предложение употребить ПАВ,
Ответ НЕТ должен быть решительным и твердым, а затем надо просто уйти.
Нет, спасибо, я занимаюсь спортом.
Нет, спасибо, я не хочу неприятностей с родителями.
Нет, спасибо, я не хочу.
Нет, спасибо, меня ждут.
Нет, спасибо, у меня много дел...
Будь уверенным в ответе-отказе. Всегда помни, ты это делаешь для себя! Просто скажи: «НЕТ!».
Итак, ребята очень активно вступили в разговор, утверждая об ответственности за свое будущее. 50 % учащихся в контрольном классе показали ярко выраженный дезадаптивный уровень отношений, низкую уверенность в себя, выраженный скептицизм.
В опытно - экспериментальном классе 78 % решительно сказали: НЕТ! Предпочитают вести здоровый образ жизни.
Прием «Продолжите фразу».
Я никогда не стану наркоманом...
Как молитва, как заклинание, как аутотренинг звучат мудрые слова учеников: «Я никогда не стану наркоманом, потому что знаю о последствиях»; «я ценю свою жизнь и то время, что мне дано»; «не хочу причинять боль себе и своим родным»; «у меня в жизни есть цель и все, что мне нужно и чем я довольна: семья, друзья, цель, радость»; «надо думать о будущем»; «я не хочу ломать себе жизнь» [3;40].
Итак,
в контрольном классе к наркотикам
подавляющее большинство юношей
и девушек относятся
В опытно - экспериментальном классе, к счастью, постоянных потребителей немного, но кто знает, сколько их станет через год-другой. К тому же опыт показывает, что наибольшей скрытностью отличаются именно «настоящие наркоманы», многие из которых, судя по всему, решили во время опроса конспирации не нарушать. На основе проведённых экспериментов, необходимо дать рекомендации родителям, дети которых подвержены наркотической зависимости.
"Да ничего", — скажут одни. Виноваты испуги, обстоятельства, детский сад, школа, но только не мы сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются, развиваются как раз в семье в условиях неправильного воспитании и конфликтов, а внешние стрессы выступают в качестве "последней капли" или толчка. Поэтому и не помогают при неврозаx экстрасенсы или подобные им целители. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии и самим родителям нужно провести определенную психологическую работу. То, что это не так легко, как может показаться с первого взгляда, творит следующий текст. Итак, чтобы Ваш ребенок пытается вылечиться от наркозависимости. Вам самим нужно преодолеть:
1.
Недостаточную (
2. Чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям детей.
3. Неспособность пойти на жертвы во имя ребенка, в том числе — экономического характера.
4.
Собственные недостатки
5. Ригидные, изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении с детьми.
6. Непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения с другим родителем.
7.
Нервные расстройства, если они
имеют место, а также
Только с учетом всех лих изменений можно обеспечить 100% эффект освобождении Вашего ребенка от наркотического заболевании и недостатком характера [14;176].
Таким образом, в контрольном классе особенно охотно подростки осуждают явления вообще как нечто назывное, не связанное с живыми людьми. Когда же в вопросе появляется что-то одушевленное, хотя бы только слово «ребята» (не друзья, а вообще), осуждения становится меньше, а когда это относится к своим ребятам, еще меньше. Видимо, психологически это естественно, но это, между прочим, означает также, что отношение к «злу» смягчается по мере, так сказать, конкретизации и персонификации зла, обретения им каких-то человеческих оттенков, углубления личного знакомства с ним (или его носителями).
В опытно - экспериментальном классе три четверти считают, что ни дома, ни в учебных заведениях не знают об их экспериментах с наркотиками. Только 8,6% говорят, что о них известно родителям, и 3,7% «прославились» по месту учебы; насчет остальных семья и школа, видимо, догадываются, но точно не знают.
2.3 Анализ результатов
опытно – экспериментальной
работы.
Цель контрольного эксперимента: проверка степени усвоения полученных знаний, выявления характера отношения учащихся к наркотическим веществам и степени их устойчивости к наркогенному давлению.
В контрольном эксперименте будет использоваться анкетирование [11,41] и групповая дискуссия: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика» (Приложение В).
Результат оценивался по трем уровням: высокому, среднему и низкому.
Высокий уровень усвоения знаний о наркотиках – 7 учеников – 40 %
Средний уровень усвоения знаний о наркотиках – 9 учеников – 45 %
Низкий
уровень усвоения знаний о наркотиках
– 4 ученика – 15 % (рис. 3)
Рисунок
3 - Результаты усвоения полученных знаний
в опытно-экспериментальном классе
Высокий уровень усвоения знаний о наркотиках – 7 учеников – 35 %
Средний уровень усвоения знаний о наркотиках – 10 учеников – 50 %
Низкий уровень усвоения знаний о наркотиках – 3 ученика – 15 % (рис 4)
Рисунок
4 Результаты усвоения полученных знаний
в контрольном классе
Таким образом, в ходе проведенного нами эксперимента получен следующий результат:
Методика Березиной
Проведенная методика С. А. Кулакова дала следующие результаты:
Таким образом, констатирующий эксперимент показал тревожный картину в классе, т.к. почти у половины подростков есть проблемы с наркотиками.
Использованные нами методики были направлены на выявление зависимости подростков от наркотиков. Анализируя данные этапов исследования, можно отметить, что у учащихся намного улучшилась познавательная деятельность, они стали более активны в ходе уроков, любознательны, с интересом воспринимают новый материал урока.
Таким образом, совместная профилактическая деятельность педагогов и родителей должна:
Данные контрольного эксперимента в опытно-экспериментальном и контрольном классах показали, что ребята получили достаточно информации о наркозависимости. Проанализировав анкеты, можно сделать вывод о том, что для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичным случайным эпизодом.
На родительском собрании учителя доводят до сведения родителей результаты эксперимента, дают рекомендации.
Рекомендации родителям:
1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.
2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.
3. Говорите с детьми, слушая их.
4. Не наказываете детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.
5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.
6. Всегда помогайте ему выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя,
7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).
8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки – это поправимо.
14. Всегда доверяете своим детям.