Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

Файлы: 1 файл

Здор. образ жизни-5.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

Какие качества нужны родителям чтобы вылечить ребенка от наркозависимости:

       1. Понимание серьезности создавшегося  положения, насколько адекватно  и серьезно Вы воспринимаете  беды вашего ребенка, любите  его и цените его здоровье.

       2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.

       3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.

       4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.

       5. Готовность к переменам.

       6. Контроль за своими чувствами и поступками.

       7. Терпение и последовательность.

       8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.

       9. Вера в положительные результаты лечения.

 

Заключение 

     В данной работе мы рассмотрели результаты проведенных исследований. Согласно поставленным задачам, было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять профилактике здорового образа жизни, что включает в себя:

     - создание и поддержание постоянно  действующей информационно-пропагандистской  системы, направленной на повышение  уровня знаний всех категорий  населения о влиянии на здоровье  всех негативных факторов, а также  путей и возможностей уменьшения этого влияния,

     - санитарно-гигиеническое воспитание,

     - снижение распространенности курения  и потребления табачных изделий,  снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков  и наркотических средств, 

     - привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

         Использованные нами методики были направлены на выявление зависимости подростков от наркотиков. Анализируя данные этапов исследования, можно отметить, что у учащихся намного улучшилась познавательная деятельность, они стали более активны в ходе уроков, любознательны, с интересом воспринимают новый материал на уроках.

     Здоровый  образ жизни - результат не только наличия определённой совокупности внешних обстоятельств (благоприятные условия, совокупность знаний о здоровье, наличие контроля в виде норм общественного мнения и так далее), но и внутренних - соответствующей мотивации, готовности к тому, чтобы ему следовать.

     Формирование  образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

     В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества.

     В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается  в установлении баланса между  образовательной средой школы, в  которой воспитывается и обучается  ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках. Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно - учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.

     Если  вы все учли, все уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к сигарете, рюмке и наркотикам! Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.

     Если социальный педагог своей деятельностью будет способствовать формированию у школьников  правильного отношения к собственному здоровью, образу жизни, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни, то и отношение  детей к собственной жизни будет верным и они не совершат глупости в будущем.

     Данная  гипотеза нашла подтверждение в нашей работе.

Список  использованных источников 

     1. Буянов, М. И. Размышление  о наркомании / М. И. Буянов.- М.: «Просвещение», 1990.- 80 с.

  1. Бычкова, М. Российские  подростки:  движение  из  зоны риска / М. Бычкова // Воспитание школьников.-2001.-№ 6.-с. 14-16.
  2. Вайнер, Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э. Н. Вайнер // Основы безопасности жизни.- 2009.- № 3.- С. 39 – 47.
  3. Журавлева, Л. А.  Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // Социс- 2000.- № 6.- с.43-48.
  4. Калягин, А. Здоровый образа жизни и его составляющие / А. Калягин // ОБЖ.- 2005.- № 10.- С. 8 – 13.
  5. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И.Куценко.- М.: Профиздат, 1987.- 256
  6. Лисецкий, К. Подростковая наркомания и  алкоголизм / К.Лисецкий // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2004.- № 5.- с.40-42.
  7. Лисова, Е. В. Проявление наркомании в подростковой среде / Е. В. Лисова // Социально – гуманитарные знания.- 2008.- № 6.- с. 141 – 147.
  8. Макеева, А. Культ одурманивания или принцип реальности? / А. Макеева // Учитель.- 2000.-№4.-С.81-82.
  9. Матвеев, В. Ф. Профилактика вредных школьников / В. Ф. Матвеев.- М.: Просвещение. 1987.- 96 с.
  10. Овчаренко, В. Педагогическая профилактика наркомании / В. Овчаренко // ОБЖ.- 2005.- № 3.- С.39 – 42.
  11. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова.- М.: «Академия», 2003.- 448 с.
  12. Орлов, О. Здоровье духовное и физическое / О. Орлов // ОБЖ.- 2006.- № 8.- С. 34 – 35.
  13. Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004.-  506 с.
  14. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.- 477 с.

     16. Учреждения социального обслуживания  детей и молодежи / Авт.-сост. Г. И. Репринцева.- М.: Проспект , 2003.- 370 с.

  1. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаев.- М.: «Академия», 2006.- 208 с.
  2. Чаклин, А. В. Как изжить вредные привычки / А. Чаклин.- М.: «Знание», 1988.- 41 с.
  3. Чумаков, Б. Н. Валеология / Б. Н. Чумаков.- М.: Педагогиское общество России, 1999.- 407 с.
  4. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 512 с.
  5. Ягодинский, В. Н. Уберечь от дурмана / В. Н. Ягодинский.- М.: «Просвещение», 1989.- 96 с.
  6. Яцун, С. Мотивация – на здоровый образ жизни / С. Яцун // Учитель.- 2001.- № 2.- с. 69 – 72.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  А.

     (обязательное)

     Диагностическая методика С.В. Березина

     Чрезвычайно важным является то, почему одни подростки  после первой пробы наркотика  не идут дальше в этот омут, а другие затягиваются в него. Проведенный опрос выявил следующие причины отказа от дальнейшего употребления наркотиков: опасение перед последствиями, аллергия и отсутствие возможности достать наркотик.

     В результате этих опросов получилась следующая картина: вне зависимости от пола и возраста подростков главной причиной отказа оказалось не опасение за здоровье, а невозможность дальнейшего приобретения наркотических веществ.

     Школьники, не задумываясь, повторяют за взрослыми: "один раз попробуешь - привыкнешь", "наркотики - белая смерть" и другие подобные изречения, а в провоцирующей ситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов.                                                                                                                                            

     Надо  больше разговаривать с детьми и  не односложными фразами на бегу.

     Выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора, предрасположенности и затем, суммируя полученные результаты, вы получите количественную характеристику исследуемого явления и, таким образом, определите группу риска изучаемого подростка. После этого гораздо легче наметить основные направления профилактической работы.

     1.  Проявляет ли подросток низкую  устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

     2. Проявляет ли часто неуверенность  в себе и имеет ли низкую  самооценку?

     3. Испытывает ли трудности в  общении со сверстниками на  улице?

     4. Тревожен ли, напряжен ли в  общении в школе или училище?

     5.  Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем?

     6. Зависит ли избыточно от своих  друзей, легко ли подчиняется  мнению знакомых, некритичен, готов  ли подражать образу жизни  приятелей?

     7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией?

     8.  Свойственна ли ему непереносимость  конфликтов, стремление уйти в  иллюзорный мир благополучия?

     9.  Отягощена ли наследственность - заболевания отца или матери наркоманией или алкоголизмом?

     За  каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4, начислите по пять баллов. За ответ "да" на любой из вопросов 6, 8 — по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 - по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы - 0 баллов.

     Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в группу риска не входит.

     От 15 до 30 баллов - средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.

     При результате свыше 30 следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

     Предложенная  диагностическая процедура позволяет  правильно составлять подростковые группы в целях стрессопрофилактики и стрессореабилитации, а также определять направления в индивидуальной воспитательной работе и психокоррекционной работе. 
 
 
 

     Приложение  Б.

     (обязательное)

       Методика С.А. Кулакова

     I. Определение проблемного поведения

     1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»

     2.  Степень тяжести проблемы:

     а)  Насколько эта проблема для вас  представляет затруднения?

     б)  Как часто вы...?

     Идентификация использования психоактивных веществ, количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое употребление, появление синдрома зависимости; периодичность употребления.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков