Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

Файлы: 1 файл

Здор. образ жизни-5.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)
tify">     При опросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: не произошло ли снижение успеваемости за последнее время? Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка?

     У подростка выясняются сигналы надвигающейся наркомании:

     1)  неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение  во время конфликта»;

     2) стремление к самолечению: «У  меня возникает желание принять лекарство или умереть»;

     3) краткосрочная благодарность: «Мне  стало легче на душе после получения кайфа»;

     4) обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике»;

     5) компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;

     6)  рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;

     7) отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители указывают на это»;

     8) наличие других проблем: «Мне  грозит отчисление из школы  за прогулы»;

     9)  потеря контроля: «Я не способен  сам бросить прием наркотиков»;

     10)  аддитивная система установок:  «Я, другие наркоманы — мы особая  каста».

     3.  Общие характеристики проблемы:

     а)  длительность (как давно это происходит?);

     б)  распространенность (как обычно это  происходит? В каких ситуациях?). 

     II. Детерминанты проблемного поведения

     1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»

     2.  Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»

     3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

     Прием ABCDE-парадигмы:

     А — что предшествовало поведению.

     В — поведение и его варианты.

     С — последствия поведения для  подростка и окружающих.

     D — дискуссия.

     Е — эффект.

     а)  Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их

     отношение?»;

     б)  личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;

     в)  социальные последствия: «Что вы сделали?»;

     г)  личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после

     этого?»

     Аддиктивное поведение может быть оценено  в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.

     4. Негативные последствия — наиболее частая причина обращения к специалисту. Для подростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.

     5.  Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что можно сделать для изменения ситуации?»

     6.  Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

     7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

     Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса [13;374-377].

     Мишенями  для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:                                                                              

     - в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

     - в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;

     - искажения мотивационно-потребностной  сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежность временной перспективе;

     - наличие когнитивных искажений,  увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

     - произвольное отражение — «Я  — неудачник», «Я — супермен»;

     - селективная выборка — «Меня  никто не любит, потому что  я плохо учусь»;

     - сверхраспространенность — «Все  наркоманы, так как все принимают лекарства»;

     - абсолютное мышление — «Все  или ничего», «Мир черный или цветной»;

     - персонализация — «Эта реплика  не случайна, она относится ко  мне».

     III. Семейный анамнез

     Средовые (социальные) факторы — самые  сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы.

     Факторы, способствующие аддиктивному поведению:

     - искажение эмоциональных связей  и интеракций между родителями;                                                             

     - блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности  временной перспективе;

     - отсутствие или искажение родительской  модели поведения, с которой  ребенок идентифицируется;

     - наличие дисфункциональных стилей  совладания со стрессом;

     - отсутствие или избыток дисциплинарных  техник;

     - отсутствие или нарушение внешней  и внутренней коммуникаций.

     Типичные  проблемы родителей данной когорты  подростков:

     - стремление выполнить большинство  задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;

     - страх передачи ответственности  подростку, слияние границ «Я  — другой»;

     - требование уважения к себе, отказ  в этом подростку;

     - проекция на ребенка собственных  нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;

     - страх неизвестного;

     - неосознание основных прав личности  ребенка;

     - стереотипное общение по типу  «родитель - ребенок»; 

     - стремление реализовать в ребенке  собственные цели; 

     - отсутствие в семье системы  правил;

     - создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.

     Рассмотренные в данном тексте наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача педагога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  В.

     (обязательное)

     Анкета

     

       

     Групповая дискуссия: «Что люди приобретают и  что теряют от применения наркотика».

     Что можно потерять или, наоборот, приобрести, употребляя наркотики? Необходимо вывести подростков на то, что, испытывая короткий «кайф», человек в конечном итоге теряет все, даже жизнь. Стоит ли этот «кайф» таких потерь?

     Очень важно, чтобы подростки поняли, что  самое дорогое у человека —  это его жизнь. Можно показать это наглядно. Например: потерял деньги, но ты продолжаешь жить без этих средств, находишь, от чего можно отказаться. От тебя ушел любимый человек, ты переживаешь, но продолжаешь жить. Твоя жизнь кончилась — тебя больше нет, и не будет никогда.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков