Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.
У подростка выясняются сигналы надвигающейся наркомании:
1)
неадекватная реакция на
2) стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть»;
3)
краткосрочная благодарность: «
4) обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике»;
5) компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;
6) рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;
7) отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители указывают на это»;
8) наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы»;
9) потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков»;
10) аддитивная система установок: «Я, другие наркоманы — мы особая каста».
3. Общие характеристики проблемы:
а) длительность (как давно это происходит?);
б)
распространенность (как обычно это
происходит? В каких ситуациях?).
II. Детерминанты проблемного поведения
1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»
2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»
3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»
Прием ABCDE-парадигмы:
А — что предшествовало поведению.
В — поведение и его варианты.
С — последствия поведения для подростка и окружающих.
D — дискуссия.
Е — эффект.
а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их
отношение?»;
б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;
в) социальные последствия: «Что вы сделали?»;
г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после
этого?»
Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.
4. Негативные последствия — наиболее частая причина обращения к специалисту. Для подростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.
5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что можно сделать для изменения ситуации?»
6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»
7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.
Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса [13;374-377].
Мишенями
для психокоррекционной работы являются
черты незрелой личности:
-
в поведенческой сфере:
-
в аффективной сфере:
-
искажения мотивационно-
-
наличие когнитивных искажений,
- произвольное отражение — «Я — неудачник», «Я — супермен»;
- селективная выборка — «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;
-
сверхраспространенность — «
- абсолютное мышление — «Все или ничего», «Мир черный или цветной»;
- персонализация — «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».
III. Семейный анамнез
Средовые (социальные) факторы — самые сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы.
Факторы, способствующие аддиктивному поведению:
-
искажение эмоциональных
-
блокировка потребностей в
-
отсутствие или искажение
-
наличие дисфункциональных
-
отсутствие или избыток
-
отсутствие или нарушение
Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:
-
стремление выполнить
-
страх передачи
- требование уважения к себе, отказ в этом подростку;
-
проекция на ребенка
- страх неизвестного;
-
неосознание основных прав
- стереотипное общение по типу «родитель - ребенок»;
-
стремление реализовать в
- отсутствие в семье системы правил;
- создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
Рассмотренные
в данном тексте наиболее распространенные
в школьной среде виды нарушений поведения
являются социально опасными по их последствиям
и разрушительными для формирующейся
личности. Они вызывают большие затруднения
у педагогов и родителей, часто не понимающих
причины девиантного поведения и являющихся
его провокаторами. Поэтому задача педагога
состоит не только в психологической помощи
детям и подросткам, имеющим те или иные
отклонения в поведении, но и в переориентации
их социальной микросреды, воспитательного
микросоциума.
Приложение В.
(обязательное)
Анкета
Групповая дискуссия: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика».
Что можно потерять или, наоборот, приобрести, употребляя наркотики? Необходимо вывести подростков на то, что, испытывая короткий «кайф», человек в конечном итоге теряет все, даже жизнь. Стоит ли этот «кайф» таких потерь?
Очень важно, чтобы подростки поняли, что самое дорогое у человека — это его жизнь. Можно показать это наглядно. Например: потерял деньги, но ты продолжаешь жить без этих средств, находишь, от чего можно отказаться. От тебя ушел любимый человек, ты переживаешь, но продолжаешь жить. Твоя жизнь кончилась — тебя больше нет, и не будет никогда.