Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.
Организацию
мероприятий по профилактике наркомании
следует строить на основе целевых
программ, объединенных общей концепцией
профилактической работы. Она должна быть
направлена не только на формирование
у подростков навыков анализа и критической
оценки информации, получаемой о наркотиках,
но и на работу с родителями, так как именно
близкое окружение формирует мировоззрение
и будущее подростка.
Наркомания является наибольшим злом, от которого необходимо избавляться в самом начале, поэтому экспериментальная часть будет основана на анализе этой вредной привычки.
На основе анализа психолого - педагогической литературы мы подобрали диагностические методики, которые, по-моему мнению, позволят наиболее полно отследить уровень наркомании у учащихся и уровень сформированности компонентоввредных привычек, с тем, чтобы соотнести полученные результаты и определить как влияет наркомания на развитие личности подростка и на взаимоотношения со сверстниками.
Методика С.А.Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков основана на современном когнитивно-поведенческом подходе. Формой психокоррекционной и психодиагностической работы в данной методике является клиническое интервью.
Методика С.В. Березина позволит учителям и воспитателям составлять объективно-вероятностную картину предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, что противоречит здоровому образу жизни.
Программа по профилактике здорового образа жизни в учебном процессе подросткового возраста, состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
1 этап (констатирующий эксперимент). Анализировались теоретические и практические аспекты разрабатываемой проблемы. Проведена диагностика знаний подростков о наркозависимости.
2 этап (формирующий эксперимент). Определение проблемного поведения, детерминанты проблемного поведения, семейный анамнез. Использован беседа с приемами «Продолжите фразу», «Ваше мнение», «Правда — ложь», «Ситуация», «Скажи твердо НЕТ!».
3 этап (контрольный эксперимент). Анализ полученного результата знаний подростков, в основе которых совместная профилактическая работа педагогов и родителей.
Для диагностирования уровня наркомании взяты методические материалы авторов С.А. Кулакова, С.В. Березина.
Базой исследования выступила СОШ № 27, города Орска:
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень знаний подростков о наркомании. У подростков оценивались такие качества, как откровенность, мышление, взрослое отношение к проблеме наркомании.
Для поставленной цели нами были подобрана диагностическая методика соответствующей направленности С.В. Березина (Приложение А).
Данной работе было посвящено часть урока, срез проводился письменно. Критериями оценки служили правильность ответов и их полнота.
Данные
констатирующего эксперимента в опытно-экспериментальном
классе показали, что 20 % подростков не
знают последствий наркотической зависимости,
45 % имеют достаточные знания, 35 % пробовали
наркотики и ощутили на себе их действие.
Результат представлен в табл. 1
Таблица 1 Результаты уровня знаний опытно-экспериментального класса
Количество учеников |
Наркотическая зависимость | ||
не знают | Знакомы | Знакомы | |
20 учащихся | 4 ученика 20 % |
9 учеников
45 % |
7 учеников
35 % |
В контрольном классе были получены следующие
результаты: 35% - не знают о последствиях,
50 % хорошо осведомлены, 15 % - попробовали
наркотики. Результат представлен в табл.
2
Таблица 2 Результаты уровня знаний контрольного класса
Количество учеников |
Наркотическая зависимость | ||
не знают | знакомы | Знакомы | |
20 учащихся | 8 учеников
35 % |
10 учеников
50 % |
2 ученика
15% |
Данные констатирующего эксперимента в опытно-экспериментальном и контрольном классах показали, что 60 % несовершеннолетних в группу риска не входит, 40 % средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.
Рисунок
1 - Процентное соотношение группы риска
и средней вероятности вхождения в группу
опытно-экспериментального класса
Рисунок
2 - Процентное соотношение группы риска
и средней вероятности вхождения в группу
контрольного класса
Методика С.А. Кулакова решает следующие задачи: определение проблемного поведения; детерминанты проблемного поведения; семейный анамнез (Приложение Б).
Данные
констатирующего эксперимента в
показали, что в опытно-экспериментальном
классе проблемное поведение - у 40 % учащихся
в классе; выяснены сигналы надвигающейся
наркомании: обсессии - 10 %; отрицания -
26 %; рационализация - 19 %; аддитивная система
установок – 5 %. Результат представлен
в табл. 3
Таблица 3 Показатели уровня проблемного поведения в опытно - экспериментальном классе.
Количество учеников |
Проблемное поведение | ||||
Высокий
Уровень |
Отрицание | Рационализация | Обсессии | Аддитивная система установок | |
20 учащихся |
40 % |
26 % |
19 % |
10 % |
5 % |
Проведение
констатирующего эксперимента в
контрольном классе показали следующий
результат: проблемное поведение
- у 55 % учащихся в классе; выяснены
сигналы надвигающейся наркомании: обсессии
- 5 %; отрицания - 20 %; рационализация - 15
%; аддитивная система установок – 5 %. Результат
представлен в табл. 4
Таблица 4 Показатели уровня проблемного поведения в контрольном классе.
Количество учеников |
Проблемное поведение | ||||
Высокий
уровень |
Отрицание | Рационализация | Обсессии | Аддитивная система установок | |
20 учащихся |
55 % |
20 % |
15 % |
5 % |
5 % |
Констатирующий эксперимент показал тревожный картину в контрольном классе, т.к. у половины подростков есть проблемы с наркотиками, следовательно для правильной постановки антинаркотического воспитания учащихся необходимо четко понимать, что недостаточно добиваться только усвоения подростками определенной суммы подобных знаний (хотя эта задача, конечно, чрезвычайно важна). Здесь особого внимания педагога требует формирование у подопечных готовности применять эти знания в каждом конкретном житейском случае, понимание того, что нет «сильных» и «слабых» наркотиков, что любое употребление наркотических веществ - шаг в пропасть.
В классе царит атмосфера скрытности, недоверия. Исходя из ответов на вопросы, реальную долю пробовавших наркотики можно оценить как по меньшей мере вдвое более высокую, чем в таблице. Иначе говоря, принимали наркотики — как минимум — десятая часть учеников.
В
опытно - экспериментальном классе показатели
уровня проблемного поведения значительно
ниже, следовательно, в классе организована
более целесообразная, профилактическая
организация педагогического процесса
с детьми. Однако нельзя обольщаться, ибо
молодое поколение России переживает
кризисную социально-психологическую
ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие,
стереотипы поведения, нормативные и ценностные
ориентации. Выработка новых форм психологической
и социальной адаптации происходит хаотично,
бессистемно и лавинообразно. Молодежь
утрачивает ощущение смысла происходящего
и не имеет требуемых жизненных навыков,
которые позволили бы сохранить свою индивидуальность
и сформировать здоровый стиль жизни.
2.2Социально-педагогическая
деятельность по формированию
здорового образа жизни
у подростков.
Страшно за детей. Все курящие, пьющие, колющиеся когда-то были детьми, смотрели на своих учителей наивными чистыми глазами, когда речь заходила о профилактике употребления ПАВ, и твердо верили, что в их жизни такой беды не случится.
Уроки, внеклассные мероприятия на эту тему, я считаю, самыми ответственными в практической деятельности классного руководителя и социального педагога. Всякий раз надо найти особые слова, которые заставили бы задуматься, затронули бы душу и сердце. К сожалению, «достучаться» и «докричаться» удается не до каждого, но даже если помог одному-двум не стать курильщиком, алкоголиком, наркоманом, то можно считать, что труд твой не был напрасным.
Цель формирующего эксперимента: определение проблемного поведения подростков, детерминанты проблемного поведения, семейный анамнез. Использование беседы с приемами «Продолжите фразу», «Ваше мнение», «Правда — ложь», «Ситуация», «Скажи твердо НЕТ!».
Начнем беседу с приема «Продолжите фразу».
Наркотики — это...
Ученики по цепочке отвечают: это зло, беда, болезнь, смерть; пагубные вещества, которые губят человека; психотропные вещества, которые вредят здоровью...
Наркомания — это...
Ответы учеников: болезнь, от которой трудно вылечиться; это конец жизни; паутина, из которой выбраться сложно; вредная привычка со смертельным исходом; самоубийство...
Последнее слово остается за учителем, который, с уважением выслушав всех, дает правильное определение наркотикам, наркомании, а также знакомит учащихся с такими понятиями, как психологическая и физиологическая зависимость, ломка.
Итак, подростки в беседе доказывали, что вред, приносимый наркотиками юному организму очень велик, однако в обоих классах проба наркотиков началась еще в очень раннем возрасте (14 лет).
Прием «Ваше мнение». Почему люди принимают наркотики?
И вновь по цепочке ученики высказывают свое мнение, которое учитель сравнит со статистическими данными по стране: хотят показать себя крутыми и независимыми, взрослыми; подражают старшим; убегают от своих проблем; хотят поднять настроение, утешить горе, от нечего делать; не видят в жизни смысла; хотят испытать что-то новое... Бывает, что после высказывания какого-то мнения начинается дискуссия, во время которой ученики ищут вместе ответ на важный для них вопрос. «Когда в жизни все не ладится, хочется пережить, а кажется, что по-другому никак...»