Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, дипломная работа
Целью данной работы является: исследовать содержание социально-педагогической деятельности по здоровьесбережению у младших подростков в образовательных учреждениях и разработать программу повышения эффективности социально-педагогической деятельности по здоровьесбережению у младших подростков.
едение …………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты организации здоровьесбережения младших подростков в общеобразовательном учреждении…………….
8
1.1. Характеристика состояния здоровья младших подростков …………………………………………...............
8
1.2. Анализ здоровьесберегающих направлений деятельности в общеобразовательном учреждении………….…………………………………………
23
Глава 2. Практические аспекты социально-педагогической деятельности здоровьесбережения младших подростков в общеобразовательном учреждении………………………………………
44
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по здоровьесбережению младших подростков в образовательном учреждении МОУ СОШ № 66…………….
44
2.2. Социально-педагогическая деятельность специалистов по здоровьесбережению младших подростков в общеобразовательном учреждении МОУ СОШ № 66………
59
Заключение………………………………………………………………..
85
Список использованной литературы………………………………….
90
Здоровье выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире [10].
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Как справедливо отмечает В.В.Марков, первое и важное условие правильного развития личности — природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности. Биологическая наследственность передает из поколения в поколение внешние формы человеческой личности [37].
Еще один фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку. Причинами такого исхода могут быть плохая наследственность родителей, их (или одного из них) алкоголизм или физические недостатки, болезнь матери во время зачатия и беременности, а также тяжелые физические и психические моменты в течение беременности.
Внешние факторы среды и экономические условия — одна из главных причин, оказывающих влияние на развитие личности. Неудачная экономическая политика обрекает народ на борьбу за существование, за право на жизнь. Неблагоприятные экономические условия, в том числе недостаточное питание населения, приводят к физическому ослаблению организма, истощению его болезнями, нарушению правильного, полноценного развития психики и личности в целом, распространению душевных заболеваний.
Здоровый образ жизни представл
Основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Правильно поставленное воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении физического и психического здоровья.
Воспитание должно создавать личность самостоятельную, инициативную, разумно критичную к себе и ко всему окружающему. Не меньшего внимания заслуживает также и верное направление умственного развития. Неоспоримо значение воспитания в отношении приучения человека к труду, порядку, физическим упражнениям и гигиене. Физическое воспитание способствует не только укреплению тела, но и развитию энергетического потенциала человека, его решительности, стойкости и воли.
Несмотря на благоприятную наследственность и столь же благоприятные дальнейшие жизненные условия, душевное нездоровье может развиться под влиянием негативных воспитательных условий, в которых проходит раннее детство. Психическое здоровье нередко подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.
Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены.
Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления [37, с.141]
Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса [23].
2. Физическое здоровье
– уровень роста и развития
органов и систем организма, -
основу которого составляют
3. Психическое здоровье
– состояние психической сферы,
- основу которого составляет
состояние общего душевного
4. Нравственное здоровье
– комплекс характеристик
В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков [3]:
1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной);
2) Гармоничное физическое
развитие (рост, масса тела, окружность
груди, жизненная емкость
3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);
4) Высокая умственная
и физическая
5) Отсутствие болезней
в течение года либо
Здоровье школьника, как и любого другого человека, зависит также и от особенностей данного возраста.
Подростками в России называют людей в возрасте от 10 до 18 лет. В официальных документах они упоминаются как «дети подросткового возраста». Дело в том, что, по Конвенции ООН о правах ребенка, детьми считаются все люди от рождения до 18 лет [39]. Подростковый возраст делится на младший (10-12 лет), средний (13-15 лет) и старший (16-18 лет) [70].
Подростковый возраст — это критический период, как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности.
В подростковом возрасте окончательно оформляются «взрослые» мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Вместе с тем выявление спортивных способностей подростка во многом затрудняется характерным для этого периода ухудшением многих видов двигательных координации человека [4].
Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте – половое созревание, начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка.
Половое созревание зависит
от эндокринных изменений в
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги, и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».
Серьезные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых навыков и умений. Это имеет непосредственное отношение к физическому воспитанию подростков, так как именно поэтому при обучении подростков физическим упражнениям большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. У подростка усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциями [9].
Однако, хотя подросток и приобретает способность к сознательному сдерживанию тех или иных полупроизвольных действий, его неуравновешенность и повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам возрастают. Все это может выразиться в непонятной и непредсказуемой смене настроения, частых конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими», или «очень плохими» детьми, а для разных людей и теми и другими одновременно.
Подростковый возраст
является стадией жизни, имеющей
высочайший потенциал для
И. В. Журавлевой на основе анализа различных показателей здоровья (медицинских, демографических, социологических) представлены негативные тенденции здоровья российских подростков [22].
Так, у многих отмечается недостаточное физическое развитие, как правило, это узкогрудый, с дефицитом веса, низкорослый молодой человек. Отмечается отставание биологического возраста от паспортного. Наряду с этим, подростки становятся весьма уязвимыми по отношению к определенным факторам риска, включая желание испытать на себе воздействие наркотиков, табака и алкоголя, или же по отношению к другим факторам, связанным с наступлением половой зрелости.