Социально-педагогическая деятельность по здоровьесбережению младших подростков в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является: исследовать содержание социально-педагогической деятельности по здоровьесбережению у младших подростков в образовательных учреждениях и разработать программу повышения эффективности социально-педагогической деятельности по здоровьесбережению у младших подростков.

Содержание работы

едение …………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты организации здоровьесбережения младших подростков в общеобразовательном учреждении…………….

8
1.1. Характеристика состояния здоровья младших подростков …………………………………………...............

8
1.2. Анализ здоровьесберегающих направлений деятельности в общеобразовательном учреждении………….…………………………………………


23
Глава 2. Практические аспекты социально-педагогической деятельности здоровьесбережения младших подростков в общеобразовательном учреждении………………………………………


44
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по здоровьесбережению младших подростков в образовательном учреждении МОУ СОШ № 66…………….


44
2.2. Социально-педагогическая деятельность специалистов по здоровьесбережению младших подростков в общеобразовательном учреждении МОУ СОШ № 66………


59
Заключение………………………………………………………………..
85
Список использованной литературы………………………………….
90

Файлы: 1 файл

Социально-педагогическая деятельность по здоровьесбережению младших подростков в образовательном учреждении 3.doc

— 610.50 Кб (Скачать файл)

Здоровье выступает  как одно из необходимых условий  активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире [10].

Таким образом, из приведенных  определений видно, что понятие  здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней  среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды  обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Как справедливо отмечает В.В.Марков, первое и важное условие правильного развития личности — природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности. Биологическая наследственность передает из поколения в поколение внешние формы человеческой личности [37].

Еще один фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку. Причинами такого исхода могут быть плохая наследственность родителей, их (или одного из них) алкоголизм или физические недостатки, болезнь матери во время зачатия и беременности, а также тяжелые физические и психические моменты в течение беременности.

Внешние факторы среды  и экономические условия — одна из главных причин, оказывающих влияние на развитие личности. Неудачная экономическая политика обрекает народ на борьбу за существование, за право на жизнь. Неблагоприятные экономические условия, в том числе недостаточное питание населения, приводят к физическому ослаблению организма, истощению его болезнями, нарушению правильного, полноценного развития психики и личности в целом, распространению душевных заболеваний.

Здоровый образ жизни представляет собой одно из средств для осуществления лучших моральных идеалов, ибо она дает возможность беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования, для которого телесное благополучие — одно из необходимых условий. Без него недостижимо главное: гармония души и тела.

Основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Правильно поставленное воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении физического и психического здоровья.

Воспитание должно создавать  личность самостоятельную, инициативную, разумно критичную к себе и  ко всему окружающему. Не меньшего внимания заслуживает также и верное направление  умственного развития. Неоспоримо значение воспитания в отношении приучения человека к труду, порядку, физическим упражнениям и гигиене. Физическое воспитание способствует не только укреплению тела, но и развитию энергетического потенциала человека, его решительности, стойкости и воли.

Несмотря на благоприятную наследственность и столь же благоприятные дальнейшие жизненные условия, душевное нездоровье может развиться под влиянием негативных воспитательных условий, в которых проходит раннее детство. Психическое здоровье нередко подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения  к здоровью в поведении может  служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический - изначальное  здоровье, предполагающее саморегуляцию  организма, гармонию физиологических  процессов и максимальную адаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления [37, с.141]

Ценностями могут выступать  биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

В настоящее время  принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье  – текущее состояние органов  и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса [23].

2. Физическое здоровье  – уровень роста и развития  органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические  и функциональные резервы, обеспечивающие  адаптационные реакции [30].

3. Психическое здоровье  – состояние психической сферы, - основу которого составляет  состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую  реакцию. Такое состояние обусловлено  как биологическими, так и социальными  потребностями, в также возможностями их удовлетворения 30].

4. Нравственное здоровье  – комплекс характеристик мотивационной  и потребностно - информативной сферы  жизнедеятельности, - основу которого  определяет система ценностей,  установок и мотивов поведения  индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [23].

В современном научном  понимании здоровье школьников включает комплекс признаков [3]:

1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2) Гармоничное физическое  развитие (рост, масса тела, окружность  груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше  среднего уровня;

3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

4) Высокая умственная  и физическая работоспособность  (без напряжения заниматься в  школе);

5) Отсутствие болезней  в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Здоровье школьника, как  и любого другого человека, зависит  также и от особенностей данного  возраста.

Подростками в России называют людей в возрасте от 10 до 18 лет. В официальных документах они упоминаются как «дети подросткового возраста». Дело в том, что, по Конвенции ООН о правах ребенка, детьми считаются все люди от рождения до 18 лет [39]. Подростковый возраст делится на младший (10-12 лет), средний (13-15 лет) и старший (16-18 лет) [70].

Подростковый возраст — это критический период, как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности.

В подростковом возрасте окончательно оформляются «взрослые» мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Вместе с тем выявление спортивных способностей подростка во многом затрудняется характерным для этого периода ухудшением многих видов двигательных координации человека [4].

Важнейший факт физического  развития в подростковом возрасте – половое созревание, начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но,  тем не менее, мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка.

Половое созревание зависит  от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль а этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства  других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик  скачка роста  приходится на 13 лет, а заканчивается после 1 5 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек скачок роста   обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и  веса сопровождается изменением пропорций  тел. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги, и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные  половые признаки - внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым  развитием возникают трудности  функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для  подростков характерны перепады сосудистого  и мышечного тонуса. А такие  перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно  приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».

Серьезные изменения  происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание  способности к абстрагированию. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых навыков и умений. Это имеет непосредственное отношение к физическому воспитанию подростков, так как именно поэтому при обучении подростков физическим упражнениям большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. У подростка усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциями [9].

Однако, хотя подросток и приобретает способность к сознательному сдерживанию тех или иных полупроизвольных действий, его неуравновешенность и повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам возрастают. Все это может выразиться в непонятной и непредсказуемой смене настроения, частых конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими», или «очень плохими» детьми, а для разных людей и теми и другими одновременно.

Подростковый возраст  является стадией жизни, имеющей  высочайший потенциал для интеллектуального  и физического развития, в течение  которой продолжается формирование пожизненных социальных навыков, включая  навыки, связанные со здоровьем. До настоящего времени государство, общество, население не сумели радикально изменить в положительную сторону процессы формирования многих показателей здоровья населения, детей, подростков, молодежи в России. Проводимая государственная политика, непосредственно влияющая на защиту здоровья подростков, не приносит необходимого эффекта, и социальные портреты молодых людей выглядят малопривлекательно.

И. В. Журавлевой на основе анализа различных показателей  здоровья (медицинских, демографических, социологических) представлены негативные тенденции здоровья российских подростков [22].

Так, у многих отмечается недостаточное физическое развитие, как правило, это узкогрудый, с  дефицитом веса, низкорослый молодой  человек. Отмечается отставание биологического возраста от паспортного. Наряду с этим, подростки становятся весьма уязвимыми по отношению к определенным факторам риска, включая желание испытать на себе воздействие наркотиков, табака и алкоголя, или же по отношению к другим факторам, связанным с наступлением половой зрелости.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по здоровьесбережению младших подростков в образовательном учреждении