Социально-педагогическая профилактика конфликтов в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды………………5
1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………12
2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………21
2.1 Деятельность педагога социального по выявлению конфликтов в подростковой среде…………………………………………………………….21
2.2 Диагностика стилей поведения подростков в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………23
2.3. Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде ……………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Конфликт.docx

— 198.01 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ…………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конфликт: причины,  функции, типы и виды………………5

1.2 Особенности конфликтного  поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………12

2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ  КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………21

2.1 Деятельность педагога  социального по выявлению конфликтов в подростковой среде…………………………………………………………….21

2.2 Диагностика стилей  поведения подростков в конфликтной  ситуации…………………………………………………………………………23

2.3.  Методические рекомендации  по профилактике конфликтов  в подростковой среде ……………………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.

Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей, и для педагогов. На мой взгляд, тема конфликта вообще, и подросткового в частности, неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.

Изучением конфликтов и конфликтов в подростковой среде занимались такие ученые, как Т.Ф. Вишнякова, Т.В. Драгунова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. 

Цель исследования: выявить основные  причины конфликта и разработать рекомендации для профилактики конфликтов в подростковой среде

Объект исследования: подростки

Предмет исследования: проявление агрессивности и стратегий поведения в конфликтах в общении обучающихся подросткового возраста.

Гипотеза исследования: конфликты подростка связаны его с личностными качествами  и зависят от и возрастных особенностей развития.

Задачи исследования:

1.Изучить историю и  современное состояние конфликтов  среди подростков.

2.Проанализировать особенности  поведения подростков в процессе  школьной адаптации.

3. Определить существенные  характеристики конфликтной ситуации.

4.Разработать рекомендации  по усовершенствованию  работы  по снижению конфликтного поведения  подростков.

База исследования: ГУО «СШ № 21 имени Н. Ф. Гастелло  г. Минска».

Методы исследования:

  • Анализ литературных источников
  • Беседа,
  • Наблюдение
  • Анкета
  • Тестирование (описание поведения Томаса)
  • Анализ полученных данных

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ  СРЕДЕ

1.1 Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова "conflictus" – столкновение. Рассмотрим некоторые из них. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника [1, с. 5].

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

Английский социолог Э.Гидденс дает такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон"[4, с. 231].

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

Российские конфликтологи Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт – это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели.

Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации, по мнению В. А. Ядова.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями ( Л.Г. Здравомыслов.)[2, с. 13].

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать другой человек[9, с. 103].

Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий. Существует множество классификаций в зависимости от признака.

На основе классификации определяют виды и разновидности конфликтов. Вид конфликта - вариант конфликтного взаимодействия, выделен по определенному признаку.

Степень выраженности конфликтного противостояния предполагает выделение скрытых и открытых конфликтов.

  • Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, столкновение. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и статусу участников конфликта.
  • В случае скрытого конфликта отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы [5, с. 64].

Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

  • Внутриличностные конфликты - представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм. На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может потратить много сил и времени, а следовательно, стремительно растет эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым. Видом внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда в одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных своих ролей, которые к тому же противоречат друг другу. Встает вопрос выбора, что делать.
  • Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества. Следует отметить, что эта сплоченность может исчезнуть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно значительными.
  • Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов [3, с. 346].

В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные конфликты и конфликты интересов.

  • Конфликт когнитивный – конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции.
  • Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивного, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций) [8, с. 34].

Виды конфликтов по последствиям:

  • конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
  • деструктивные, разрушающие организацию [6, с. 57].

Выделяют также виды конфликтов подростков:

1)Конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником. Наиболее часто встречающиеся конфликты в процессе взаимодействия учителей с учащимися, по мнению ряда психологов и педагогов (В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др) связаны с не учетом возрастных особенностей школьников, игнорированием их индивидуальных особенностей, нарушением дисциплины преимущественно школьниками и т.п. Отношение с подростками некоторые учителя строят таким же образом, как и с младшими классами. Авторитарный стиль управления ими, не желание понять их точку зрения и стремление проявить себя в кругу сверстников, характерное для их возраста, любым способом (даже прибегая к антисоциальным формам поведения) влечет огромное количество межличностных конфликтов. Важно в этом возрасте выявить интересы подростка и направить их в нужное русло с целью коррекции поведения. Не следует в присутствии одноклассников принижать школьника, делать ему замечания и упрекать родителями, выделять некоторых подростков в категорию любимчиков, это провоцирует конфликты между учащимися, ведь они очень остро чувствуют несправедливость.

2)Конфликты между подростками и их родителями. Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними и родителями. Рассмотрим некоторые причины такого поведения школьников. Подросток становится менее послушным, не всегда адекватно реагирует на замечания родителей, не безоговорочно выполняет поручения. Реакция родителей естественна, ибо они по-прежнему видят в своем сыне или дочке, уже повзрослевших, маленьких детей. Они не заметили, как быстро они выросли, начали проявлять свою самостоятельность и поэтому игнорируют их возрастные особенности, проявляющиеся в желании проявить свою самостоятельность.  Прежнее восприятие повзрослевшего "ребенка" родителями, провоцирует многочисленные конфликты, т.к его обратная реакция на их авторитарные указания негативная.

3)Конфликты в среде школьников. Иногда подросток очень расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т.е как помириться с человеком, подросток не знаете и напрасно теряет время в ожидании, т.к., возможно, что оппонент также не может найти удачный способ разрешения конфликта. Прежде всего нужно постараться не доводить конфликтную ситуацию до конфликта. Но если все-таки конфликт возник, выберите наиболее удачный способ его разрешения [6, с. 21].

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный. 
          К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок.  
         - Организационно – управленческие причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. 
Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. 
        -Социально-психологические причины конфликтов. 
К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. 
Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам. Более подробно информационное взаимодействие оппонентов рассмотрено в гл. 
Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию.  
Личностные причины конфликта. 
Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой [1, с. 136].

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика конфликтов в подростковой среде