Социально-педагогическая профилактика конфликтов в подростковой среде
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:02, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ…………………………………………………………………………….5 1.1 Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды………………5 1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………12 2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………21 2.1 Деятельность педагога социального по выявлению конфликтов в подростковой среде…………………………………………………………….21 2.2 Диагностика стилей поведения подростков в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………23 2.3. Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде ……………………………………………………………33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
Существуют основные
причины, по которым подросток сталкивается
с различными ситуациями и проблемами,
приводящие к конфликту. В педагогической практике,
вопреки провозглашавшемуся ранее мнению,
имеется ряд оснований для возникновения
конфликта. В личности растущего человека
происходят определённые изменения, которые
могут ускользать от внимания педагога
и не учитываться в обучении и воспитании.
Серьёзные изменения могут происходить
с коллективом, членом которого является
ребёнок. Таким образом, в учебно-воспитательном
процессе возможно несовпадение личных
целей, задач, педагогических методов
и индивидуальных особенностей учащихся,
что нередко приводит к конфликту между
учителем и учеником. Это становится причиной
потери учащимся познавательного интереса,
возникновения неуверенности в своих
силах, отрицательного отношения к школе,
порождает активное внутреннее торможение
у ребёнка. Такой конфликт иногда провоцирует
ребёнка на поиски иной среды общения,
в которой удовлетворяется потребность
к защищённости, ощущении своей полноценности
[6, с. 78].
Конфликт между отдельными
детьми чаще всего бывает вызван неспособностью
одной или обеих сторон преодолеть свой
эгоцентризм. При педагогически целесообразном
вмешательстве в такой конфликт он может
способствовать успешному формированию
личности, положительным изменениям в
поведении ребёнка, консолидации сил коллектива
[7, с. 35].
1.2 Особенности
конфликтного поведения в подростковом
возрасте
Подростковый возраст
– это возраст серьезного кризиса, затрагивающего
и физиологическое, и психическое здоровье
ребенка. Кризис этот напрямую связан
с периодом полового созревания. В этот
период не только происходит коренная
перестройка ранее сложившихся психологических
структур, но и возникают новые образования,
закладываются основы сознательного поведения.
Для этого сложного этапа показательны
негативные проявления ребенка, дисгармоничность
в строении личности, протестующий характер
поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность,
повышенная тревожность, жестокость [12,
с. 18].
То есть в подростковом
возрасте в силу сложности и противоречивости
особенностей растущих людей, внутренних
и внешних условий их развития могут возникать
ситуации, которые нарушают нормальный
ход личностного становления, создавая
объективные предпосылки для возникновения
и проявления агрессивности и конфликтности.
В последнее время взрослые все чаще оказываются
в тупике, будучи не в силах прекратить
агрессивные выходки детей, происходящие
на их глазах. Сегодня учителя и родители
нуждаются в самых разнообразных психологических
знаниях, чтобы быть компетентными при
встрече с детской агрессией. Чтобы сделать
менее острыми те трудности, которые испытывает
сам подросток, а также его родители и
школа, необходимо заранее знать, каковы
могут быть проявления асоциальности
в этом возрасте [14, с. 328].
Отсюда подростковый
возраст характеризуется специалистами
как переходный, сложный, трудный, критический.
Это словно второе рождение, писал В. А.
Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже
не тот, и это самое главное - восприятие
окружающего мира иное, отношение к людям,
требования, запросы, интересы всё качественно
иное». Отсюда и неадекватность реакций
во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость
в действиях и поступках, которые воспринимаются
взрослыми как аномалия, отклонение от
общественных правил [17, с. 143].
В. А. Сухомлинский,
выделяя такие противоречия в духовном
развитии подростка, считал их естественными,
соответствующими этому периоду возрастного
развития ребенка. Это непримиримость
к злу, неправде, готовность бороться с
несправедливостью и неумение разобраться
в сложных явлениях жизни. Это желание
быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость
к поучениям, прямому воспитательному
воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться
и неумение цивилизованно это сделать.
Это потребность в совете, помощи и нежелание
с этим обратится к взрослым. Это богатство
желаний, разнообразие потребностей и
ограниченность сил, опыта в их достижении.
Это презрение к индивидуализму, эгоизму
и чувствительное самолюбие. Это романтическая
восторженность и грубые выходки. Это
удивление перед неисчерпаемостью научных
достижений и легкомысленное отношение
к учебе [17, с. 144].
Такое поведение и
отношение к тому, что подростка окружает,
усиливается, а в некоторых случаях и обостряется
рядом психофизиологических причин, обусловленных
возрастными изменениями. В связи с неравномерностью
роста и развития у подростков наступают
временная дисгармония в координации
движений, определенная неуклюжесть, угловатость,
которые со временем проходят. Но резкие
изменения параметров тела вызывают у
них определенный психологический дискомфорт,
который подростки пытаются скрыть, замыкаясь
в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь
вести себя развязно, вызывающе, не всегда
адекватно той ситуации, в которой они
оказываются [18, с. 13].
В связи с быстрым развитием
возникают трудности в функционировании
сердца, лёгких, кровоснабжении головного
мозга. Поэтому для подростков характерны
перепады сосудистого и мышечного тонуса.
А такие перепады вызывают быструю смену
физического состояния и, соответственно,
настроения. Вообще в подростковом возрасте
эмоциональный фон становится неровным,
нестабильным. К этому следует добавить,
что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться
к физическим и физиологическим изменениям,
происходящим в его организме, переживать
саму «гормональную бурю» [14, с. 278].
Чувство взрослости
– это особая форма самосознания. Оно
проявляется в желании, чтобы все относились
к нему как взрослому. Он претендует на
равноправие в отношениях со старшими
и идет на конфликты, отстаивая свою позицию.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении
к самостоятельности, желании оградить
какие-то стороны своей жизни от вмешательства
родителей.
Это касается вопросов
внешности, отношений со сверстниками,
может быть – учебы. Чувство взрослости
связано с этическими нормами поведения,
которые усваиваются детьми в это время.
Появляется моральный «кодекс», предписывающий
подросткам четкий стиль поведения в дружеских
отношениях со сверстниками. На вооружение
берутся чисто внешние стороны взрослости:
внешний облик, манеры поведения, кажущаяся
свобода в принятии решений [18, с. 207].
Подросток, стремясь
подражать взрослым, пытается расширить
свои права и возможности, пересмотреть
свои отношения к требованиям, которые
предъявляют родители, учителя. Но малый
жизненный опыт, неоднозначное восприятие
социальной ситуации приводят к разногласиям
с взрослыми, порождают конфликты между
ними.
Подростковая самостоятельность
выражается в стремлении к эмансипации
от взрослых, освобождении от их опеки,
контроля и в разнообразных увлечениях.
Увлечения – сильные, часто сменяющие
друг друга – характерны для подросткового
возраста. Как правило, увлечения имеют
не учебный характер. Ведущей деятельностью
в этот период становится интимно – личностное
общение [18, с. 209].
Выделяют четыре группы
подростков на основе определенного типа
поведения, с учетом направленности их
личности. Первую группу подростков характеризует
устойчивый комплекс аномальных, аморальных,
примитивных потребностей, стремление
к потребительскому времяпрепровождению,
деформация ценностей и отношений. Эгоизм,
равнодушие к переживаниям других, неуживчивость,
отсутствие авторитетов являются типичными
особенностями этих детей. Они эгоцентричны,
циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы,
дерзки, драчливы. В их поведении преобладает
физическая агрессивность. Вторую группу
составляют подростки с деформированными
потребностями, ценностями. Обладая более
или менее широким кругом интересов, они
отличаются обостренным индивидуализмом,
желанием занять привилегированное положение
за счет притеснения слабых, младших. Их
характеризует импульсивность, быстрая
смена настроения, лживость, раздражительность.
У этих детей извращены представления
о мужестве, товариществе. Им доставляет
удовольствие чужая боль. Стремление к
применению физической силы проявляется
у них ситуативно и лишь против тех, кто
слабее. Третью группу подростков характеризует
конфликт между деформированными и позитивными
потребностями, ценностями, отношениями,
взглядами. Они отличаются односторонностью
интересов, притворством, лживостью. Эти
дети не стремятся к достижениям, успеху,
апатичны. В их поведении преобладают
косвенная и вербальная агрессивность.
В четвертую группу входят подростки,
которые отличаются слабо деформированными
потребностями, но, в то же время, отсутствием
определенных интересов и весьма ограниченным
кругом общения. Они безвольны, мнительны,
заискивают перед более сильными товарищами.
Для этих детей типична трусливость и
мстительность. В их поведении преобладают
вербальная агрессивность и негативизм
[19, с. 362].
Агрессивность в личностных
характеристиках подростков формируется
в основном как форма протеста против
непонимания взрослых, из – за неудовлетворенности
своим положением в обществе, что проявляется
и в соответствующем поведении. Вместе
с тем на развитие агрессивности подростка
могут влиять природные особенности его
темперамента, например, возбудимость
и сила эмоций, способствующие формированию
таких черт характера, как вспыльчивость,
раздражительность, неумение сдерживать
себя. Естественно, что в состоянии фрустрации
подросток с подобной психической организацией
ищет выхода внутреннему напряжению, в
том числе и в драке, ругани и пр. Кроме
того, агрессия может быть вызвана необходимостью
защитить себя или удовлетворить свои
потребности в ситуации, в которой растущий
человек не видит иного выхода, кроме драки,
или, по крайней мере, словесных угроз.
Наиболее полную картину сущности агрессивного
поведения подростков дает анализ его
мотиваций. Заметную роль в этой мотивации
играют чувства и эмоции негативного характера:
гнев, страх, месть, враждебность и т.п.
Агрессивное поведение детей подросткового
возраста, связанное с этими эмоциями,
выражается в драках, побоях, оскорблениях,
телесных повреждениях и т.д. [19, с. 167]
В современном обществе
проблема агрессивного поведения является
одной из центральных психолого-педагогических
проблем. Психологи выделяют следующие
формы агрессивных реакций:
Физическая агрессия
(нападение) – использование физической
силы против другого лица.
Косвенная агрессия
– действия, окольными путями направленные
на другое лицо (сплетни, злобные шутки),
или ни на кого направленные взрывы ярости
(крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия
– выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению
– готовность к проявлению при малейшем
возбуждении вспыльчивости, резкости,
грубости.
Негативизм – оппозиционная
манера поведения, обычно направленная
против авторитета или руководства.
Обида – зависть и
ненависть к окружающим, обусловленные
чувством горечи, гнева на весь мир за
действительные или мнимые страдания.
Подозрительность
– недоверие и осторожность по отношению
к людям, основанные на убеждении, что
окружающие намерены причинить вред [10, с. 7].
Агрессивные подростки,
как правило, имеют некоторые общие черты.
Они обладают низким уровнем интеллектуального
развития, неустойчивыми интересами, повышенной
внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью
нравственных представлений и бедностью
ценностных ориентаций. Они эмоционально
грубы, озлобленны против сверстников
и окружающих взрослых. У таких подростков
наблюдается крайняя самооценка, она может
быть как максимально положительной, так
и максимально отрицательной. Их отличают
повышенная тревожность, эгоцентризм,
неумение находить выход из трудных ситуаций.
Защитные механизмы преобладают над другими
механизмами, регулирующими поведение.
Но среди агрессивных подростков встречаются
и дети, интеллектуально и социально развитые,
у которых агрессивность является средством
поднятия престижа, демонстрации своей
самостоятельности, взрослости. Часто
такие подростки находятся в некоторой
оппозиции по отношению к взрослым. Возле
них собираются не очень разборчивые в
целях и средствах компании подростков
[13, с. 24].
Личность подростка
формируется не сама по себе, а в окружающей
его среде. Особенно важна роль малых групп,
в которой подросток взаимодействует
с другими людьми. Прежде всего это касается
семьи. На становление агрессивного поведения
ребенка влияют степень сплоченности
семьи, близость между родителями и детьми,
характер взаимоотношений между братьями
и сестрами, стиль семейного руководства.
Сегодня в нашем обществе имеется серьезный
дефицит позитивного воздействия на растущих
детей [11, с. 83].
Семья не выполняет
такие важнейшие функции, как формирование
у детей чувства психологического комфорта,
защищенности. Здесь нередко имеет место
жестокое обращение с подростками, связанное
с различными видами наказаний, в том числе
физическими. Часть родителей принуждают
детей к послушанию; другая часть не интересуется
потребностями ребенка; третья – переоценивает
ребенка и недостаточно его контролирует.
Подростки, которые встречаются с насилием
у себя дома и которые сами становятся
жертвами насилия, в большей степени склонны
к агрессивному поведению. В результате
для многих подростков характерна неразвитость
нравственных представлений, потребительная
ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный
способ самоутверждения, что связано с
повышенной внушаемостью, подражательностью.
Следует отметить, что для многих подростков
типично умышленное подражание определенным
манерам как конкретных людей, так и тех
стереотипов, которые предлагаются различными
средствами информации. Отсюда обилие
«боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует
агрессивные формы поведения подростка,
делая его взрослым в собственных глазах
и являясь средством демонстрации своей
значимости. Это проявляется и желании
занять определенное место в референтной
группе, добиться самоутверждения, осознания
себя человеком, которого нельзя унижать,
подавлять. При этом референтными группами
для части подростков становятся различные
компании с асоциальной направленностью,
где задиристость, агрессивность часто
рассматриваются как доказательства «бывалости»,
«мужественности» [11, с. 97].
Имеющий место отрицательный
микроклимат во многих семьях, как и системе
формальных и неформальных отношений
с миром взрослых, обусловливает возникновение
отчужденности, грубости, неприязни определенной
части подростков, стремления делать все
назло, вопреки воли окружающих, что создает
объективные предпосылки для появления
агрессивности, демонстративного неповиновения,
разрушительных действий [11, с. 131].
Интенсивное развитие
самосознания и критического мышления
приводит к тому, что ребенок в подростковом
возрасте обнаруживает противоречия не
только в окружающем его мире, но и внутри
собственного представления о себе, что
является основанием для изменения эмоционально
– ценностного отношения к себе, проявляясь
в резком всплеске недовольства собой
и в сочетании таких полярных качеств,
как самоуверенность и робость, черствость
и повышенная чувствительность, развязность
и застенчивость [15, с. 36].