Социально-педагогическая профилактика конфликтов в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды………………5
1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………12
2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………21
2.1 Деятельность педагога социального по выявлению конфликтов в подростковой среде…………………………………………………………….21
2.2 Диагностика стилей поведения подростков в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………23
2.3. Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде ……………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Конфликт.docx

— 198.01 Кб (Скачать файл)

Причины возникновения конфликтов

Анализируя результаты опроса, мы сделали  общие выводы, что у подростков отсутствуют навыки самоконтроля, учащиеся нетерпимы к критике, переоценивают свои возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто слабее, многие не сдержаны и импульсивны.

Свое исследование мы проводили в течение месяца, и нами были составлена следующая  классификация конфликтов, которые возникали  между учащимися. В ее основу положен предмет конфликта:

– конфликты статусов, занимаемых подростками в межличностных отношениях;

– конфликты из-за оскорблений, сплетен, зависти, уровня личной неприязни друг к другу;

– конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2–3-х лидеров и их группировок за первенство в классе;

– конфликты при отсутствии взаимопонимания, солидарности, групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи между учащимися;

– конфликты, связанные с расхождением моральных, духовных и нравственных ценностей;

– коммуникативные конфликты, возникающие из-за отсутствия навыков общения;

– конфликты целей основной деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба;

– конфликты из-за индивидуально-психологических особенностей личности учащегося, в частности, агрессивность;

– конфликты проступков, нарушений общешкольного Устава, общепринятых норм поведения;

– конфликты, связанные с возникновением симпатий к подросткам противоположного пола, у девочек – из-за парней, у парней – из-за девушек.

– конфликты из-за существующей социально-экономической обстановки в стране, в частности, воспитание учащихся в семьях разного социального статуса (неблагополучных, малообеспеченных, асоциальных и т.д.).

В связи с этим и учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности, педагогам, родителям, психологам при организации и осуществлении воспитательного процесса важно, не подавлять конфликты между подростками, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия. Все это поможет преодолеть высокую конфликтность свойственную подросткам, сделать отношения в подростковых группах более гармоничными, а их воспитательный и развивающий потенциал более высоким.

2.3.  Методические  рекомендации по профилактике  конфликтов  в подростковой среде

Рекомендации учащимся:

Правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта.

Будучи в позиции слушающего:

  • проявляйте терпимость: не прерывайте, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это;
  • не давайте оценок человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить вам. Избегая оценок, старайтесь действительно эмпатировать и понимать перспективы человека;
  • не аргументируйте слишком рационально: не старайтесь разрешить, кто прав, а кто виноват, как можно изменить ситуацию;
  • сосредоточьтесь на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока вы слушаете;
  • не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда собеседник может рассчитывать на него с самого начала.

Будучи в позиции говорящего:

  • не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
  • не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
  • не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ваш оппонент;
  • не характеризуйте! Не описывайте личность оппонента, тем более говоря «вы невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды и т. п.». Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу; Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения вашего оппонента. Приводите конкретные факты и ситуации, которые вы оба с оппонентом хорошо помните.

Рекомендации классному руководителю для сплочения коллектива:

Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий:

  • каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;
  • у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;

Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы:

  • участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса. Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько они реалистичны.
  • создание правил класса. Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа. Эти правила должны быть понятны школьниками, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Подростки должны иметь возможность принять участие в создании правил класса.
  • создание «дневника класса». Нужно предоставить возможность каждому ученику написать, что-то о себе. Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого учащегося. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.
  • совместные походы, прогулки и экскурсии. Подобные мероприятия очень сближают учителя и ученика. При этом важно не забывать о тех, кто по какой – то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой – то сувенир.
  • проведение «Дней класса». Стоит придумать с учащимися специальные ритуалы для этого дня и занести их «правила класса».

Рекомендации педагогу социальному:

В профилактической работе по снижению конфликтного поведения педагог социальный, может использовать следующие формы работы:

  • ролевые игры:
  • психогимнастические упражнения;
  • мини-лекции;
  • групповые дискуссии;
  • арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств);
  • игры-испытания;
  • релаксационные упражнения;
  • приемы сказотерапии;
  • организация социальной среды учащихся;
  • активизирование собственных ресурсов подростков;
  • КТД.

Примерные упражнения представлены в Приложении 3.

Так же мы рекомендуем педагогу социальному провести опросник  Баса-Дарки предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций (Приложение №4). 

Данные формы работы социально – педагогической профилактики направлены на снятие агрессивных проявлений, оптимизацию межличностных отношений, обучение конструктивному взаимодействию обучающихся.

Выводы

Таким образом, педагог социальный должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача педагога социального состоит в том, чтобы помочь подростку научиться конструктивно строить свои отношения с окружающими его людьми.

Результаты диагностики показали, что в школе работа по профилактике конфликтов ведется, но пока  не на достаточном уровне. Поэтому необходимо  уделять этой проблеме больше внимания и работа должна вестись как с учащимися, так и с их родителями.

Гипотеза исследования подтвердилась, конфликты подростка связаны его с личностными качествами  и зависят от  и возрастных особенностей развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст – период формирования основ нравственности и морали, социальных установок, взаимоотношений с социумом, стабилизации форм межличностных отношений. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, а мотивационные линии связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и самоутверждению в обществе. Вместе с тем, конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействии подростков, оправданы. С одной стороны, они обусловлены особенностями психофизиологического развития (неустойчивостью психики, эмоциональной незрелостью, вспыльчивостью), с другой – особенностями социального развития подростков (несформированностью «Я-концепции», недостаточностью опыта социальных отношений).

Чтобы профилактическая работа  дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Результаты исследования показали, что межличностные конфликты среди  подростков возникают довольно часто, 64% респондента подтвердили это. При этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки 23% и оскорбления 24%.

Для большинства подростков характерна активная позиция поведения в конфликте, целью которой является стремление при взаимодействии настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого соперничества в случае сопротивления. Наименее характерными стратегиями для подростков являются стратегия соперничество (38%) и приспособление (24%).

 

  Список использованных источников

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебник для высших учебных заведений / А.Я.Анцупов, С.В.Баклановский. - СПб.: Питер, 2006. - 288 с.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 591с.
  4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие 2-е изд., стереотип. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001. - 464 с.
  5. Богданов, В.Н. Психология личности в конфликте: учебник для высших учебных заведений / В.Н. Богданов,  В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. - 211 с.
  6. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / А.А. Бодалев, - М.: СПб, 1986. – 230 с.
  7. Валаханович, С.А. Эффективные приемы управления своим поведением / С.А. Валаханович  // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010.- №10. – С. 34-39.
  8. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2000. – 246 с.
  9. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина, СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
  10. Журлова, Н.В. Работа социального педагога с агрессивными детьми / Н.В. Журлова // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2010.- №7. – С. 3-8.
  11. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Академия, 2006. – 350 с.
  12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагин. - М.: Издательство УРАО,  1997. – 176 с.
  13. Лесун, Л.И. Агрессивное поведение подростков / Л.И. Лесун, Л.В. Шклярова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. -№12. – С.22-25.
  14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1997. - 456 с.
  15. Ничишина, Т.В. Предупреждение и проведение сквернословия несовершеннолетних / Т.В. Ничишина //– 2010.-№7. – С. 34-37.
  16. Ничишина, Т.В. Тренинговые упражнения в профилактике коммуникативных девиаций несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, М.П. Осипова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. -№7. – С. З1-35.
  17. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов  / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2005. – 450 с.
  18. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.
  19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: НПО МОДЭК, 2006. – 450 с.
  20. Стреж, А.Л. Снижение уровня агрессивности с помощью метода культотерапии / А.Л. Стреж // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2010. - №5. – С. 24-27.

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение №1

Опросник К. Томаса

Инструкция: Вам предлагается выбрать из каждой пары суждений то, которое является наиболее типичным для Вашего поведения и поставить «+» в соответствующей графе бланка ответов.

1.

А: Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б: Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А: Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А: Я пытаюсь избежать возникновения неприятности для себя.

Б: Я стараюсь добиться своего.

7.

А: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем  решить его окончательно.

Б: Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться своего.

8.

А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А: Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б; Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А: Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б: Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А: Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А: Я сообщаю другому мою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б: Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

А: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б: Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А: Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б; Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А: Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А: Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б: Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А: Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б: Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А: Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б: Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А: Я пытаюсь найти позицию, которая находится  посередине  между моей позицией и точкой зрения другого.

Б: Я отстаиваю свои желания.

23.

А: Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б: Иногда я предоставляю возможность другим взять ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А: Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б: Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А: Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б: Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А: Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б: Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А: Обычно я стремлюсь добиться своего.

Б: Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 

30.

А: Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б: Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика конфликтов в подростковой среде