Мальчики и девочки
по – разному проявляют агрессивность.
Наибольшей агрессивностью отличаются
12-15-летние подростки – мальчики. У них
преобладает физическая агрессия, которая
с возрастом затухает, а у девочек с возрастом
наблюдается рост этой формы агрессии.
К 15-17 годам у мальчиков происходит всплеск
вербальной агрессии. При спаде косвенной
агрессии у мальчиков идет значительное
увеличение ее у девочек. Негативизм значительно
проявляют мальчики во все возрастные
периоды [19, с. 349].
Таким образом, проведенный
анализ литературных источников показал,
что в подростковом возрасте наблюдается
повышенная агрессивность и конфликтность,
вторые обусловлены спецификой протекания
данного возрастного периода. Однако,
данное утверждение не означает, что это
неизменное явление, не подлежащее коррекции.
Большинство авторов указывают на высокую
вариативность протекания подросткового
кризиса и его зависимость от внешне средовых
условий таких как, психолого-педагогическое
сопровождение, характер идентификации,
климат в семье, отношения со сверстниками
и учителями и др. В связи с этим актуальным
является изучение существующего уровня
конфликтности и разработки индивидуальных
и групповых мер по снижению конфликтности
и агрессивности в подростковом звене.
Выводы
Конфликт - это такая
характеристика взаимодействия, в которой
не могущие сосуществовать в неизменном
виде действия взаимодетерминируют и
взаимозаменяют друг друга, требуя для
этого специальной организации. Вместе
с тем любой конфликт представляет собой
актуализировавшееся противоречие, то
есть воплощенные во взаимодействии противостоящие
ценности, установки, мотивы. Можно считать
достаточно очевидным, что для своего
разрешения противоречие непременно должно
воплотиться в действиях в их столкновении.
Только через столкновение действий, буквальное
или мыслимое, противоречие себя и являет.
Для конфликта свойственны противодействие
в виде общения, поведения или деятельности,
направленных на защиту своих интересов
путем ограничения активности оппонента,
нанесения ему морального или материального
ущерба, а также негативное отношение
друг к другу. Эмоции доминируют в определении
поведения и манеры общения. Конфликт
состоит из противоположно направленных
действий его участников. Этими действиями
реализуются скрытые от внешнего восприятия
процессы в мыслительной, эмоциональной
и волевой сферах оппонентов. Чередование
взаимных реакций, направленных на реализацию
интересов каждой стороны и ограничение
интересов оппонента, составляет видимую
социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст отличается
конфликтностью. Все физиологические
особенности подросткового возраста тесно
взаимосвязаны с развитием психики. Появление
психических новообразований сопряжено
со сложностями его перехода из состояния
детскости во взрослую жизнь. Подростковый
возраст характеризуется повышенной возбудимостью,
неустойчивостью эмоций и поведения, подростки
плохо контролируют себя, эмоциональны
и нестабильны, что приводит к повышению
агрессивности и конфликтности, что связано
со спецификой протекания данного возрастного
периода. Протекание этого периода имеет
различные варианты и зависит от внешне
средовых условий. В связи с этим актуальным
является изучение существующего уровня
конфликтности и разработки индивидуальных
и групповых мер по снижению конфликтности
и агрессивности в подростковом звене.
2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ.
2.1 Деятельность
педагога социального по выявлению
конфликтов в подростковой среде
Сферами деятельности социального
педагога являются: социально-педагогическая;
правозащитная; культурно-просветительская;
организационно-управленческая; методическая;
пропагандистская; исследовательская.
Профессиональная деятельность
социального педагога направлена на содействие
развитию детей и подростков посредством
воспитательной и коррекционной работы
с ними в различных социумах. Согласно
государственному образовательному стандарту,
социальный педагог:
- владеет системой знаний о закономерностях
общения и способах управления индивидом
и группой;
- соблюдает права и свободы обучающихся;
- владеет умениями психолого-педагогической
диагностики;
- знает основы социальной политики
государства и социально-правовой защиты
детства;
- знает основы охраны прав несовершеннолетних;
- знает теорию и методику диагностики
личности и ее микросреды;
- владеет инструментарием индивидуальной
и групповой коммуникации, психолого-педагогического
консультирования;
- осуществляет выбор педагогических
технологий, приемлемых и результативных
в организации социального воспитания
детей и подростков;
- умеет выявлять интересы и потребности
детей и подростков, создавать условия
для развития их талантов, умственных
и физических способностей;
- умеет диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию диагностических отклонений в поведении и обучении детей;
- умеет организовать практико-ориентированную
деятельность детей и подростков;
- умеет взаимодействовать с
учителями, родителями, специалистами
социальных служб и др. в оказании помощи
детям и подросткам.
Социальный педагог должен
отдавать себе отчет в том:
- как понимать и оценивать себя
и своего учащегося в конфликтах;
- каковы стратегии и тактики
деятельности в напряженных ситуациях;
- каковы особенности подростковых
конфликтов;
- какова специфика преодоления
конфликтов с администрацией, учителями,
учащимися;
- каковы особенности конфликтов
с агрессивными подростками;
- как можно управлять конфликтной
ситуацией;
- каким должно быть поведение
руководителя при конфликтах;
- как управлять психическими
состояниями лиц с повышенным уровнем
тревожности.
Педагогу социальному необходимо
при построении работы с учащимися
обладать знаниями об особенностях конфликтных
ситуаций и использовать воспитательный
потенциал конфликтных ситуаций.
В процессе социально-педагогической
деятельности по выявлению конфликтных
ситуаций в подростковой среде можно выявить
алгоритм деятельности педагога социального.
Рассмотрим этапы деятельности:
1. Выявление причины конфликта,
подлинной проблемы;
2. Определение в ситуации
момента, когда можно было предупредить
перерастания конфликтной ситуации
в конфликт;
3. Всесторонний анализ
причин возникновения конфликтов,
столкновений интересов и позиций;
4. Поиск вариантов, способов
решения конфликта и выбор
наиболее эффективных стратегий
для направления конфликтных
ситуации в конструктивное русло;
5. Оценка эффективности
выбранной стратегии, дальнейшие
действия для предотвращения
подобных ситуаций.
2.2 Диагностика
стилей поведения подростков
в конфликтной ситуации
Исследование проводилось на
базе ГУО «Средняя школа № 21 имени Н. Ф.
Гастелло г. Минска». В исследовании
приняли участие 26 учащихся 9 «А» класса.
Цель исследования: определение стилей поведения
в конфликтных ситуациях.
Для определения стилей поведения
в конфликтных ситуациях мы использовали
опросник описание стилей поведения Томаса
(Приложение 1).
Материал: бланк с перечнем вопроса.
Инструкция: Необходимо выбрать из каждой
пары суждений то, которое является наиболее
типичным для вашего поведения и поставить
«+» в соответствующей графе бланка ответов.
Результаты исследования показали,
что 38 % учащихся в конфликтной ситуации
выбирают такой стиль поведения как соперничество.
(Диаграмма 2.1).
Соперничество: наименее эффективный,
но наиболее часто используемый способ
поведения в конфликтах, выражается в
стремлении добиться удовлетворения своих
интересов в ущерб другому.
У 24% опрошенных школьников
выявлена склонность к приспособленческому
стилю поведения. (Диаграмма 2.1)
Приспособление: означает, в
противоположность соперничеству, принесение
в жертву собственных интересов ради другого.
На компромисс в конфликтной
ситуации идет 19% подростков. (Диаграмма
2.1)
Компромисс: компромисс как
соглашение между участниками конфликта,
достигнутое путем взаимных уступок.
11% учащихся руководствуются
стилем избегания. (Диаграмма 2.1)
Уклонение (избегание): для которого
характерно как отсутствие стремления
к кооперации, так и отсутствие тeнденции
к достижению собственных целей.
И только 8% школьников выбирают
стиль сотрудничества в конфликтной ситуации.
(Диаграмма 2.1)
Сотрудничество: когда участники
ситуации приходят к альтернативе, полностью
удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Диаграмма 2.1
Склонность к определенному
стилю поведения подростков в конфликтной
ситуации.
Результаты исследования показали,
что только 8% учащихся выбирают стиль
сотрудничество в конфликтной ситуации,
который предполагает удовлетворения
интересов обеих сторон. И больше всего
школьников 38% руководствуются стилем
соперничества, это говорит о том, что
у подростков не сформированы навыки конструктивного
разрешения конфликтов.
Проанализировав результаты,
мы сделали выводы, что дети предпочитают
разрешать конфликты, наиболее выгодным
для них способом – они не хотят сотрудничать,
а наоборот, каждый отстаивает свою точку
зрения, опирается на свое мнение и видение
ситуации.
Рекомендации учащимся:
Подросткам средней общеобразовательной
школы, следует быть менее импульсивными,
проявлять больше терпимости к одноклассникам.
Во время возникшего конфликта, следует
помнить следующее:
- обсуждайте не личность,
а действия;
- объективно опишите ситуацию,
проблему в ней, как вы это
видите;
- дайте то же самое
сделать партнеру;
- при эмоциональных вспышках
партнера подождите, пока он успокоится;
- разговор следует вести
спокойным голосом;
- предлагайте конкретные
варианты выхода из ситуации.
Изучение основных причин
конфликтов и особенностей взаимоотношений
в 9 «А» классе.
Для этого нами была разработана
специальная анкета (Приложение №2).
Цель исследования: изучить основные причины конфликта
и особенности взаимоотношений в классе.
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: подростку последовательно
предлагается ответить на 8 вопросов.
Результаты диагностики показали,
что только 17% учащихся считают свой класс
дружным коллективом, 33% затрудняются
ответить и половина класса 50% не считают
свой класс дружным (диаграмма 2.2).
Проанализировав результаты,
мы увидели, что школьникам свойственен
средний уровень коммуникативных и организаторских
способностей, то есть они стремятся к
контактам с людьми, не ограничивают круг
своих знакомств, отстаивают свое мнение,
планируют свою работу, однако потенциал
их склонностей не отличается высокой
устойчивостью.
Диаграмма 2.2
Количество учащихся, считающих свой
класс дружным коллективом.
По этим результатам мы сделали
выводы, что класс не сформирован, как
коллектив. И нуждается в помощи классного
руководителя для сплочения и формирования
дружного коллектива.
Из учащихся, которые считают
свой класс дружным коллективом, 18% показали,
что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками,
58% опрошенных ответили, что у них плохие
взаимоотношения в классе и 24% затрудняются
ответить на этот вопрос (диаграмма 2.3).
Диаграмма 2.3
Взаимоотношения
в 9 «А», по мнению самих учащихся
Так же было выявлено, что 61%
подростков часто вступают в конфликт
со своими одноклассниками, 28% редко и
11% школьников ответило, что у них нет для
этого повода (диаграмма 2.4).
Диаграмма 2.4
Частота возникновения
конфликтов в классном коллективе
В ходе исследования нами было
установлено, что межличностные конфликты
среди подростков возникают довольно
часто. Однако данные конфликты не отличаются
большой продолжительностью. Подростки
часто отрицают свою причастность к их
возникновению.
77% респондентов на вопрос
кто является чаще всего инициатором
конфликта, ответили, что одноклассники.
8% признают свою вину и 15% затрудняются
ответить (диаграмма 2.5).
Диаграмма 2.5
Количество учащихся,
которые являются инициаторами конфликтов
Проанализировав, результаты
диагностики, мы сделали выводы, что школьники
не умеют брать на себя ответственность
за свои поступки.
Так же нами было выявлено, что
53% учащихся в ситуации конфликта никогда
не прибегают к личным оскорблениям, а
32 % подростков редко и только 15% респондентов
ответило никогда (диаграмма 2.6).
Диаграмма 2.6
Количество учащихся,
прибегающие к личным оскорблениям
Анализирую данные результаты,
мы сделали выводы, что у подростков не
сформирована культура межличностных
взаимоотношений.
Из числа опрошенных, важно
выйти победителем из конфликтной ситуации
59% школьников, затрудняются ответить
37% учащихся (диаграмма 2.7).
По результатам опроса видно,
что только 14% респондентов не претендуют
на позицию победителя в конфликтной ситуации
(диаграмма 2.7)
Диаграмма 2.7
Количество учащихся,
которым важна позиция победителя в конфликтной
ситуации
На вопрос «Какие чувства вы
испытываете во время конфликта?» 23% учащихся
ответили - злость, еще 23% школьников
испытывают – злорадство, 19% респондентов
ответили, что они испытывают чувство
– страха, еще 19% подростков переживают
обиду и 15% учащихся ответили ненависть
(диаграмма 2.8).
Диаграмма 2.8
Чувства, которые
испытывают подростки во время конфликта
По результатам опроса, мы видим,
что большей процент детей испытывают
такие чувства, как злость и злорадства.
Это говорит о том, что у подростков
не сформировано чувство самоконтроля.
Что касается причин, по которым
возникают конфликты, то 23 % респондентов
указали такую причину, как оскорбления,
21% учащихся на этот вопрос ответили –
учеба,15% подростков причиной конфликта
назвали – противоположный пол, 24% учащихся
указали – поведение одноклассников и
17% школьников конфликтуют из - за разных
взглядов на вещи (диаграмма 2.9).
Диаграмма 2.9