Социально-педагогическая профилактика конфликтов в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды………………5
1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………12
2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………21
2.1 Деятельность педагога социального по выявлению конфликтов в подростковой среде…………………………………………………………….21
2.2 Диагностика стилей поведения подростков в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………23
2.3. Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде ……………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Конфликт.docx

— 198.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Ключи

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

         

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

А

     

Б

12

     

Б

А

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А


 

Интерпретация результатов

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Приложение № 2

Анкета

1) Считаете ли  вы свой класс дружным коллективом?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2)Вы считаете  свои взаимоотношения с одноклассниками  ……?

А) хорошими;

Б) плохими;

В) затрудняюсь ответить.

3)Часто ли вы  конфликтуете со своими одноклассниками?

А) часто

Б) редко

В) у меня нет для этого повода

4)Если у вас  возникает конфликт, то кто является  чаще всего его инициатором?

А)  я

Б) одноклассники

В) затрудняюсь ответить

5)В ситуации  конфликта, вы прибегаете к личным  оскорблениям своего оппонента?

А) всегда

Б) редко

В) никогда

6)Вам важно  выйти победителем из конфликтной  ситуации?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

7)Какие чувства  вы испытываете во время конфликта?

 


 

8)Причиной конфликта  зачастую становится?

 

 

 


 

Приложение № 3

Упражнение 1. «Рисунок моего настроения»

Участникам группы предлагается нарисовать свое настроение на листе бумаги. Подчеркивается, что рисунок может быть как конкретным, так и абстрактным. Предлагаются различные изобразительные материалы (гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, карандаши, фломастеры)

После того как все участники выразили себя на листе бумаги, предлагается показать рисунки друг другу, рассказать о том, что именно изображено на рисунке и какое настроение отражает данный рисунок.

Упражнение 2. «Руки» (класс делится на 2-3 группы, при выполнении другого упражнения участники меняют состав групп).

Ведущий просит участников встать в круг, подняв правую руку. Он соединяет между собой руки участников и просит не разжимать их. После этого, ведущий просит каждого из участников поднять левую руку и соединяет их друг с другом поверх уже соединенных правых, следя за тем, чтобы руки не держали соседи, и чтобы не оказалось, что два участника держат друг друга за обе руки. После этого ведущий просит участников распутаться в один большой круг, не расцепляя рук.

Упражнение считается выполненным, если это удалось или если вместо круга участники распутались в восьмерку.

Упражнение 3. «Лава»

Необходимый материал: круглые коврики диаметром 24-27 см, стулья.

Инструкция

«Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в горы. Перед вами котлован с кипящей лавой. Нужно перебраться через него, обогнув горную гряду (преграда из стульев) на другую сторону. Для того, чтобы вы могли выполнить задание вам предлагаются огнеупорные коврики. Вы можете вставать на них и идти по лаве. Но, внимание, коврики без соприкосновения с человеческим телом оставлять нельзя, и передавать их можно только вперед. Осторожнее с горами. Прикасаться к ним также нельзя. В случае нарушения правил, вся команда возвращается назад и начинает выполнение упражнения снова. Все ли понятно?»

Если участники не поняли инструкцию, ведущий объясняет все это еще раз, показывая какой именно путь нужно пройти и как можно вставать на коврики.

В упражнении важно следить за тщательным соблюдением правил. Упражнение должно быть выполнено правильно от начала до конца. Только тогда оно поможет группе сплотиться, используя свои групповые ресурсы.

После упражнения обязательно обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1.         Что вам больше всего понравилось  в ходе выполнения этого упражнения?

2.         Что больше всего не понравилось?

3.         как вы думаете, почему ваша  группа смогла выполнить это  упражнение?

4.         Что ей мешало его выполнять?

5.         Как вы чувствуете себя сейчас, после того как упражнение  выполнено?

Упражнение 4. «Импульс»

Необходимый материал: секундомер.

Группа встает в круг, взявшись за руки. Выбирается ведущий, который начнет игру. В начале игры ведущий посылает «импульс»: он пожимает руку своему правому, либо левому соседу, который передает импульс дальше по кругу, пока сигнал не возвращается к ведущему.

После нескольких попыток группа приступает к выполнению задания. Опытным путем группа должна определить наименьшее время, за которое она сможет передавать импульс по кругу. Педагог может помочь игрокам, замеряя секундомером время передачи импульса.

Теперь импульс передается в другом направлении. Педагог предоставляет игрокам возможность поэкспериментировать и выбрать подходящий темп, замеряя время по секундомеру.

Наконец группа переходит к следующему этапу, на котором импульс передается с закрытыми глазами. Ведущие на каждом этапе должны меняться. На последнем этапе задача еще более усложняется: теперь импульс передается сразу по двум направлениям: влево и вправо. Теоретически оба импульса должны встретиться на равном расстоянии от ведущего и вернуться обратно. Группе нужно дать время поупражняться, если один или оба импульса были «потеряны». Пусть игроки обсудят, какой из импульсов передается быстрее, и заметят время, за которое они могут быстро и правильно передавать импульсы в обе стороны одновременно.

 

Приложение №4

Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

5. Обида – зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том, что  другие люди планируют и приносят  вред.

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло, а  также ощущаемые им угрызения  совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". 

ОПРОСНИК

· Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

·  Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

·  Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

·  Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

·  Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

·  Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

·  Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

·  Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

·  Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

·  Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

·  Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

·  Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

·  Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

·  Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

·  Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

·  Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

·  Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

·  Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

·  Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

·  Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

·  Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

·  Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

·  Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

·  Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

·  Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

·  Я не способен на грубые шутки

да

нет

·  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

·  Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

·  Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

·  Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

·  Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

·  Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

·  Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

·  Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

·  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

·  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

·  Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

·  Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

·  Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

·  Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

·  Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

·  Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

·  Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

·  Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

·  Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

·  Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

·  Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

·  Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

·  С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

·  Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

·  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

·  Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

·  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

·  Неудачи огорчают меня

да

нет

·  Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

·  Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

·  Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

·  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

·  Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

·  Я ругаюсь только со злости

да

нет

·  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

·  Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

·  Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

·  Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

·  У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

·  Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

·  Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

·  Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

·  Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

·  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

·  Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

·  В последнее время я стал занудой

да

нет

·  В споре я часто повышаю голос

да

нет

·  Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

·  Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет


 

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться  только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66,74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"=0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая профилактика конфликтов в подростковой среде