Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:17, курсовая работа
Цель исследования – выявление организационных проблем в деятельности социального педагога в учреждении интернатного типа, по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
2. Рассмотреть условия организации социальным педагогом внеучебной деятельности в интернате;
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов школы-интерната по организации внеучебной деятельности, по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.
Введение
ГЛАВА I.. Социально-педагогическая характеристика детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Характеристика социального сиротства, причины возникновения
1.2 Проблемы личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
1.4 Выводы по главе I
ГЛАВА II. Деятельность социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Организационная структура Магнитогорской Школы-интерната для дитей сирот
2.3 Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам, в условиях Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот
2.4 Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет
Социальный факультет
Кафедра социальной педагогики
Курсовая работа
По дисциплине «Социальная педагогика»
Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях специализированных учреждений
Научный руководитель: Испулова С.Н,
Кандидат педагогических наук, доцент
Магнитогорск, 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ГЛАВА I.. Социально-педагогическая характеристика детей, оставшихся без попечения родителей 1.1 Характеристика социального
сиротства, причины 1.2 Проблемы личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1.3 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей 1.4 Выводы по главе I
ГЛАВА II. Деятельность социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей 2.1 Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей 2.2 Организационная структура Магнитогорской Школы-интерната для дитей сирот 2.3 Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам, в условиях Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот 2.4 Выводы по главе II
Заключение Список литературы
|
3
6 6
13
21 27
28
28
31
35 45
46 49 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы, связанные с человеческими ценностями ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем, т.к. их разрушение неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов, отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства, свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семьи и семейных отношений. Разрушение системы ценностей, резкое падение уровня жизни большей части населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства. Изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди них количества детей, со сложными комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении, требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей, включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей. Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений интернатного типа, интернат – это школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении, формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль социального педагога. Теория ценностей, воплотившая в науке и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода, стала значительным вкладом в развитие современной социальной педагогики и рассмотрена в работах А.В.Мудрика И. С.Кона В. М.Кузнецова И. С.Артюховой Е. К.Киприяновой Н. А.Кириловой А. С.Шарова и др. Однако ряд вопросов связанных с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей, и роль в этом процессе социального работника остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования - «Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях специализированных учреждений».
Цель исследования – выявление организационных проблем в деятельности социального педагога в учреждении интернатного типа, по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Исследование проводилось на базе Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот. Объектом исследования является группа детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования являются процесс педагогических связей взаимодействий способов и средств регуляции взаимодействия детей сирот и социальных педагогов в учреждении интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
2. Рассмотреть условия организации социальным педагогом внеучебной деятельности в интернате;
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов школы-интерната по организации внеучебной деятельности, по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы, интервью; изучение психологической педагогической и медицинской документации, продуктов деятельности детей.
Курсовая работа состоит из двух глав, в первой главе выявляются проблемы личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причины социального сиротства и формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Во второй главе работы, являющийся практической, рассматривается структура учебного заведения Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот, специфика его деятельности, вносятся предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам; в заключение подводится общий итог проделанной работы.
ГЛАВА I.. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Характеристика социального сиротства, истоки и причины возникновения
Проблема социального сиротства является
сегодня проблемой, характерной для многих
развитых и развивающихся стран. Так, американские
исследователи отмечают, что по всему
миру больницы, родильные дома, специальные
заведения заполнены брошенными младенцами.
В разных странах и разные специалисты
их называют по-разному: "отказные дети",
"казенные младенцы", "рожденные,
чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные"
и др. По данным международных экспертов
ООН, отмечается заметный рост числа брошенных
детей в странах Западной и Восточной
Европы. Распространение явления социального
сиротства в нашей стране обусловлено
комплексом особых условий и процессов
в обществе, характеризующих развитие
России на протяжении XX века и связанных
с революцией 1917 г., тремя разрушительными
войнами (первая мировая, гражданская,
Великая Отечественная), террором 20-х-30-х
годов, а также последствиями перестройки
конца 80-х - начала 90-х годов. В первые же
десятилетия после революции большевиками
был нанесен мощный удар по вековому зданию
русской культуры. Выражение "вековое
здание культуры" было введено известным
русским философом и культурологом Ю.М.
Лотманом. Он писал, что это выражение
не случайно, что "культура всегда подразумевает
сохранение опыта. Более того, одно из
важнейших определений культуры характеризует
ее как "негенетическую" память. Поэтому
она всегда связана с историей, всегда
подразумевает непрерывность нравственной,
интеллектуальной, духовной жизни человека,
общества и человечества. И потому, когда
мы говорим о культуре нашей, современной,
мы, может быть сами того не подозревая,
говорим и об огромном пути, который эта
культура прошла. Путь этот насчитывает
тысячелетия, перешагивает границы исторических
эпох, национальных культур и погружает
нас в одну культуру - культуру человечества"
Л.Н. Толстой считал, что зло, совершенное
человеком, не только лишает его истинного
блага, но умаляет его душу. В одном из
индусских источников ему понравилась
мысль, которую он включил в свою книгу
афоризмов "Круг чтения": "Зло в
этом мире не тотчас дает плоды, но, как
земля, понемногу и в свое время. И плоды
эти ужасны" Начавшись с материальной
культуры, зло разрушения, коснувшись
русских храмов, усадеб, других исторических
мест, стерло с лица земли не только архитектурные
памятники, оно уничтожило огромный пласт
духовной культуры, иссушило души и убило
память нескольких поколений. Но без прошлого
для человека нет будущего. О необходимости
"любви к родному пепелищу" и к "отеческим
гробам" когда-то писал А.С. Пушкин. Современник
Л.Н. Толстого известный философ-космист
Н.Ф. Федоров, разрабатывая свою концепцию
воскрешения отцов детьми, главным долгом
последних считал долг памяти.
С разрушением "векового
здания русской культуры" оказалась
нарушена и взаимосвязь прошлого - настоящего
- будущего, взаимосвязь поколений. Удар,
нанесенный культуре, отразился и на состоянии
российской семьи. Согласно коммунистическим
социальным концепциям того времени, роль
семьи в обществе должна постепенно уменьшаться,
пока наконец, этот институт не исчезнет
вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация
брака и его расторжение были настолько
упрощены, что занимали несколько минут.
При этом заключить или расторгнуть брак
мог один из супругов, даже не ставя другого
в известность. Исчезло отношение к браку
как к величайшему таинству и акту ответственности,
на смену ему пришло легкомыслие.
В результате за десятилетие гражданской
войны и первых лет строительства социализма
был нанесен мощнейший удар по патриархальному
укладу российского общества и связям
между поколениями. При этом практически
уничтоженными оказались дворянство,
купечество, интеллигенция, духовенство,
крестьянство, считавшие основами своего
существования продолжение рода, семейные
узы и связи, уважение старших поколений.
Так, в основе взаимоотношений между поколениями
в русской крестьянской семье всегда лежало
уважение к старшим - к родителям, к дедам
и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская
нравственность, все нормы поведения требовали
безусловного уважения родителей на протяжении
всей их жизни. "В крестьянстве здешнем
родители очень чадолюбивы, а дети послушны
и почтительны. Не видано еще примеров,
чтобы дети оставляли в пренебрежении
отца или мать устаревших", - писали
из Тульской губернии на рубеже XVIII-XIX веков.
Общественное мнение резко осуждало лиц,
позволявших себе непочтительное отношение
к старшим Крестьянская семья, прежде
всего, представляла собой коллектив совместно
хозяйствующих людей, и эта черта многое
определяла в семейных отношениях.
Но семья и община служили
организующим началом во многих явлениях
духовной жизни крестьян. Семья не только
воспитывала детей и вела совместное хозяйство,
будучи первичным и основным производственным
коллективом. Она была носителем глубоких
традиций, связывающих человека с окружающим
его миром, хранительницей коллективного
опыта. С изменением в 50-е годы политических
ориентиров в стране произошли изменения
и в семейной политике. Правительство
предприняло ряд мер, направленных на
укрепление института семьи. Однако "зло
разрушения" принесло свои плоды: в
России впервые за ее многовековую историю
появились так называемые "отказные"
дети, которых матери, не желая брать на
себя ответственность за воспитание, передавали
под расписку государству, навсегда отказываясь
от прав на ребенка. Такие дети пополняли
Дома ребенка, а позже - детские дома и
школы- интернаты.
Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI
век. Однако проблема детей-сирот приобретает
еще большую остроту и актуальность, так
как число их не уменьшается, а непрерывно
растет. В сегодняшнем обществе происходят
сложные и неоднозначные процессы. В развитии
современной цивилизации ясно просматриваются
две тенденции. С одной стороны, происходит
религиозное и философское осознание
человечеством смысла бытия, становление
личностного сознания, осмысление мировым
сообществом наличия глобальных общечеловеческих
проблем, от стратегии разрешения которых
зависит дальнейшее существование современной
цивилизации. На рубеже столетий к таким
глобальным проблемам специалисты относят:
угрозу мировой термоядерной войны, истощение
природных ресурсов, загрязнение природной
среды и др. С другой стороны, налицо явный
кризис культуры, охвативший различные
страны и слои общества и приведший к переоценке
и перекомпоновке слагаемых духовно- смыслового
ядра культуры, включая вековечные народные
традиции; "крушение гуманизма", итогом
которого стали разгул насилия, терроризма
и обесценивание человеческой жизни; утверждение
надиндивидуальных форм культуры - от
диктата группы до тоталитаризма; обострение
проблем одиночества и взаимопонимания
в обществе.
Политические и социально-
Кризис современной семьи,
констатируемый специалистами, негативно
отразился на состоянии детства в стране,
приведя к росту социального сиротства
и увеличению числа таких специфических
учреждений как детские дома и школы- интернаты.
Впервые проблемой стало их переуплотнение.
В условиях продолжающейся нестабильности
социально-экономической, политической
жизни страны продолжает расти число детей,
попавших в особо трудные условия. Среди
них - сироты, социально дезадаптированные
дети и юные преступники, дети-инвалиды,
дети-беженцы и вынужденные переселенцы,
дети, проживающие в неблагоприятных экологических
условиях.
Весьма широк спектр причин
детского неблагополучия. В числе существенных
факторов следует выделить кризисные
явления в семье: нарушение ее структуры
и функций, рост числа разводов и количества
неполных семей, асоциальный образ жизни
ряда семей; падение жизненного уровня,
ухудшение условий содержания детей, нарастание
психоэмоциональных перегрузок у взрослого
населения, непосредственно отражающихся
на детях; распространение жестокого обращения
с детьми в семьях и интернатных учреждениях
при снижении ответственности за их судьбу.
Растущие масштабы асоциального
поведения среди взрослых стимулируют
развитие аналогичных процессов и в детской
среде.
Наиболее существенным признаком последних
лет стало значительное увеличение размеров
социального сиротства, появление его
новых характеристик.
Обнаружилось качественно
новое явление - так называемое "скрытое"
социальное сиротство, которое распространяется
под влиянием ухудшения условии жизни
значительной части семей, падением нравственных
устоев семьи, следствием чего становятся
изменение отношения к детям, вплоть до
полного вытеснения их из семей, беспризорность
огромного количества детей и подростков.
Рост числа разводов является одним из
факторов, неблагоприятно влияющих на
судьбу детей. Все больше становится семей,
где детей воспитывает один отец. Увеличивается
количество детей, рожденных вне брака.
Материальные трудности, суженный круг
внутрисемейного общения в неполной семье
негативно сказываются на детях. Они труднее
налаживают контакты со сверстниками,
у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются
невротические симптомы.
Дополнительным фактором риска для развития
ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей,
осиротевших в раннем возрасте. Растет
число выявленных детей, оставшихся без
попечения родителей. Большинство из них
передаются под опеку (попечительство)
и на усыновление, около 30% от их числа
устраиваются в дома ребенка, детские
дома, школы- интернаты и другие учебно-воспитательные
учреждения. Несмотря на увеличение числа
детей, переданных в семью, количество
детей, помещенных в интернатные учреждения,
не снижается. По данным специалистов,
сегодня Россия переживает третью (после
гражданской и великой Отечественной
войн) волну социального сиротства. Статистика
свидетельствует: по числу детей-сирот,
приходящихся на каждые 10 тысяч детского
населения (а по данным государственного
комитета России по статистике сейчас
в Российской Федерации проживает 40 миллионов
детей), Россия занимает первое место в
мире. Почти 50% детского населения страны
(около 18 млн.) находится в зоне социального
риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных,
330 тыс. преступлений совершено подростками,
2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством.
Только в Московские больницы ежегодно
попадает 1800 детей, совершивших попытку
суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот,
422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских
домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов
для 71 тыс. детей.
В числе непосредственных причин социального
сиротства назовем следующие: · добровольный
отказ родителей (чаще матери) от своего
несовершеннолетнего ребенка, чаще всего
это отказ от новорожденного в родильном
доме. С юридической точки зрения отказ
от ребенка - правовой акт, который официально
подтверждается специальным юридическим
документом. В течение 3-х месяцев родители
(мать) могут изменить свое решение, и ребенок
может быть возвращен в семью. · принудительное
изъятие ребенка из семьи, когда в целях
защиты прав, жизни и интересов ребенка
родителей лишают родительских прав. В
основном это происходит с неблагополучными
семьями, в которых родители страдают
алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный
образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение
родителей родительских прав - это также
правовой акт, который осуществляется
по решению суда и оформляется специальным
юридическим документом. · смерть родителей.
Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные
в силу каких-либо природных или социальных
катаклизмов, вынуждающих население страны
к хаотической миграции.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного
опыта семейной жизни, воспитывающиеся
в государственных учреждениях, воспитательные
системы которых далеки от совершенства,
часто повторяют судьбу своих родителей,
как и они впоследствии лишаясь родительских
прав, тем самым расширяя поле социального
сиротства. Каковы же пути преодоления
этого трагического, ставшего масштабным,
социального явления? Назовем главные:
1. Стабилизация социально-
2. Возрождение духовной культуры нации.
3. Экономическая,
4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных
традиций, основанных на гуманизме, любви
и уважении к ребенку; возвращение
"воспитания" в учебные заведения.
5. Реорганизация
6. Совершенствование
системы устройства детей-
1.2 Проблемы
личностного развития детей-
Результаты, полученные исследователями при изучении особенностей личностного развития детей, воспитывающихся вне семьи, свидетельствуют о том, что личность в том понимании, которое сложилось в современной науке, у них оказывается несформированной или слабо сформированной.
Психологи А.М. Толстых и Н.Н. Прихожан, в течение нескольких лет занимающиеся исследованием воспитанников интернатных учреждений, выдвинули следующую гипотезу: у детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых, принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющих ему личность.
Однако факты свидетельствуют, что значительная часть проблем, нарушений и недостатков в развитии личности воспитанников детских домов и интернатов порождена не врожденно-наследственными факторами и анатомо-физиологическими нарушениями центральной нервной системы, а различными видами депривации (материнской, двигательной, сенсорной, психической, эмоциональной, социальной), средовыми влияниями и педагогической запущенностью. А раз так, значит, возможно устранение части искажений через правильно организованную систему медико - психолого- педагогической работы. Но для разработки и реализации психолого-педагогических программ, нацеленных на обеспечение психического здоровья и полноценного развития воспитанников, необходимо ясное понимание наличного уровня, недостатков и нарушений в развитии личности воспитанников в их соотнесенности с позитивной структурой развития человека.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом. Основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителе