Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:17, курсовая работа
Цель исследования – выявление организационных проблем в деятельности социального педагога в учреждении интернатного типа, по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
2. Рассмотреть условия организации социальным педагогом внеучебной деятельности в интернате;
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов школы-интерната по организации внеучебной деятельности, по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.
Введение
ГЛАВА I.. Социально-педагогическая характеристика детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Характеристика социального сиротства, причины возникновения
1.2 Проблемы личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
1.4 Выводы по главе I
ГЛАВА II. Деятельность социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Организационная структура Магнитогорской Школы-интерната для дитей сирот
2.3 Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам, в условиях Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот
2.4 Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
В результате у воспитанников изучаемого нами интерната отмечается низкий уровень психологического комфорта. Причина этого кроется в неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка – в безопасности любви, общении, в познании с помощью взрослых окружающего мира, что приводит к различным психосоматическим заболеваниям, которыми в детских домах ишколах-интернатах страдает большинство детей. Данные факторы осложняют работу по принятию ценностей детьми-сиротами в условиях интерната. Естественно, что главной формой устройства ребенка-сироты и основным путем решения проблем в его развитии является усыновление или передача под патронат. В условиях же государственных учреждений очевидна необходимость изменения подходов к их воспитанию включая организацию деятельности по принятию воспитанниками социальных ценностей (семья, общение, дружба, Отечество и др.). Особую роль при этом играет внеучебная деятельность. «Для детей у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (что является следствием различных видов депривации и педагогической запущенности, снижает уровень самооценки ребенка-сироты, во многом программирует его дальнейшую жизнь, становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом) внеучебная деятельность предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях, способствуя успешному личностному становлению, выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками-сиротами социальных ценностей. Основной формой организации подобной деятельности в Школе являются кружки по интересам. В процессе организации внеучебной деятельности по интересам (кружковой досуговой) воспитанникам создаются условия для свободы выбора и самовыражения и в других видах деятельности.
Необходимо отметить особое значение для детей лишенных попечения родителей таких видов деятельности как познавательная и трудовая. Трудовая деятельность в условиях Магнитогорской Школы-интерната выступает важнейшим средством социализации и освоения мира воспитанниками-сиротами. Поэтому жизнедеятельность в Школе должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах трудовой деятельности, от самообслуживания до предпринимательства. Особое место в овладении трудовыми навыками в интернате должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников-подростков, овладение ими одной или несколькими профессиями. Это поможет им овладеть, значимыми для общества ценностями, быстрее адаптироваться к жизни за пределами Школы, повысит чувство уверенности в себе.
Познавательная деятельность ребенка-сироты должна быть направлена в первую очередь на познание индивидом себя, своих психофизических способностей особенностей характера стиля и тактики собственной жизни. Она включает в себя также познание и принятие ребенком окружающего мира, развитие позитивного мироощущения (уверенности в том что окружающий мир целесообразен гармоничен гуманен), без чего невозможно успешное развитие личности, и принятие ею ценностей. Вместе с тем, известно, что не всякая форма внеучебной деятельности способна оказывать позитивное влияние на становление ребенка-сироты. Для того чтобы данная сфера деятельности Магнитогорской Школы-интерната была эффективной необходимо создать определенные психолого-педагогические условия.
Анализ основ теории ценностей в науке проблем личностного развития детей-сирот и специфики деятельности интернатов, приведенный в настоящей курсовой работе, позволяет выделить условия, необходимые для организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам в условиях детского дома, и роль в этом процессе социального работника.
2.3 Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам, в условиях Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот
Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам в условиях Магнитогорской Школы-интерната: Обеспечение социальным работником развития эмоционально-волевой сферы ребенка, включая создание в учреждении атмосферы психологического комфорта; оптимизацию жизнедеятельности Школы-интерната гуманизацию и оптимизацию отношений; эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни интерната, свободу в выражении чувств, атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения. Данная группа условий в процессе организации внеучебной деятельности интерната по принятию детьми-сиротами различного рода ценностей имеет первостепенное значение.
По мнению психологов интерната, главный
путь позитивного развития личности ребенка
лежит через оказание ему помощи в решении
наиболее важных проблем и потребностей
его текущего физического, индивидуально-
Психологический анализ продуктов творческой деятельности детей-сирот Школы показал, что наиболее значимыми и базовыми проблемами их личностного роста, являются нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоционального состояния и социальной адаптации. Следовательно, для большинства воспитанников Магнитогорской Школы-интерната первостепенное значение имеет обретение ими эмоционально-душевного комфорта, чувства защищенности и уверенности в себе. Большое значение для воспитанников Школы имеет оптимизация жизнедеятельности, гуманизация и оптимизация отношений. Под гуманизацией понимается построение отношений участников воспитательного процесса «на основе смены стиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому. При этом главное – принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования (воспитания) его духовного потенциала, путем приобщения к человеческой культуре взятой в аспекте социального опыта». При гуманизации воспитания организация педагогического процесса обеспечивает свободное развитие заложенных в природе ребенка сил, способностей и дарований, а также возможность выбора содержания воспитания, в соответствии с его потребностями и интересами. Оптимизация отношений предполагает организацию жизнедеятельности учреждения «в соответствии с поставленными целями и реальной психологической ситуацией». В целях гуманизации и оптимизации жизнедеятельности Магнитогорской Школы-интерната и отношений должны быть внесены изменения в режим учреждения (он должен стать менее жестким и регламентированным более свободными - условия самоподготовки организации свободного времени воспитанников); организованы «зоны уединения» – уголки где ребенок может побыть один отдохнуть от длительного пребывания в коллективе; создано «личное пространства» (наличие у детей личных полок тумбочек предоставления возможности беспрепятственного свободного пользования личными вещами и пр.); улучшены бытовые условия.
Одним из основных проявлений оптимизации и гуманизации отношений и всей жизнедеятельности Школы должна стать разработка социальным педагогом системы мер направленных на поддержку выпускников Школы, в том числе на оказание им социальной психологической и материальной помощи. Внеучебная деятельность направленная на принятие детьми-сиротами социальных ценностей должна организовываться социальным работником на фоне эмоциональной насыщенности и мажорного стиля жизни Школы, свободы в выражении чувств, атмосферы совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения. В отличии от жизни взрослого, деятельность ребенка должна насыщаться яркими, эмоциональными проявлениями. Формирующаяся детская душа требует для своего нормального развития проявления всей гаммы чувств, включая и отрицательные переживания.
Большими возможностями в организации разносторонней эмоционально насыщенной жизни ребенка обладает искусство. Произведения искусства помогают проявлению назревающих душевных чувств, поднимают их на новую высоту. На воспитательных занятиях в Школе необходимо чаще использовать произведения искусства в качестве важного средства повышения их эмоциональности. На этих занятиях вместе с героями умело подобранного художественного произведения дети могут пережить всю гамму чувств, необходимую для их нормального эмоционального развития, включая те из них, которые невозможно и опасно моделировать (чувство страха глубокой печали горя). Очень важно чтобы новая среда в которую попадает ребенок-сирота, травмированный изъятием из семьи, была доброжелательной и не представляла опасности для его эмоционального состояния. Новые обязанности, роль воспитанника, многообразие новых контактов, все это должно стать для ребенка радостным и творческим стимулом к развитию. Однако это возможно лишь при условии создания социальным работником соответствующей атмосферы, например «ситуации новичка». Очень важно доброжелательно встретить нового ребенка, проявить максимум заботы о нем, представить его другим членам сообщества с лучших сторон, помочь ему занять свое место в системе отношений, от деловых до эмоционально-психологических. При этом особенное значение для ребенка приобретает позиция взрослых. Их оценки, отношение, в значительной степени определяют самоощущение ребенка, его представление о своих возможностях и способностях. Обеспечение свободы выражения чувств. В. В. Зеньковский пишет: «Для нормального развития чувств ребенка чрезвычайное значение имеет то, свободно ли выражает дитя свои чувства, или же «уходит в себя», таит про себя скрытые свои желания». На занятиях в Школе социальному работнику необходимо постоянно поддерживать обстановку сотрудничества, основанного на принципах свободы и ненасилия.
На эмоциональном развитии детей, лишенных попечения родителей, отрицательно сказывается умышленное нагнетание напряженности, педагогически неоправданная строгость педагога. Детские страхи, агрессия и другие негативные проявления эмоций, характерные для детей-сирот, усугубляются в тех случаях, когда эмоции ребенка постоянно порицаются, получают негативную оценку или вообще не замечаются и не учитываются педагогом. Стремление к совместному переживанию - характерная особенность человека. Не только реальным людям, но и героям произведений искусства человек сопереживает ярче и глубже, если находит выражение таких же чувств у других. Все наши чувства переживаются острее, когда переживаются сообща. Поэтому эмоционально привлекательная атмосфера общения является важнейшим компонентом педагогического процесса, и ее создание в группе учреждении становится важной задачей социальных педагогов. Воспитывая у ребенка волевые качества, социальному педагогу важно систематически ставить его в такие условия и такие естественные жизненные ситуации, в которых он мог и должен был бы проявить эти качества. Большие возможности для этого предоставляет в детском доме внеучебная деятельность. С целью пробуждения глубоких и ярких переживаний и развития волевых усилий С. И. Маслов советует использовать приемы постановки ребенка в ситуацию осознаваемых и преодолеваемых при достаточной затрате сил трудностей. Замечено, что успех в работе тогда вызывает положительные эмоции, стремление к преодолению трудностей, когда у человека нет полной уверенности в успехе. При этом необходимо следить, чтобы неудачи не следовали одна за другой, но и успех не должен достигаться слишком быстро без достаточных усилий. При этом успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия снижает эмоциональную активность ребенка. Чем трудней было преодоление препятствия, чем меньше было уверенности в успехе, тем более яркие эмоции вызывает сам успех, тем большую личностную ценность он приобретает для ребенка, при этом необходимо помнить, что для детей-сирот, у которых значительно снижено стремление к достижениям и успеху создание «ситуаций успеха», которые возникают в процессе выполнимых заданий, имеют особое значение.
При разработке содержания воспитания направленного на принятие ценности Отечества важно помнить, что формирование данной ценности начинается с осознания ценности малой родины – города, села, родного края.
Среди основных воспитательных форм приемов и средств (технологический аспект) влияющих на готовность детей-сирот к семейной жизни в основе которой лежит сформированность ценности, названы следующие: проведение специальных бесед и игр на развитие представлений о семейной жизни, о семейных ролях и функциях (на темы «Я и моя семья» «Дети — цветы жизни» «Что такое семья») диспутов и т. д.; проведение семейно-ролевых игр, семейных праздников и т. п.; работа с младшими детьми, забота о них с целью формирования умений ухаживать и следить за маленькими детьми и развития любви к ним; психолого-педагогических бесед и тренингов с целью научить детей адекватно выражать свои эмоции и чувства; просмотр и проигрывание сцен из семейной жизни; беседы и дискуссии («Как вести себя в обществе молодого человека (девушки)» «Что такое любовь?» «Как научиться доверять друг другу» «Мы в ответе за тех кого приручаем» и т. п.); чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, в которых описаны семейные взаимоотношения (любовные межличностные) между родственниками, супругами, детьми; шефство над младшими детьми; организация взаимодействия с родными братьями и сестрами; появление крестных матерей, отцов духовных наставников и т. п.; при желании - посещение церкви; психолого-педагогические беседы и тренинги; проведение специальных трудовых уроков, направленных на формирование навыков ведения хозяйства; ознакомление детей с предметами хозяйственно-бытовой сферы, с понятиями «кухня» «уборка» и т.п.; игры, направленные на формирование умений распоряжаться деньгами: игра «Магазин» и т. п.; проведение шефских занятий (с младшими детьми со стариками в домах престарелых и т. д.).
Рассматривая проблему готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни и формирования ценности семьи авторы методического пособия «Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» называют следующие пути и средства коррекционно-развивающей работы в учреждениях интернатного типа: 1) организация жизнедеятельности. Если нет возможности передать ребенка в приемную семью, патронатную под опеку или попечительство родственникам, детский дом семейного типа, необходимо создать условия, приближенные к семейным; 2) позиция специалиста (воспитателя, социального педагога, психолога). Взаимоотношения педагогов и воспитанников закрытых детских учреждений, будучи основанными на внимании и доброжелательности взрослого, по мнению исследователей, не должны имитировать семейные; 3) формирование родственных взаимоотношений, как часть подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Л. И. Евграфова рассматривает совместную деятельность детей-родственников, как основной педагогический фактор, способствующий принятию ценности семьи. К формам деятельности которые способствуют этому специалисты относят: знакомство и взаимодействие детей дошкольного возраста со старшими братьями и сестрами; организация совместной деятельности детей-родственников в процессе которой происходит становление и развитие родственных взаимоотношений (например: дни рождения воспитанников, совместные экскурсии и культпоходы, воскресные завтраки, оформление семейных альбомов, посадка «семейного дерева» и т. п.). Для формирования устойчивых семейных отношений важен совместный труд. При этом формы организации детей-родственников могут быть разные: индивидуальная — старший и младший; групповая — несколько членов семьи. При выполнении общих заданий (например на приусадебном участке) формируются «семейные объединения» родственников, которые формируют умение договариваться о совместных действиях, доводить дело до конца, помогать друг другу. Отдельно ученые отмечают создание «семейных традиций»: фотографирование детей-родственников, оформление семейных альбомов, которые старшие дети при выпуске из детского дома передают остающимся братьям или сестрам, подготовка индивидуальных подарков, сюрпризов ко дню рождения, праздникам. Очень важно через разнообразные формы обеспечить определенную преемственность например посадка дерева за которым ухаживают совместно, а потом эту традицию продолжает младший после ухода старшего; 4) выстраивание положительного индивидуального прошлого ребенка как часть подготовки к самостоятельной семейной жизни и формирования ценности семьи. Воспитатель может использовать метод индивидуальных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребенка. B. C. Мухина автор данного метода отмечает что цель данного метода — через выстраивание положительного образа прошлого, дать ребенку установку на обеспечение психологической защиты и достижение душевного комфорта в настоящем и отдаленном будущем. 5) формирование полоролевых представлений детей-сирот как часть их подготовки к самостоятельной семейной жизни. Неправильно складывающиеся полоролевые представления воспитанников интерната можно корректировать с помощью создания для них возможности наблюдать за точным полоролевым поведением взрослых когда женщина ведет себя именно так как должна вести себя женщина, и не берет на себя выполнение мужских функций и наоборот. Корректировать возможные отклонения в полоролевой идентификации и поведении можно с помощью просмотра и обсуждения фильмов, в которых показывается точное полоролевое поведение: чтения и анализа литературных произведений по данной теме проигрывания сценок из семейной жизни и т. д. Таким же образом можно формировать адекватные представления о семейной жизни ее укладе. Сущность метода акцентирования эмоций и ценностей заключается в том, что педагог различными способами организует осознание ребенком своих переживаний или ценности объекта изучения. При этом используется словесное описание, которое помогает закреплению эмоционального опыта у детей, подростков и юношества. Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения педагога (порицание, поощрение, одобрение, поддержка). Метод адекватных эмоций состоит в том, что педагог строит процесс обучения или воспитания так чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции детей к объекту познавательной деятельности. Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами взрослого товарища, литературного героя, ребенок присваивает себе это чувство, связывая его с конкретным объектом или образом. Чтобы понять чувства другого, необходимо самому пережить это чувство. Метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его состоит в том, что педагог, показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у детей переживание значимых чувств, осознание ими необходимых ценностей и введение их в систему ценностных ориентации личности.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителе