Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление организационных проблем в деятельности социального педагога в учреждении интернатного типа, по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
2. Рассмотреть условия организации социальным педагогом внеучебной деятельности в интернате;
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов школы-интерната по организации внеучебной деятельности, по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I.. Социально-педагогическая характеристика детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Характеристика социального сиротства, причины возникновения
1.2 Проблемы личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
1.4 Выводы по главе I

ГЛАВА II. Деятельность социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Организационная структура Магнитогорской Школы-интерната для дитей сирот
2.3 Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам, в условиях Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот
2.4 Выводы по главе II
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях специализированных учреждений.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

     Детям, которые находятся на полном государственном попечении и воспитываются в специализированных учреждениях (детских домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений. Опекун (попечитель) выполняет свои обязанности безвозмездно, на содержание ребенка ему ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере, установленном Правительством РФ.

     Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).   Договор о передаче ребенка заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора. В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы различного характера. Субъектам РФ рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

- Скидки в размере 50 % за квартплату, плату за коммунальные услуги  и телефон,

- Выделение земельного участка  с освобождением от уплаты земельного налога,

- Преимущественное право на  получение санаторно-курортных путевок,  в том числе, бесплатных, в лечебно-оздоровительные  учреждения,

- Предоставление приемным родителям  ежегодных отпусков повышенной  продолжительности – от 42 до 56 дней,

- Сохранение непрерывного стажа  за приемными родителями на  весь период действия трудового  договора о передаче ребенка,

- Право на получение беспроцентных  ссуд на строительство жилья,  дач, создание собственного предприятия.

     На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты. Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан в приемную семью только с его согласия. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

     Если ребенок не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения. В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

     По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома.

     Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О создании детских домов семейного типа». Семейный детский дом можно в некоторой степени отнести к приемной семье, ибо согласно нормативному определению, приведенному в Положении о приемной семье, принятом в начале 1992 г., «приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание». В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

Основными задачами детских домов  являются:

— создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

— обеспечение охраны здоровья детей;

— обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

— охрана интересов и прав воспитанников;

— освоение детьми образовательных  программ, получение достойного образования  в интересах личности, общества и  государства;

— формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;

— формирование потребностей у воспитанников  к саморазвитию и самоопределению;

— создание условий для осознанного  выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

     В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения — приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного учреждения — устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты - возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

     Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Выводы по главе I

 

     В главе I мы:

1. Дали характеристику  социальному сиротству и выяснили  причины его возникновения.

2. Выявили проблемы  личностного развития детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

3. Определили формы  жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     Процесс социализации, который происходит у ребёнка, очень тесно связан с семьёй и обществом. Семья это по сути дела основной институт, который оказывает особое влияние на формирование личности. Именно поэтому важным является оказание своевременной помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Множество проблем и отсутствие семьи не позволяет получить ребёнку все те навыки и умения, которыми он должен обладать к своему совершеннолетию, к моменту развития своей личности. Поэтому во второй главе будет рассмотрена деятельность социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

2.1. Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей

 

     Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей, как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей. Потребность и необходимость в социально-педагогической деятельности в школе-интернате постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

     Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в школе-интернате. Цель социально-педагогической деятельности — социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Опять же следует помнить, что работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в интернате.

     Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

     Следующая задача социального педагога — составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

     Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

     Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

     Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, — представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения. Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-социально-психолого-педагогических проблем.

 

2.2 Организационная  структура Магнитогорской Школы-интерната для детей-сирот

 

     Здесь нам  необходимо определить место внеучебной деятельности  по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей,  роль в этом процессе социального работника. Для этого требуется изучить как организационную структуру, так и деятельность в целом этого специфического учреждения. Анализ будет проводиться на примере Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот. Отметим что существуют труды ряда психологов и педагогов  рассматривающих вопросы развития и воспитания детей-сирот содержащих описание деятельности интернатных учреждений. Анализ работ данных авторов  а также исследований  посвященных  возможностям обучения в формировании воспитательной системы  и содержащих описание деятельности школы  позволили выявить структуру деятельности Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот.

     Система деятельности Школы-интерната воплощает в себе всю совокупную деятельность учреждения в трех сферах: в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала в рамках программ музыкальной и художественной школ; самоподготовка  деятельность ребенка по самообразованию  а также его участие в работе учебных кружков); в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая  деятельность взрослых и детей в столовой  по поддержанию порядка на территории  и т.д.);  во внеучебной сфере (деятельность ребенка по интересам - досуговая  туристская  экологическая  социальная  клубная и пр.). Необходимо отметить тот факт  что интернат относятся к учреждениям закрытого типа. Закрытый характер Школы-интерната оказывает негативное влияние на организацию их жизнедеятельности  во многом усугубляя проблемы в развитии воспитанников. Данный факт необходимо учитывать при организации внеучебной деятельности по передаче  социальных ценностей воспитанникам в условиях интерната. Здесь можно выделить следующие негативные особенности организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в Школе-интернате  вероятно они будут применимы и к  другим учреждениям для детей-сирот: – в условиях проживания воспитанников: отсутствие личного пространства ребенка  личных вещей; вынужденная «публичность проживания» - круглосуточное пребывание в коллективе  общие спальни с двухъярусными кроватями,  столовые,  игровые комнаты, отсутствие мест для уединения,  жесткая регламентация режима проживания (сна,  отдыха,  приема пищи,  игровой деятельности и т. п.); замкнутость в рамках одного учреждения,  а внутри него – в рамках одной группы; длительное организационное существование групп воспитанников при ограниченном круге контактов; – в организации общения: несостоятельность и неэффективность форм общения педагогов с детьми  их неадекватность проблемам воспитанников; авторитарный стиль общения на уровне «взрослый - ребенок» и  как следствие  на уровне «ребенок - ребенок»; преобладание не индивидуальной  а групповой соотнесенности к ребенку; преобладание отрицательных оценок  которые чаще всего смещены в сферу дисциплинарных моментов; сочетание эмоциональной отстраненности взрослых со склонностью подавлять  навязывать свое мнение и отказывать детям в способности самим судить о различных предметах  явлениях  людях; чередование опеки и подавления в общении; обязательность общения  постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов; отсутствие в процессе педагогического общения гибкой подстройки под психику ребенка имеющей место в семье; – в организации воспитания: массовый  коллективный  «тотальный» характер воспитания; отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка; недостаточная работа по формированию игры  регламентированный характер игровой деятельности,  при которой воспитатель задает правила игры и сам выступает в качестве арбитра; чрезвычайная суженность развивающей среды,  малое число и однообразие объектов , с которыми действуют воспитанники,  начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками; недостатки программ воспитания и обучения,  не учитывающих проблемы развития детей, и не компенсирующих дефекты развития,  вызванные отсутствием семьи и педагогической запущенностью; недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания; низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления; нарушение прав ребенка  использование различных видов и форм насилия.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителе