Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление организационных проблем в деятельности социального педагога в учреждении интернатного типа, по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
2. Рассмотреть условия организации социальным педагогом внеучебной деятельности в интернате;
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов школы-интерната по организации внеучебной деятельности, по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I.. Социально-педагогическая характеристика детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Характеристика социального сиротства, причины возникновения
1.2 Проблемы личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
1.4 Выводы по главе I

ГЛАВА II. Деятельность социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Организационная структура Магнитогорской Школы-интерната для дитей сирот
2.3 Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам, в условиях Магнитогорской Школы-интерната для детей сирот
2.4 Выводы по главе II
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях специализированных учреждений.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

     Особое значение детей, оставшихся без попечения родителей, имеет игра, которая создает естественные условия для его развития.  «В игре раскрывается перед детьми мир,  раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного  умственного развития. Игра - это огромное светлое окно  через которое в духовный мир ребенка врывается  живительный поток представлений  понятий об окружающем мире. Игра - это искра  зажигающая огонек пытливости и любознательности»  - писал В. А. Сухомлинский. Б. Д. Эльконин. писал что в игре развивается воображение ребенка. В сюжетной игре ребенок принимая на себя те или иные роли,  овладевает нормами отношений. Данная функция игры особенно важна для детей-сирот, социальная роль которых зачастую ограничена единственной ролью сироты,  которую они играют на протяжении всей жизни. Поэтому опора на игру (игровую деятельность  игровые формы приемы) - это важнейший путь включения детей в процесс развития, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

     Создание соревновательной ситуации. Соревнование - важный атрибут человеческого общения и мощный стимул рождения побудительных сил в коллективе. Соревнование - явление  по существу  эмоциональное. Соревнуюсь,  значит  испытываю с кем-то другим сходные чувства по отношению к какой-либо ценности.  В арсенале воспитательного воздействия педагога есть средство активизации коллектива,  именуемое ситуацией соревновательного соучастия. Включая в ту или иную соревновательную деятельность немногих людей,  воспитатель через эмоциональную «цепочку» подключает к ней остальных членов коллектива. Сюда относятся всевозможные конкурсы  турниры олимпиады где за коллективы выступают их представители, команды, группы, отдельные участники.

     Ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях - одна из важнейших потребностей человека. Эта потребность по мнению психолога Л. И. Божович  несет в себе изначальную силу, которая побуждает психическое развитие ребенка  развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Потребность в новых впечатлениях  перерастая в познавательную потребность продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка, юноши,  взрослого человека. Поэтому введение на первый взгляд незначительных  но новых деталей в приемы и формы организации деятельности, служит созданию необходимой психологической почвы для восприятия, важнейших воспитательных воздействий.

     Ситуация эмоционального взрыва. Это своеобразная атака на  эмоциональное состояние,  которая может быть достигнута неожиданностью.

     Все перечисленные методы и приемы следует использовать, учитывая особенности группы и каждого ребенка. Важно отметить, что необходимо повышать личностно-профессиональный рост педагогов детского дома,   формировать у педагогов собственной системы гуманистических ценностей.       

     К сожалению  одной из главных проблем учреждений интернатного типа остается низкий профессиональный уровень педагогов, работающих с детьми. Поэтому одним из главных условий позитивного развития детей-сирот и успешного принятия ими различного рода ценностей, является личностно-профессиональный рост педагогов и социальных работников интернатов, их ориентация на гуманистические ценности, включая ценности педагогические, среди которых на первом месте – ребенок. 

 

 

 

 

 

 

2.4 Выводы по главе II

 

     Таким образом  в главе II мы изучили деятельность социального педагога в школе-интернате, рассмотрели организационную структуру Магнитогорской Школы-интерната для детей-сирот, и выявили проблемы связанные с социализацией воспитанников-сирот,  разработали рекомендации социальным работникам и педагогам Магнитогорской Школы-интерната по организации внеучебной деятельности, по принятию детьми-сиротами социальных ценностей перечень которых приводится в заключении работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Подводя итог курсовой работы отметим,  что здесь затронута одна из важнейших тем социальной педагогики. В заключении необходимо привести,  как резюме, перечень необходимых мероприятий по принятию воспитанниками социальных и другого рода  ценностей,  для реализации социальными работниками, педагогами, психологами, воспитателями Магнитогорской Школы-интерната. Организуя внеучебную деятельность детского дома по принятию воспитанниками социальных и другого рода  ценностей, необходимо направить усилия на развитие клубной и кружковой работы,  а также - создание условий от которых в значительной степени будет зависеть успех этой деятельности.

     Во-первых  обеспечить развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, включая создание в учреждении атмосферы психологического комфорта; оптимизацию жизнедеятельности интерната, гуманизацию и оптимизацию отношений; эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни, свободу ребенка в выражении чувств, атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения.

     При отсутствии данного условия нормальное  развитие  ребенка-сироты и  успешное принятие им социальных ценностей будут значительно затруднены, а в отдельных случаях невозможны. Необходимо разрабатывать и реализовывать технологии воспитания,  направленные на принятие детьми-сиротами социальных ценностей, адекватных конкретным ценностям. Так чтобы обеспечить успешное принятие ребенком ценностей семьи и семейных отношений, можно разработать программу семейного воспитания и  обеспечить взаимодействие воспитанников с братьями и сестрами,  возможно организовывать размещение ребенка во временной семье («погружение в семью»)  и т.д. Для принятия воспитанниками ценности «Отечество», возможно организовывать деятельность по изучению и восстановлению памятников отечества и культуры, например реализовывать программы культурно-образовательных маршрутов по историческим и памятным местам родного края, можно организовать музей истории Школы-интерната и работу в нем воспитанников и др. 

     Чтобы воспитанники осознали и приняли ценность общения  можно организовать тренинги общения. Однако главным условием принятия данной ценности будет включение детей в многообразные виды деятельности, которые создавали бы естественные условия для общения и т. д.   

     Необходимо обеспечивать вариативность и преемственность деятельности по принятию социальных ценностей на всех этапах развития ребенка. Это позволит поддерживать интерес ребенка в процессе осуществления различных форм и видов деятельности (что естественным образом развивает в нем мотивацию) и в процессе реализации многоообразия ценностно-ориентированных программ, обеспечивая непрерывность процесса образования и воспитания в процессе внеучебной деятельности. 0.

     Необходимо включать деятельность по принятию социальных ценностей детьми-сиротами в контекст деятельности Школы-интерната по принятию воспитанниками остальных групп базисных ценностей (духовных  нравственных  эстетических  религиозных  интеллектуальных и пр.),  так как все ценности связаны между собой и образуют единую иерархию ценностей. Так социальные ценности тесно связаны с нравственными,  эстетические и нравственные – с интеллектуальными и т.д. Поэтому и организуемая ценностно-ориентированная деятельность должна отличаться многообразием направлений (иметь направленность на различного рода ценности). «Система ценностей и эмоциональных переживаний должна быть достаточно полной  чтобы обеспечить необходимый уровень для образованного человека. Чем шире присвоенный спектр ценностей,  тем духовно богаче данная личность или общество. Кроме того, широта эмоциональных переживаний обеспечивает нормальное психическое развитие ребенка. Многообразие проявления чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они осуществляются».

     Необходимо сосредоточить внимание на организации развивающей среды,  чтобы она способствовала принятию социальных ценностей детьми-сиротами,  в частности направить усилия на создание многовариативности среды интерната,  таких основных средовых архетипических форм,  как «дом»,  «храм»,  «мастерская» и других, что будет способствовать принятию воспитанниками различных социальных ценностей.

     Главным условием успеха в воспитании является личностно-профессиональный рост педагогов детских домов и интернатов, их ориентация на гуманистические ценности, включая ценности педагогические. Необходимо руководствоваться тем,  что личность педагога может существенно изменить или свести на нет влияние содержания  методов, форм, гуманистической образовательно-воспитательной программы на формирование личности ребенка. Поэтому прежде всего здесь необходимо начать с себя  формируя свою собственную систему гуманистических ценностей, т.е. развиваться и растит вместе с ребенком. «Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой - степени хорошества есть безграничные,  но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое если есть в воспитателях, и если этим заразятся дети,  то воспитание будет не дурным».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аберкомби А. Социологический словарь. Перевод с англ. И.Г. Ясавеева. – М.: Экономика, 2000.

2. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. – М.: Педагогика, 1993.

3. Брутман В. Причины социального сиротства. Социальная работа. - 1994. - №2.

4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

5. Василькова Ю.Т., Василькова  Т.А. Социальная педагогика. –  М., Академия, 19991. Дети сироты: консультирование и диагностика развития. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

6. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. – Барнаул: АГУ, 1995.

7. Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. Социально-технологический институт МГУ С. – Москва: МГУС, 2000.

8. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи. Актуальные проблемы современного детства. – М., 1993.

9. Иващенко Г.М., Плоткин  М.М., Ширинский В.И. Содержание  и организация социально-педагогической  работы в учреждениях социальной  реабилитации детей и подростков. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994.

10. Как защитить права ребенка. Справочно-рекомендательное пособие для педагогов, родителей и социальных работников. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

11. Куган Б.А. и др. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. – Курган, 19973. Социальная работа. Под общ. Ред. В.И. Курбатова. - Ростов на Дону: Феникс, 1999.

12. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. Под ред. В. С. Мухина. – М.: Инфра-М, 1991.

13. Новикова Н. Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Директор школы. - 2000. - № 5.

14. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Под ред. М. Н. Лазутовой. – М.: МГУ, 1995.

15. Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: Методическое пособие. Под общей редакцией Г.И. Гусаровой. - Самара: 1998.

16. Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Сост. М.И. Акимова, А.Е. Бобкин. – Самара: Самарский областной социально реабилитационный центр для несовершеннолетних, 1998.

17. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999.

18. Проблема семьи и детства в современной России. – М., 1992.

19. Психологическая реабилитация детей и подростков. Под ред. И.В. Дубровиной. – Калуга, 1994.

20. Раннее социальное сиротство. Учебнометод. пособие (медико-социально-психологические проблемы). – М.: Педагогика, 1994.

21. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность. Социологические исследования. - 1998. - № 3.

22. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении. Сост. Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткин. – М.: НИИ Семьи Минсоцзащиты России, 1996.

23. Социальная педагогика. Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2003.

24. Социальная педагогика. Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2003.

25. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. – М., 1996.

26. Теория и методика социальной работы. Под ред. П.Д. Павленок. – М.: ГАСБУ, 1993.

27. Щелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцова И.С., Воронина Н.А., Щепиникова С.В. Психология обеспечения развития личности детей сирот в учреждениях интернатного типа. – Арзамас: АГПИ, 2003.

28. Энциклопедия социальной работы. В 3-х томах. Т. 3. Перевод с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

29. http://www.tspu.tula.ru/

 




Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителе