Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных меняющимся социальным условиям. В условиях становящейся и развивающейся одаренности личность предельно реализует себя, свою индивидуальность, свою духовную сущность.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.
Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. 3
§1. Понятие «одаренность». 5
§2. Виды одаренности. 7
§3. Степень сформированности одаренности. 11
§4. Проблемы одаренных детей в семье. 13
§5. Проблемы одаренных детей в школе. 14
Глава 2. 17
§1. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №5» г. Сургут 17
§2. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №8» г. Томмот
МО «Алданский район». 24
§3. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях
МБОУ «Лицей №36» г. Осинники 28
Заключение 36
Литература 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

             

 

 

 

 

Факультет социальных коммуникаций и филологии

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глазов 2012

Содержание                                                                                               стр.

Введение.                                                                                                                    3

Глава 1.                                                                                                                        3

§1. Понятие «одаренность».                                                                                     5

§2. Виды одаренности.                                                                                              7

§3. Степень сформированности одаренности.                                                      11

§4. Проблемы одаренных  детей в семье.                                                               13

§5. Проблемы одаренных  детей в школе.                                                              14

Глава 2.                                                                                                                       17

§1. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №5» г. Сургут            17                                                                                                                 

§2. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №8» г. Томмот

МО «Алданский район».                                                                                          24

§3. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях

МБОУ «Лицей №36» г. Осинники                                                                           28

Заключение                                                                                                                 36

Литература                                                                                                                  37  

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  исследования: в условиях изменения социально-экономической ситуации в стране, изменения потребностей рынка труда обществу требуются высокоразвитые в умственном, нравственном и физическом отношении личности. Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных меняющимся социальным условиям. В условиях становящейся и развивающейся одаренности личность предельно реализует себя, свою индивидуальность, свою духовную сущность.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.

Однако только для  определенной части одаренных детей  в результате направленных усилий педагогов  и родителей, а также социального  влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.

Таким образом, сложилось противоречие, которое заключается в том, что социальная работа с одаренными детьми хорошо представлена в теоретическом плане, но недостаточно реализуется на практике.

Проблема исследования: существующая потребность социальной работы с одаренными детьми.

Объект исследования: процесс социальной работы с одаренными детьми.

Предмет исследования: направления социальной работы с одаренными детьми.

Цель исследования: изучить особенности социальной работы с одаренными детьми.

Задачи исследования:

    1. дать определение одаренности;
    2. изучить виды одаренности;
    3. изучить проблемы одаренных детей в семье;
    4. изучить проблемы одаренных детей в школе;
    5. изучить методики работы с одаренными детьми.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документов, синтез, обобщение.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1. Понятие «одаренность».

Понятие «одаренность» использовалось в исследованиях еще в 20-х гг. и относилось к сфере умственного развития. Одаренность рассматривалась как индивидуальная способность или ее высокий уровень, иначе говоря, изучение одаренности ограничивалось когнитивной сферой.

Однако на современном  этапе развития науки «одаренность»  трактуется как более широкое понятие, нежели способности.

В большинстве концепций  одаренности выделяются несколько  ее факторов: когнитивный, личностный, творческий и др. При этом особо  подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или/и отдельные способности.

Дж. Рензулли — известный  исследователь одаренности, предложил  ее трехкомпонентную модель, которая  включает:

способности выше среднего или таланты;

приобщенность к задаче, проявляющаяся в настойчивости, усердии;

креативность как особенности  поведения личности, выражающиеся в  оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы и т.д.

Одаренность проявляется  как результат взаимодействия всех трех факторов, как бы на их стыке. При этом все три фактора выступают как взаимосвязанные переменные [1].

При рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны  и важны две идеи:

о творчестве как универсальном механизме развития психики;

о значимости и самоценности дошкольного периода детства[2].

Общая одаренность –  это уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь  больших успехов [3].

Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности [4].

Одаренных детей, как  правило, отличают:

высокая любознательность;

исследовательская активность;

повышенная биохимическая  активность мозга;

эмоциональность;

вспыльчивость;

особая речь, моторика и восприятие[5].

Вывод: одаренность –  это способность, талантливость; высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2. Виды одаренности.

Одаренные дети чрезвычайно  сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности.

Например, Василькова Ю.В. выделяет следующие виды одаренности:

– социальную, иначе лидерскую;

– художественную, музыкальную, изобразительную, сценическую;

– психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности;

– академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;

– интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлчно только по одному – двум предметам и не успевают по другим;

– творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают – и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему [6].

Рассмотрим подробнее  эти виды одаренности.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности  поддерживается и развивается  в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что  дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

            Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.     

       Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют  найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.    

Вместе с тем исследователи  показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

·    Отсутствие внимания  условностям  и авторитетам;

·    Большая независимость в суждениях;

·    Тонкое чувство юмора;

·    Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

·    Яркий темперамент;

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность  выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты:

·    Интеллект выше среднего;

·    Умение принимать решение;

·    Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

Информация о работе Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей