Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных меняющимся социальным условиям. В условиях становящейся и развивающейся одаренности личность предельно реализует себя, свою индивидуальность, свою духовную сущность.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.
Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. 3
§1. Понятие «одаренность». 5
§2. Виды одаренности. 7
§3. Степень сформированности одаренности. 11
§4. Проблемы одаренных детей в семье. 13
§5. Проблемы одаренных детей в школе. 14
Глава 2. 17
§1. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №5» г. Сургут 17
§2. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №8» г. Томмот
МО «Алданский район». 24
§3. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях
МБОУ «Лицей №36» г. Осинники 28
Заключение 36
Литература 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

·    Ощущение цели, направления движения;

·    Гибкость; приспосабливаемость;

·    Чувство ответственности;

·    Уверенность в себе и знание себя;

·    Настойчивость;

·    Энтузиазм;

·    Умение ясно выражать мысли;

Перечисленные виды одаренности  проявляются по-разному и встречают  специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения  ребенка [7].

Вывод: в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Степень сформированности одаренности.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

- актуальную одаренность;

- потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.                         Считается, что талантливый ребенок - это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка [8].

Вывод: актуальная одаренность  – это то, чем ребенок уже  обладает. Потенциальная одаренность  характеризуется скрытыми способностями  ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проблемы одаренных детей в семье.

Одаренный ребенок в  семье – ее гордость. Но часто  одаренность ребенка в семье  остается незамеченной. Особенно если это первый ребенок или если все  дети одинаково талантливы. Однако не все родители гордятся своим ребенком. Нередко они не хотят, чтобы он чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талантливость.

Но встречается и  другая ситуация, когда родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и не оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно поправить, но трудно восстановить здоровье духовное.

Родители замечают одаренность ребенка чаще всего по раннему развитию речи, употреблению сложных слов, раннему усвоению счета или чтения. У него цепкая память, быстрое восприятие и богатое воображение, он любознателен.

Задача родителей –  вовремя заметить проявление талантливости у своих детей и создать условия для ее развития. При этом важно адекватно относиться к такому ребенку, не следует выделять его среди других детей, так как это может вызвать негативную реакцию с их стороны, а у самого ребенка могут развиться такие отрицательные черты характера, как зазнайство, пренебрежение к людям, заносчивость.

Родителям следует учитывать  также и то, что у разных детей  разная энергия развития, и подчас отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют своих более продвинутых сверстников. Здесь как всегда важно соблюдение меры: недопустимы ни чрезмерное давление на ребенка, ни самотек в его воспитании и развитии. Любовь к детям, чуткость и такт помогут родителям определить эту меру [5].

Вывод: одаренным детям необходима педагогическая поддержка со стороны специалистов, которую должны обеспечить родители.

5. Проблемы одаренных детей в школе.

Интеллектуально одаренных детей  ожидают трудности, связанные с адаптацией одаренных детей к школе. В психологической  литературе [9,10,11,12]  посвященной проблемам одаренных детей,  выделен ряд сложностей, с которыми сталкиваются интеллектуально одаренные дети в общеобразовательной школе.

Во-первых, интеллектуально  одаренным детям, быстро осваивающую  школьную программу и получающим много знаний за рамками школы, становится скучно и неинтересно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.

Во-вторых, трудности  могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание учителя. Стремление монополизировать внимание взрослых вызывает трения с другими детьми. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя - для одаренного ребенка это желанная умственная игра, состязание. Но  через какое-то время он надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

В-третьих, часто в  начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает.  В связи с этим, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок постепенно становится лишним в школе, а она ему — ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями.

В-четвертых, у ребенка  с ранним умственным расцветом нередки  трудности и во взаимоотношениях со сверстниками, их игровые интересы не совпадают с интересами  сверстников и поэтому эти дети находятся в изоляции. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития. Способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такого ученика, стараются поставить его в неловкое положении. А тот, что бы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается.

В-пятых, очень часто  источником своих проблем являются сами одаренные дети. Ни для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и их сверстниками. Правда, в большинстве источников они описываются в основном в одной плоскости: успехи одаренных детей — предмет зависти их сверстников и долговременно основание для высокомерного отношения и зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и протекают конфликты и проблемы. Немало дополнительных переживаний достается на долю одаренного ребенка, если ему не почему-то не даются физкультура, занятия по труду.

В-шестых, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственно поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совместимость поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками. В этой связи учителя одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Причина стремления таких детей прервать собеседника кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять [13].

Таким образом, в целом, можно проблемы одаренных детей  сформировать следующим образом:  неприязнь к школе; конформность; несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиям; стремление к совершенству (перфекционизм), сверхчувствительность; потребность во внимании взрослых и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

1. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №5» г. Сургут.

МОУ СОШ №5, г.Сургут, Коломиец С.А., социальный педагог.

Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.).

В словаре Даля записано, что «поддержка» поясняется как  действие по значению глагола «поддержать», «поддерживать» – служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу.

Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации.

Основные направления поддержки одаренных детей:

Вселение в них уверенности  в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;

выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;

преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.

Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, другие – для помощи  в развитии индивидуальности, личности ребенка.

Для того чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в школе, необходимо соблюдение некоторых  условий.

Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает  образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия социального педагога и одаренного ученика; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки. Но педагогическая поддержка самореализации одаренного ученика, ориентируясь на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения, предъявляет иные требования к вариативности образовательных программ.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Вот так коротко раскрывают смысл пятого условия. Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

В развитии человека, его одаренности огромное значение имеют вся система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.

Для того чтобы одаренные  ученики повышали свой интеллектуальный уровень, чтобы развивали свои умения, были приняты окружающими, необходима поддержка со стороны учителей.

Чтоб одаренные дети не терялись в образовательном процессе, не утратили свою одаренность, им необходима помощь учителей, социального педагога, педагогическая поддержка. Эта поддержка оказывается ученикам на протяжении всего учебного года. Одной из задач нашей работы –  реализация программы по педагогической поддержке одаренных детей в учебном процессе.                  Данная программа включает 3 этапа:

Информация о работе Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей