Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных меняющимся социальным условиям. В условиях становящейся и развивающейся одаренности личность предельно реализует себя, свою индивидуальность, свою духовную сущность.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.
Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. 3
§1. Понятие «одаренность». 5
§2. Виды одаренности. 7
§3. Степень сформированности одаренности. 11
§4. Проблемы одаренных детей в семье. 13
§5. Проблемы одаренных детей в школе. 14
Глава 2. 17
§1. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №5» г. Сургут 17
§2. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №8» г. Томмот
МО «Алданский район». 24
§3. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях
МБОУ «Лицей №36» г. Осинники 28
Заключение 36
Литература 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

I этап – подготовительный;

II этап – основной;

III этап – заключительный.

Два направления работы: с учителями и с учениками.

Программа по работе с одаренными детьми

№ п\п

Этапы

Направления работы

Содержание деятельности

Сроки

1.

I этап

Работа с учениками

1. Диагностика

Сентябрь

2. Организационное собрание

Сентябрь

Работа с учителями

1. Создание каталога  учебной и научно-методической  литературы по работе с одаренными  детьми

Сентябрь

2. Создание банка диагностических  материалов по выявлению одаренных детей

Сентябрь

3. Конференция учителей  по теме: «Одаренный ребенок. Какой  он?»

Сентябрь

2.

II этап

Работа с учениками

1. Работа с одаренными  детьми по видам одаренности

Октябрь–Май

2. Проведение факультативных  занятий

Ноябрь–Апрель

3. Подготовка и участие  в олимпиадах различных уровней

Ноябрь–Декабрь

4. Выпуск школьной  газеты «ПЯТЕРОЧКА»

Октябрь–Май

5. Подготовка и участие  в школьной научно-исследовательской  конференции «Шаг в будущее»

Январь–Февраль

6. Подготовка и участие в конкурсах рисунков, сочинений, стихов собственного сочинения, творческих работ

Март–апрель

Работа с учителями

1. Формирование банка  одаренных детей

Сентябрь

2. Семинарское занятие  по теме: «Методы и формы работы  с одаренными детьми»

Октябрь–Ноябрь

3. Подбор и составление  заданий для школьной олимпиады

Октябрь

4. Круглый стол по  теме: «Одаренный ребенок: иллюзии  и реальность»

Декабрь

5. Доклады по итогам  работы за 1-ое полугодие с одаренными  детьми, результаты деятельности.

Декабрь

6. Педагогический семинар  с выполнением практического  задания по теме: «Новые технологии  обучения одаренных детей»

Январь

7. Подготовка и проведение  школьной научно-методической конференции  «Шаг в будущее»

Январь–Февраль

8.Выпуск тематических бюллетеней, посвященных оказанию педагогической поддержке одаренным детям

Март

3.

III этап

Работа с учениками

1. Диагностика

Апрель–Май

Работа с учителями

1. Учительская конференция  по теме: «Пути реализации технологий  развития одаренности учащихся в процессе обучения»

Май


Социально-педагогическая поддержка одарённых детей будет  проходить более эффективно, если учителя и родители будут придерживаться следующих рекомендаций.

Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным учебным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений. При этом факт диссинхронии заставляет предпочесть индивидуальное расписание практике «перепрыгивания» через классы: одаренный ребенок это ведь не тот, кто просто опередил свой возраст. Нужно именно индивидуальное расписание при всех организационных сложностях, которое оно несет с собой.

Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в этом случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.

Не торопить учеников. Не следует форсировать обучения в тех областях, где ученик сталкивается с трудностями. Вспомним, например, что у А.С. Пушкина в Царскосельском лицее не все было гладко с математикой. Что было бы, если бы вместо возможности читать и писать стихи, ему нужно было бы заниматься алгеброй по усиленной программе? Легко предсказать – развилось бы отвращение к учебе, были бы отравлены прекрасные юношеские годы, вероятно, не было бы той гармонической личности, которую мы видим у истоков нашей поэзии.

Откуда же возникают проблемы одаренных детей? Первая часть проблемы связана с их психологическими особенностями.

Вторая часть проблемы связана с высокой мотивацией  одаренных детей.

Третья часть проблемы состоит в том, что в обычной  общеобразовательной школе нет программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей, и у педагогов подчас не хватает опыта и знаний для работы с ними.

Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие  дети, учителя как минимум прошли соответствующую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива школы (прежде всего родители), будут относиться к ним с большим опасением.

Второй путь – создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных  заведений пользуются большой популярностью. Что же, – это неплохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).

Третий путь – создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школы. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой[5].

Таким образом, современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовки и переподготовки учителей, которые работают с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ№8 г. Томмот» МО «Алданский район».

МБОУ «СОШ№8г. Томмот МО»Алданский район» Казакова Т.Н., социальный педагог..

Во всех  документах от школьного до  федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей. 
Помочь  одаренному ребенку нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.

Национальная  инициатива «Наша новая школа» предполагает организацию работы по развитию детской одаренности  в трех направлениях:

выявление детских талантов и талантливых детей; поддержка развития талантов; повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми. 

Программа « Одаренные дети», реализуемая в нашей школе, предусматривает деятельность с одаренными детьми  по следующим направлениям:

-                  естественно-математическое направление;

-                  история и историческое краеведение;

-                  литература и литературное краеведение;

-                  художественное творчество. 

Выявление одаренных детей в школе начинается  до поступления ребенка в первый класс на  основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления в период обучения в классе предшкольной подготовки и анкетирования их родителей. Работа с одаренными детьми, развитие способностей становится одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Какие же формы работы с одаренными учащимися в нашей школе признаны педагогами наиболее эффективными: 
·          групповые занятия с одаренными учащимися ( элективный                                                      курс                            « Математика для одаренных»,7-9кл. За страницами учебника русского языка, Секреты орфографии); 
·          конкурсы,  интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; 
·          курсы по выбору «Такая разная информатика»; 
·          участие в олимпиадах ( Русский медвежонок, ЧиП, Кенгуру); 
·          работа по индивидуальным планам; 
·          интеллектуальные марафоны.

В урочной деятельности педагогами школы  используются следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,  работа в малых группах  на уроках русского языка;  
- игровые технологии (деловые игры и путешествия) используют учителя начальных классов ; 
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); 
- задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания на уроках русского языка.

- проектно-исследовательской деятельностью по   истории родного края. Проекты  учащихся « Город  мой родной. Люди и судьбы.», Школьный дворик-зеркало нашей души»,  « Аграрная реформа П.А.Столыпина и её реализация в нашем крае» заняли призовые места на региональных научно – практических конференциях.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам нашей школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

Метод вживания.

Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов.

Ответы на семь ключевых вопросов:   Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения.

Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.

Метод конструирования понятий.

Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее.

Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…».

Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм».

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех.

Успеха можно добиться, если учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием[14].

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

 

 

 

3. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях МБОУ «Лицей № 36» г. Осинники.

Опыт работы с одаренными детьми из г. Осинники (МБОУ «Лицей № 36»). Мостокалова О.В., педагог-психолог.

Создание  единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности актуально для любого общества.

За сравнительно небольшой  период работы с одаренными детьми  в МБОУ «Лицей № 36» сформировались следующие направления сопровождения одаренных детей:

• психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей; 
• методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми; 
• организация индивидуальной и групповой работы с  одарёнными детьми.

Информация о работе Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей