Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных меняющимся социальным условиям. В условиях становящейся и развивающейся одаренности личность предельно реализует себя, свою индивидуальность, свою духовную сущность.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.
Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. 3
§1. Понятие «одаренность». 5
§2. Виды одаренности. 7
§3. Степень сформированности одаренности. 11
§4. Проблемы одаренных детей в семье. 13
§5. Проблемы одаренных детей в школе. 14
Глава 2. 17
§1. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №5» г. Сургут 17
§2. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №8» г. Томмот
МО «Алданский район». 24
§3. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях
МБОУ «Лицей №36» г. Осинники 28
Заключение 36
Литература 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Одно из приоритетных направлений - психолого-педагогического сопровождения одаренных  включает   выявление и развитие детской одаренности в условиях общеобразовательного учреждения.  

В своей деятельности педагоги лицея опираются на исследования специалистов в  данной области (Лейтес Н.С.; Матюшин А.М.) интеллектуально одаренных обучающихся условно можно разделить на несколько категорий. Первая категория -   дети с высоким общим уровнем умственного развития. Такие дети чаще встречаются уже в младшем школьном возрасте. Другая категория — дети с признаками предметной умственной одаренности (литература, физика и пр.). Такие учащиеся могут обнаруживаться в подростковом возрасте. Третья категория — дети, не достигающие, по какой-либо причине академических успехов в школьном обучении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью мышления. Это случаи потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются только в старшем школьном возрасте.

Исходя из  анализа литературы по проблеме детской одаренности и опыта работы, нами были установлены следующие принципы диагностики: комплексного оценивания; долговременности; использования психодиагностических тренингов; учета ближайшей зоны развития ребенка; опоры на валидные психометрические тесты и принцип участия школьников в оценке собственной одаренности[16]. 
              В  ходе работы мы определили оптимальный и наиболее результативный алгоритм выявления одаренных детей в условиях лицея:

 Предварительный сбор информации.

Сведения об обучающихся поступают  из четырех основных источников: от психологов, педагогов, родителей и самих обучающихся. Педагогам  (в конце первой четверти учебного года) предлагается заполнить: шкалу поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой), карту интересов Хаана и Каффа, карту интересов для младших школьников А.И. Савенкова. Следует подчеркнуть, что мнения учителей как первичный этап выявления одаренных детей уже показали свою эффективность в таких странах, как Англия, США, Финляндия, и включены там, в качестве обязательных в систему оценки детской одаренности.

Родители работают с  методиками: анкета для родителей, карта  интересов Хаана и Каффа, карта  интересов для младших школьников А.И. Савенкова. Помимо этого, на первом этапе выявления одаренных детей учитываются и сведения об успехах школьника в какой-либо предметной деятельности.

Участие детей в диагностике  собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению психометрических тестов. В комплект входят традиционные методики для определения уровня интеллектуального развития. Тесты Р. Амтхауэра, Дж. Равена. Для оценки креативности: краткий тест творческого мышления тесты Торранса Э. П., Гилфорда Дж «Необычное использование».

Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом обучающемся и определить обучающихся, с которыми проводится более углубленная диагностика.

 Психодиагностические тренинги.

Этот этап ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на начало работы информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на систему занятий тренингового типа. Психодиагностические тренинги служат базой для лонгитюдного изучения уровня одаренности. Периодически в ходе этих занятий проводятся индивидуальные и групповые обследования детей с использованием выше перечисленных методик. Систематичность, долговременность этой работы является дополнительной гарантией достоверности полученной информации.

 Этап самооценки.

Как отмечают специалисты [Лейтес Н.С.; Богоявленская Д.Б.], склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, посещать ли ему те или иные  элективные курсы, принимать ли участие в олимпиадах, обучающийся тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных интеллектуальных нагрузок. Таким образом, сам школьник участвует в оценке собственной одаренности.

Необходимо подчеркнуть, что  диагностика детской одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития способного  обучающегося и оказания ему психолого-педагогической поддержки.

Главной задачей, становится  необходимость  развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка. Следовательно,  процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной  одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).

Тренинговая работа с  обучающимися способствует формированию навыков общения:

- умения слушать, высказывать свою точку зрения;  
- умения вести дискуссию, принимать точку зрения другого человека; 
- умения приходить к компромиссному решению и пониманию других людей;  
- способности к самопознанию и самооценке (что предполагает формирование положительнойЯ-концепции); 
- пониманию ценности и уникальности другого человека.

Также данная работа направлена на повышение эффективности преодоления  обучающимися с преградами, негативно влияющими на развитие их одаренности.

Психокоррекционные методы и развивающие тренинги решают задачи развития различных видов мышления: творческого, критического и логического; формирование способности к самостоятельному приобретению знаний и проведению исследовательской работы; обучение необходимым для этого навыкам и умениям.

Таким образом, всестороннее развитие личности одаренного ребенка позволяет "связать общей нитью" многочисленные учебные дисциплины. Тем самым обеспечивается цельность в содержании обучения и построение у школьников целостной картины мира.

Не менее важным является такое направление деятельности педагога-психолога, как методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми, которая  выступает ключевым звеном организации психолого-педагогического сопровождения обучения одаренных детей и ориентирована, прежде всего, на повышение уровня психологической компетентности педагогов-предметников.

В ходе совместной деятельности педагоги еще раз убеждались, что  становление их психологических  компетенций связано не только с  активным освоением психолого-педагогических знаний, но направлено на непрерывное развитие таких значимых личностных качеств, как высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии,  стремления к личностному росту. При этом эффективность и уместность применения названных качеств педагога  зависят от их подчинения важнейшему качеству педагога, как точно выразила его Абакирова Т.П., «желанию жить в ученике». 
             Результаты анализа практической деятельности показывают, что именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в подготовленном педагоге,  владеющем широким спектром педагогических приемов, методов и форм работы для максимального развития интеллектуального потенциала ребенка. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей (не знают их особенностей),  равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять), иногда враждебно настроены по отношению к детям  с выдающимися  способностями (они могут создать определенную угрозу учительскому авторитету); некоторые учителя часто используют для одаренных детей традиционные формы  работы,  увеличивают  количество заданий, а не их качество.   
             Очевидно, что реализация программы  предполагает специальную подготовку педагогов для работы с этими детьми: семинары, проблемные группы, курсовая подготовка  и пр.  
             Одаренные дети – особая категория обучающихся, для которой  необходимо создавать особые, иные психолого-педагогические условия, позволяющие им учиться, развиваться, социализироваться, удовлетворять свои образовательные потребности, связанные с углубленной предметной подготовкой. 
             Опыт работы убеждает в эффективности реализации каникулярных программ - проведение  профильных смен для одарённых детей. Ребята,  выявленные по результатам психолого-педагогической диагностики,  имеют возможность заниматься в разновозрастных группах, сформированных из учащихся 9-11 классов городских образовательных учреждений, с учетом выбранных ими направлений – профилей.

В профильном лагере работа  направлена на социальную адаптацию - обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов). С ними  работают  подготовленные специалисты: психологи, учителя-предметники, воспитатели.

Во время работы профильной смены  апробируются и внедряются эффективные формы, методы и приемы работы с одарёнными детьми, способствующие  развитию самостоятельности мышления, инициативности, и творчества. К работе с ребятами   привлекаются  преподаватели и студенты ВУЗов, учителя городских образовательных учреждений.

 Опыт  работы с одаренными детьми выявил необходимость высокого уровня насыщенности содержания обучения, глобальный,  основополагающий характер тем и проблем изучения, а также гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность педагогу и учащимся выбрать для изучения тот  или иной тематический раздел. Способ подачи материала и включение в  изучение предмета проблемных тем и вопросов, является «питательной средой» для интеллектуального творчества.

Все занятия с ними  простраиваются педагогами по принципу соответствия «закону трех 2 «У» – ускорение, углубление, усложнение. Также участники профильной смены  вовлекаются в межпредметную исследовательскую деятельность. В работе лагеря   оптимально сочетается междисциплинарный подход с проектными и исследовательскими методами, позволяющими формировать  самостоятельность и возможность самореализации в  проектной и исследовательской деятельности. Большая роль  отведена как сотрудничеству, совместному решению проблем и исследовательских задач, так и высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.

При организации работы с одаренными детьми  используется информационное пространство как важнейший компонент образовательной среды,  который позволяет ребёнку осуществить выбор вида и содержания деятельности, способа своего участия в ней. Важная роль отведена дистанционным формам обучения. Ребят знакомят с образовательными интернет-ресурсами (на базе лицея создается банк данных дистанционных олимпиад, конкурсов проектов, викторин разных уровней).  Обучающиеся получают возможность выполнять тренировочные олимпиадные задания  в он-лайн режиме, принимают участие в дистанционных предметных олимпиадах. Опыт участия в такой деятельности полезен как возможность использования и раскрытия своих интеллектуальных ресурсов. Важно подтолкнуть ребят к целеполаганию – они сами смогут простроить траекторию своего интеллектуального роста (что еще необходимо узнать, какую работу провести для перехода на новый уровень сложности),   что в свою очередь  способствует мотивации в дальнейшем более глубоком изучении предмета и в участии в олимпиадном движении. В рамках работы профильного лагеря проводится знакомство участников профильной смены с рынком образовательных услуг – презентация ВУЗов.

Как же  организована деятельность в профильном лагере? В первой половине дня происходит погружение ребят в предмет по выбранным профилям. После обеда предусмотрена смена вида деятельности - презентация проектов, проведение разнообразных интеллектуальных игр, конкурсов, викторин, спортивных и творческих мероприятий. Интеллектуальные игры хороши тем, что объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности. Они развивают теоретическое, логическое, творческое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.); способствуют развитию внимания, памяти, реакции, воображения, сообразительности, приводят  к получению нестандартных решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий. Это своеобразный мозговой штурм, способствующий раскрытию интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей в легкой и непринужденной форме. Кроме того, являясь командными играми, интеллектуальные игры способствуют развитию коммуникативных способностей.

В профильном лагере ребята оказываются в благоприятной  среде единомышленников, что способствует их личностному раскрытию, повышению  самооценки и толчку к интеллектуальному  прогрессу. Приоритет  творческой деятельности, позволяющий избежать количественного оценивания и уровневого сравнения достижений - необходимое условие для раскрытия одаренных детей.

Итак, профильная смена  для одаренных детей - это возможность  их социальной адаптации, своеобразная школа интеллектуального роста, направленная на расширение кругозора, эрудиции и креативности; познание себя, своих интересов и возможностей в различных видах деятельности; погружение в изучение предметов.  Это  важное звено в системе работы с одаренными детьми.

Выстраивание системы  с одаренными детьми невозможно без  регулярного мониторинга в рамках данной деятельности. Психолого-педагогический мониторинг  в работе с интеллектуально одаренными детьми города позволяет оценить все положительные моменты личностного развития детей, выявить возможные недоработки в организации психолого-педагогического сопровождения и скорректировать проводимую в данном направлении работу в долгосрочной перспективе, чтобы достичь главной цели – способствовать личностному росту этих детей, дать им возможность реализовать  свой интеллектуальный потенциал и найти свое место в жизни [16].

Вывод: работа с одаренными детьми заключается в диагностике, получении информации, подборе методик работы и их применение. Роль социального педагога имеет важнейшее значение в работе с одаренными детьми.

Информация о работе Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей