Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:43, курсовая работа
Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных меняющимся социальным условиям. В условиях становящейся и развивающейся одаренности личность предельно реализует себя, свою индивидуальность, свою духовную сущность.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.
Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.
Введение. 3
Глава 1. 3
§1. Понятие «одаренность». 5
§2. Виды одаренности. 7
§3. Степень сформированности одаренности. 11
§4. Проблемы одаренных детей в семье. 13
§5. Проблемы одаренных детей в школе. 14
Глава 2. 17
§1. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №5» г. Сургут 17
§2. Опыт работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №8» г. Томмот
МО «Алданский район». 24
§3. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях
МБОУ «Лицей №36» г. Осинники 28
Заключение 36
Литература 37
Одно из приоритетных направлений - психолого-педагогического сопровождения одаренных включает выявление и развитие детской одаренности в условиях общеобразовательного учреждения.
В своей деятельности педагоги лицея опираются на исследования специалистов в данной области (Лейтес Н.С.; Матюшин А.М.) интеллектуально одаренных обучающихся условно можно разделить на несколько категорий. Первая категория - дети с высоким общим уровнем умственного развития. Такие дети чаще встречаются уже в младшем школьном возрасте. Другая категория — дети с признаками предметной умственной одаренности (литература, физика и пр.). Такие учащиеся могут обнаруживаться в подростковом возрасте. Третья категория — дети, не достигающие, по какой-либо причине академических успехов в школьном обучении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью мышления. Это случаи потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются только в старшем школьном возрасте.
Исходя из анализа литературы по проблеме детской одаренности
и опыта работы, нами были установлены
следующие принципы диагностики: комплексного
оценивания; долговременности; использования
психодиагностических тренингов; учета
ближайшей зоны развития ребенка; опоры
на валидные психометрические тесты и
принцип участия школьников в оценке собственной
одаренности[16].
В ходе работы мы определили оптимальный
и наиболее результативный алгоритм выявления
одаренных детей в условиях лицея:
Предварительный сбор информации.
Сведения об обучающихся поступают из четырех основных источников: от психологов, педагогов, родителей и самих обучающихся. Педагогам (в конце первой четверти учебного года) предлагается заполнить: шкалу поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой), карту интересов Хаана и Каффа, карту интересов для младших школьников А.И. Савенкова. Следует подчеркнуть, что мнения учителей как первичный этап выявления одаренных детей уже показали свою эффективность в таких странах, как Англия, США, Финляндия, и включены там, в качестве обязательных в систему оценки детской одаренности.
Родители работают с
методиками: анкета для родителей, карта
интересов Хаана и Каффа, карта
интересов для младших
Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению психометрических тестов. В комплект входят традиционные методики для определения уровня интеллектуального развития. Тесты Р. Амтхауэра, Дж. Равена. Для оценки креативности: краткий тест творческого мышления тесты Торранса Э. П., Гилфорда Дж «Необычное использование».
Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом обучающемся и определить обучающихся, с которыми проводится более углубленная диагностика.
Психодиагностические тренинги.
Этот этап ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на начало работы информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на систему занятий тренингового типа. Психодиагностические тренинги служат базой для лонгитюдного изучения уровня одаренности. Периодически в ходе этих занятий проводятся индивидуальные и групповые обследования детей с использованием выше перечисленных методик. Систематичность, долговременность этой работы является дополнительной гарантией достоверности полученной информации.
Этап самооценки.
Как отмечают специалисты [Лейтес Н.С.; Богоявленская Д.Б.], склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, посещать ли ему те или иные элективные курсы, принимать ли участие в олимпиадах, обучающийся тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных интеллектуальных нагрузок. Таким образом, сам школьник участвует в оценке собственной одаренности.
Необходимо подчеркнуть, что диагностика детской одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития способного обучающегося и оказания ему психолого-педагогической поддержки.
Главной задачей, становится необходимость развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).
Тренинговая работа с обучающимися способствует формированию навыков общения:
- умения слушать, высказывать свою точку
зрения;
- умения вести дискуссию, принимать точку
зрения другого человека;
- умения приходить к компромиссному
решению и пониманию других людей;
- способности к самопознанию и самооценке
(что предполагает формирование положительнойЯ-концепции);
- пониманию ценности и уникальности
другого человека.
Также данная работа направлена
на повышение эффективности
Психокоррекционные методы и развивающие тренинги решают задачи развития различных видов мышления: творческого, критического и логического; формирование способности к самостоятельному приобретению знаний и проведению исследовательской работы; обучение необходимым для этого навыкам и умениям.
Таким образом, всестороннее развитие личности одаренного ребенка позволяет "связать общей нитью" многочисленные учебные дисциплины. Тем самым обеспечивается цельность в содержании обучения и построение у школьников целостной картины мира.
Не менее важным является такое направление деятельности педагога-психолога, как методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми, которая выступает ключевым звеном организации психолого-педагогического сопровождения обучения одаренных детей и ориентирована, прежде всего, на повышение уровня психологической компетентности педагогов-предметников.
В ходе совместной деятельности
педагоги еще раз убеждались, что
становление их психологических
компетенций связано не только с
активным освоением психолого-
Результаты анализа практической деятельности
показывают, что именно дети с высоким
интеллектом больше всего нуждаются в
подготовленном педагоге, владеющем широким
спектром педагогических приемов, методов
и форм работы для максимального развития
интеллектуального потенциала ребенка.
Неподготовленные учителя часто не могут
выявить одаренных детей (не знают их особенностей),
равнодушны к их проблемам (они просто
не могут их понять), иногда враждебно
настроены по отношению к детям с выдающимися
способностями (они могут создать определенную
угрозу учительскому авторитету); некоторые
учителя часто используют для одаренных
детей традиционные формы работы, увеличивают
количество заданий, а не их качество.
Очевидно, что реализация программы предполагает
специальную подготовку педагогов для
работы с этими детьми: семинары, проблемные
группы, курсовая подготовка и пр.
Одаренные дети – особая категория обучающихся,
для которой необходимо создавать особые,
иные психолого-педагогические условия,
позволяющие им учиться, развиваться,
социализироваться, удовлетворять свои
образовательные потребности, связанные
с углубленной предметной подготовкой.
Опыт работы убеждает в эффективности
реализации каникулярных программ - проведение
профильных смен для одарённых детей.
Ребята, выявленные по результатам психолого-педагогической
диагностики, имеют возможность заниматься
в разновозрастных группах, сформированных
из учащихся 9-11 классов городских образовательных
учреждений, с учетом выбранных ими направлений
– профилей.
В профильном лагере работа направлена на социальную адаптацию - обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов). С ними работают подготовленные специалисты: психологи, учителя-предметники, воспитатели.
Во время работы профильной смены апробируются и внедряются эффективные формы, методы и приемы работы с одарёнными детьми, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, и творчества. К работе с ребятами привлекаются преподаватели и студенты ВУЗов, учителя городских образовательных учреждений.
Опыт работы с одаренными детьми выявил необходимость высокого уровня насыщенности содержания обучения, глобальный, основополагающий характер тем и проблем изучения, а также гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность педагогу и учащимся выбрать для изучения тот или иной тематический раздел. Способ подачи материала и включение в изучение предмета проблемных тем и вопросов, является «питательной средой» для интеллектуального творчества.
Все занятия с ними простраиваются педагогами по принципу соответствия «закону трех 2 «У» – ускорение, углубление, усложнение. Также участники профильной смены вовлекаются в межпредметную исследовательскую деятельность. В работе лагеря оптимально сочетается междисциплинарный подход с проектными и исследовательскими методами, позволяющими формировать самостоятельность и возможность самореализации в проектной и исследовательской деятельности. Большая роль отведена как сотрудничеству, совместному решению проблем и исследовательских задач, так и высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.
При организации работы с одаренными детьми используется информационное пространство как важнейший компонент образовательной среды, который позволяет ребёнку осуществить выбор вида и содержания деятельности, способа своего участия в ней. Важная роль отведена дистанционным формам обучения. Ребят знакомят с образовательными интернет-ресурсами (на базе лицея создается банк данных дистанционных олимпиад, конкурсов проектов, викторин разных уровней). Обучающиеся получают возможность выполнять тренировочные олимпиадные задания в он-лайн режиме, принимают участие в дистанционных предметных олимпиадах. Опыт участия в такой деятельности полезен как возможность использования и раскрытия своих интеллектуальных ресурсов. Важно подтолкнуть ребят к целеполаганию – они сами смогут простроить траекторию своего интеллектуального роста (что еще необходимо узнать, какую работу провести для перехода на новый уровень сложности), что в свою очередь способствует мотивации в дальнейшем более глубоком изучении предмета и в участии в олимпиадном движении. В рамках работы профильного лагеря проводится знакомство участников профильной смены с рынком образовательных услуг – презентация ВУЗов.
Как же организована деятельность в профильном лагере? В первой половине дня происходит погружение ребят в предмет по выбранным профилям. После обеда предусмотрена смена вида деятельности - презентация проектов, проведение разнообразных интеллектуальных игр, конкурсов, викторин, спортивных и творческих мероприятий. Интеллектуальные игры хороши тем, что объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности. Они развивают теоретическое, логическое, творческое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.); способствуют развитию внимания, памяти, реакции, воображения, сообразительности, приводят к получению нестандартных решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий. Это своеобразный мозговой штурм, способствующий раскрытию интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей в легкой и непринужденной форме. Кроме того, являясь командными играми, интеллектуальные игры способствуют развитию коммуникативных способностей.
В профильном лагере ребята оказываются в благоприятной среде единомышленников, что способствует их личностному раскрытию, повышению самооценки и толчку к интеллектуальному прогрессу. Приоритет творческой деятельности, позволяющий избежать количественного оценивания и уровневого сравнения достижений - необходимое условие для раскрытия одаренных детей.
Итак, профильная смена для одаренных детей - это возможность их социальной адаптации, своеобразная школа интеллектуального роста, направленная на расширение кругозора, эрудиции и креативности; познание себя, своих интересов и возможностей в различных видах деятельности; погружение в изучение предметов. Это важное звено в системе работы с одаренными детьми.
Выстраивание системы
с одаренными детьми невозможно без
регулярного мониторинга в
Вывод: работа с одаренными детьми заключается в диагностике, получении информации, подборе методик работы и их применение. Роль социального педагога имеет важнейшее значение в работе с одаренными детьми.
Информация о работе Социально-педагогические проблемы развития одаренных детей