Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.

Файлы: 1 файл

версияот 26 июня для печатиd.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

 

                                               Введение

Актуальность  исследования. Коренные преобразования в российском обществе создали реальные предпосылки для обновления системы управления образованием. Необходимость освоения опыта социальных и экономических отношений, особенности рынка труда, рынка образовательных услуг – все это определяет специфику профессионального выбора молодежи и необходимость проведения комплексной социально-педагогической работы по профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. С изменением экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации, что нашло отражение в современных нормативных документах.

Так, в Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. подчеркивалось, что необходима разработка целевых  программ профессиональной ориентации школьников, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования  в соответствии с потребностями  рынка труда, а также повышение  профессиональной ориентированности  молодежи.

В Национальной доктрине образования  РФ подчеркивается важность формирования у обучающегося перспективы будущего профессионального развития и самореализации.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью провозглашается развитие человеческого и кадрового потенциала, а развитие системы общего образования  предусматривает ориентацию на формирование у человека практических навыков.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года отмечается, что  обучение в течение всей жизни  становится необходимым условием профессионального  успеха, карьерного роста и повышения  конкурентоспособности на рынке  труда, создает реальные предпосылки  для максимально эффективного использования  человеческого потенциала.

В Федеральной целевой  программе развития образования  на 2011-2015 гг. провозглашается необходимость  распространения моделей успешной социализации школьников, а педагоги должны знакомить их с перспективами трудоустройства и условиями работы по выбираемой профессии.

В национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа» отмечается, что важнейшими качествами личности в современном мире становятся инициативность, способность творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение  всей жизни. Отсюда вытекают основные задачи образования – раскрытие  способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного  человека, личности, готовой к жизни  в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено  так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных  целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Необходимость профориентации подростков определяется в федеральных  государственных образовательных  стандартах, где отмечается, что  человек должен понимать сущность и  социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. В ФГОС основного общего образования  нового поколения отмечено, что школьник должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Научное обоснование профориентации связывают с именами : Волкова О.А. Климов Е.А., Парнов Д.А. , Поляков В. А., Пряжников Н.С., Симоненко В.Д., Чистякова С.Н .

Проблема выбора пути встает перед личностью в тот момент, когда она еще не обладает жизненным  опытом, более того находится под  воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального  престижа многих профессий, колебаниями  в оценке их значения.

 Подростковый возраст  – это период интенсивного  формирования ценностных ориентаций  личности и создания предпосылок  для появления смысла жизни;  в это время активизируется  основа формирования самоопределения  молодого человека. Основная социально-педагогическая  задача в работе с подростками  – социализировать их не только  с учетом интересов, способностей, но и потребностями рынка труда.

Таким образом, в настоящее  время решение проблемы профессионального  самоопределения  старшеклассников в общеобразовательном учреждении является объективной  необходимостью, поэтому исследование данной проблемы актуально.

Тема курсовой работы «Социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников».

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности  по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

1. Определить понятия  «профориентация», «профессиональное самоопределение» .

2.Проанализировать зарубежный  и отечественный  опыт профориентационной  деятельности.

3. Рассмотреть содержание  социально-педагогической деятельности  по профессиональному самоопределению  в общеобразовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Сущность и  содержание профессионального самоопределения

§1.1Анализ понятий  «профориентация» , «профессиональное  самоопределение»

Понятие «профессиональное  самоопределение» стало употребляться  не так давно, поэтому сначала необходимо рассмотреть деятельность по профориентации.                                                              

Как показал анализ литературы, в настоящее время на понятие  профориентации отсутствует единая точка зрения. На мой взгляд, это — междисциплинарная проблема, и различия в подходах к её определению обусловлены разными основаниями, предметами изучения наук. Кратко рассмотрим основные аспекты.

Философский аспект изучения профориентации как научно-практической области знания связан с определением места человека в окружающем мире, обретением смысла жизни через труд, профессию (В. Франкл, К. Яс перс ).

Экономический аспект предполагает выбор профессии и осуществление  профессиональной подготовки молодёжи исходя из потребностей экономики и  рынка труда в специалистах (Л.П. Верёвкин, B.C. , Катульский, И.Н. Назимов ).

По мнению А.С. Петровой, профориентация — это научно-обоснованна система  подготовки молодёжи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и потребности государства и  общества, потребности рынка труда.

Медицинский и психофизиологический аспекты предполагают осуществление  профориентации в соответствии с  состоянием здоровья и индивидуальными  психофизиологическими особенностями  человека (К.Э. Пaвлович, И.К. Рапопорт, A.M. Сухарева, Е.И. Шубочкина ).

Например, С.Я. Батышев считает, что профориентация — целенаправленная деятельность педагогов, психологов, врачей и других работников, связанная с  формированием у учащихся профессиональных интересов и склонностей в  соответствии с личными способностями, потребностям общества и пригодностью к той или иной профессии.

Психологический аспект предполагает изучение индивидуальных психологических  особенностей личности, установление соответствия между способностями  личности и требованиями профессии; определение nсихологической сущности профессиональной пригодности, формирование профессиональной направленности личности . (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Е.А. Климов, И.С. Кон, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн , Д. Сьюпер, Дж. Холланд, Э. Эриксон . [3]

Например, по мнению Н.Ю. Перевышиной, профориентация — систем целенаправленных психолого-педагогических и социально-педагогических воздействий, актуализирующих информационное поле человека, с целью определения  им детерминирующих целей, путей  и средств самоосуществления  и самосовершенствования в каком-либо виде трудовой  деятельности.

Педагогический аспект профориентации предполагает планомерное и систематическое  воздействие на учащихся для формирования у них профессионального самоопределения  в условиях учебного заведения (А.Е. Голомшток, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ).

Например, как отмечают исследователи (Л.А. Йовайша, В.П. Парамзин , П. А. Шавир  и др.), профориентация -— система  обучения и воспитания направленная на формирование профессиональной направленности обучающегося.

Социологический аспект изучает  влияние общества на социальную ориентацию и профессиональный выбор человека, анализирует социально- профессиональную структуру общества, формирование престижа профессий (КА. Абульханова-Славская, И.Н. Назимов, В.Л. Оссовский, А.В.Петровский, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Г.А. Чередниченко,Н.Шубкин, Ф.Р. Филиппов и др.[2]

Социально-психологический  аспект заключается в изучении влияния  ближайшего социального окружения, средств массовой информации на профессиональный выбор молодёжи, включении молодёжи в различные сферы жизни общества, профессиональной деятельности, формирования социального отношения к профессиям (Г.М. Андреева, И.Н. Васильев и др.).

 Иллюстрацией двух  предыдущих аспектов является  определение Т.Б. Макаровой, которая  под профориентацией понимает целостное единство социального воздействия общества на личность с целью совершенствования процесса её профессионального и социального самоопределения.

Социально-педагогический аспект изучает профессиональную ориентацию учащихся, имеющих особенности физического, психического, социального развития, в условиях традиционного и инклюзивного образования, ориентированную на формирование социально-профессиональных компетенций как основы будущей трудовой общественно-значимой деятельности.

В рамках социально-педагогического  подхода определяют профориентацию как систему социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских положений, составляющих технологию социально-педагогической поддержки учащихся по выявлению и развитию мотивационно-потребностной сферы, способностей, профессионально важных качеств, формированию профориентационных компетенций личности с целью адаптации в условиях развивающегося рынка труда.

Таким образом, исследования в области профессиональной ориентации носят многоаспектный характер.

Устоявшимся определением профессиональной ориентации в педагогике и психологии является следующее: профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, семьи по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, возможностями и потребностями общества, рынка труда в специалистах разного уровня квалификации. [28]

Анализ  литературы позволил выделить следующие определения  понятия профессионального самоопределения:

В педагогическом  словаре профессиональное самоопределение это-процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных. потребностей. Профессиональное самоопределение рассматривается как составная часть жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или другую социальную  группу, выбора образа жизни, сферы трудовой деятельности и конкретной профессии.

С.Н. Чистякова рассматривает  профессиональное самоопределение  как готовность к выбору профессии  и определяет ее как устойчивую целостную  систему профессионально важных качеств личности (положительное  отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков).[35]

М.В. Ретивых рассматривает «профессиональное  самоопределение как интегральное свойство личности, способствующее осознанному  и самостоятельному осуществлению  стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений»  .[32]

В.А. Поляков утверждает, что «Профессиональное  самоопределение предполагает выбор  карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также  формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным  и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного  бытия и саморазвития» .[29]

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными  ныне понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают эти понятия  с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение; П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В. Франклу): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения.[2]

Информация о работе Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников