Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.
Актуальность исследования. Коренные преобразования в российском обществе создали реальные предпосылки для обновления системы управления образованием. Необходимость освоения опыта социальных и экономических отношений, особенности рынка труда, рынка образовательных услуг – все это определяет специфику профессионального выбора молодежи и необходимость проведения комплексной социально-педагогической работы по профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. С изменением экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации, что нашло отражение в современных нормативных документах.
Так, в Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. подчеркивалось, что необходима разработка целевых программ профессиональной ориентации школьников, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также повышение профессиональной ориентированности молодежи.
В Национальной доктрине образования РФ подчеркивается важность формирования у обучающегося перспективы будущего профессионального развития и самореализации.
В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года стратегической
целью провозглашается развитие
человеческого и кадрового
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым условием профессионального успеха, карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда, создает реальные предпосылки для максимально эффективного использования человеческого потенциала.
В Федеральной целевой
программе развития образования
на 2011-2015 гг. провозглашается необходимость
распространения моделей
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что важнейшими качествами личности в современном мире становятся инициативность, способность творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Отсюда вытекают основные задачи образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Необходимость профориентации
подростков определяется в федеральных
государственных
Научное обоснование профориентации связывают с именами : Волкова О.А. Климов Е.А., Парнов Д.А. , Поляков В. А., Пряжников Н.С., Симоненко В.Д., Чистякова С.Н .
Проблема выбора пути встает перед личностью в тот момент, когда она еще не обладает жизненным опытом, более того находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.
Подростковый возраст
– это период интенсивного
формирования ценностных
Таким образом, в настоящее
время решение проблемы профессионального
самоопределения старшеклассников
в общеобразовательном
Тема курсовой работы «Социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников».
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный
и отечественный опыт
3. Рассмотреть содержание
социально-педагогической
Глава1.Сущность и
содержание профессионального
§1.1Анализ понятий «профориентация» , «профессиональное самоопределение»
Понятие «профессиональное
самоопределение» стало употребляться
не так давно, поэтому сначала необходимо
рассмотреть деятельность по профориентации.
Как показал анализ литературы, в настоящее время на понятие профориентации отсутствует единая точка зрения. На мой взгляд, это — междисциплинарная проблема, и различия в подходах к её определению обусловлены разными основаниями, предметами изучения наук. Кратко рассмотрим основные аспекты.
Философский аспект изучения профориентации как научно-практической области знания связан с определением места человека в окружающем мире, обретением смысла жизни через труд, профессию (В. Франкл, К. Яс перс ).
Экономический аспект предполагает
выбор профессии и
По мнению А.С. Петровой, профориентация
— это научно-обоснованна
Медицинский и психофизиологический
аспекты предполагают осуществление
профориентации в соответствии с
состоянием здоровья и индивидуальными
психофизиологическими
Например, С.Я. Батышев считает, что профориентация — целенаправленная деятельность педагогов, психологов, врачей и других работников, связанная с формированием у учащихся профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностям общества и пригодностью к той или иной профессии.
Психологический аспект предполагает изучение индивидуальных психологических особенностей личности, установление соответствия между способностями личности и требованиями профессии; определение nсихологической сущности профессиональной пригодности, формирование профессиональной направленности личности . (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Е.А. Климов, И.С. Кон, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн , Д. Сьюпер, Дж. Холланд, Э. Эриксон . [3]
Например, по мнению Н.Ю. Перевышиной,
профориентация — систем целенаправленных
психолого-педагогических и социально-педагогических
воздействий, актуализирующих информационное
поле человека, с целью определения
им детерминирующих целей, путей
и средств самоосуществления
и самосовершенствования в
Педагогический аспект профориентации
предполагает планомерное и систематическое
воздействие на учащихся для формирования
у них профессионального
Например, как отмечают исследователи (Л.А. Йовайша, В.П. Парамзин , П. А. Шавир и др.), профориентация -— система обучения и воспитания направленная на формирование профессиональной направленности обучающегося.
Социологический аспект изучает влияние общества на социальную ориентацию и профессиональный выбор человека, анализирует социально- профессиональную структуру общества, формирование престижа профессий (КА. Абульханова-Славская, И.Н. Назимов, В.Л. Оссовский, А.В.Петровский, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Г.А. Чередниченко,Н.Шубкин, Ф.Р. Филиппов и др.[2]
Социально-психологический аспект заключается в изучении влияния ближайшего социального окружения, средств массовой информации на профессиональный выбор молодёжи, включении молодёжи в различные сферы жизни общества, профессиональной деятельности, формирования социального отношения к профессиям (Г.М. Андреева, И.Н. Васильев и др.).
Иллюстрацией двух
предыдущих аспектов является
определение Т.Б. Макаровой,
Социально-педагогический аспект изучает профессиональную ориентацию учащихся, имеющих особенности физического, психического, социального развития, в условиях традиционного и инклюзивного образования, ориентированную на формирование социально-профессиональных компетенций как основы будущей трудовой общественно-значимой деятельности.
В рамках социально-педагогического подхода определяют профориентацию как систему социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских положений, составляющих технологию социально-педагогической поддержки учащихся по выявлению и развитию мотивационно-потребностной сферы, способностей, профессионально важных качеств, формированию профориентационных компетенций личности с целью адаптации в условиях развивающегося рынка труда.
Таким образом, исследования в области профессиональной ориентации носят многоаспектный характер.
Устоявшимся определением профессиональной ориентации в педагогике и психологии является следующее: профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, семьи по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, возможностями и потребностями общества, рынка труда в специалистах разного уровня квалификации. [28]
Анализ литературы позволил
выделить следующие определения
понятия профессионального
В педагогическом словаре профессиональное самоопределение это-процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных. потребностей. Профессиональное самоопределение рассматривается как составная часть жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или другую социальную группу, выбора образа жизни, сферы трудовой деятельности и конкретной профессии.
С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков).[35]
М.В. Ретивых рассматривает «
В.А. Поляков утверждает, что «Профессиональное
самоопределение предполагает выбор
карьеры, сферы приложения и саморазвития
личностных возможностей, а также
формирования практического, действенного
отношения личности к социокультурным
и профессионально-
Понятие «самоопределение» вполне
соотносится с такими модными
ныне понятиями, как «самоакутализация»,
«самореализация», «самоосуществление»,
«самотрансценденция»... При этом многие
мыслители связывают эти
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В. Франклу): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения.[2]