Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.

Файлы: 1 файл

версияот 26 июня для печатиd.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения  как поиск и нахождение личностного  смысла в выбираемой, осваиваемой  и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом  процессе самоопределения

Большой интерес для  социальной педагогики представляет анализ нормативных  документов в области профориентологии. Профессиональная ориентация в России регулируется соответствующими  международными правовыми актами,федеральными законами,постановлениями  и распоряжениями Правительства РФ ,нормативными актами министерств и ведомств,другими законодательными документами.Рассмотрим их содержание.

В Конвенции ООН «О правах ребёнка» подчёркивается, что образование  должно быть направлено на развитие личности, её способностей в полном объёме, а государство должно обеспечивать доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.[1]

В Конвенции  «О техническом и профессиональном образовании» профориентация рассматривается как непрерывный процесс и важный элемент образования, направленный на оказание помощи человеку в выборе правильного вида профессиональной деятельности .[4]

В Европейской социальной хартии провозглашается  принцип свободного выбора профессии, обозначена необходимость учёта личных качеств человека, его профессиональных возможностей в целях профессионального выбора и профессиональной карьеры.[13]

В Конвенции и рекомендации Международной  организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» указывается, что профессиональная ориентация должна охватывать выбор профессии, профессиональную подготовку, перспективы в области занятости, продвижения по работе и др.[6]

В Конституции РФ отмечается, что труд свободен, каждый человек  имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.[5]

В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что содержание образования  является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Однако профориентация как направление политики в области общего и профессионального образования не указана и понятие «профессиональная ориентация» не используется. [14]

В Законе РФ «О занятости  населения» профориентация рассматривается как часть государственной политики содействия занятости населения, поскольку граждане имеют право на бесплатную консультацию и получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.[11]

В Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» есть статья, посвящённая защите прав детей в  сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.[18]

В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» говорится, что «профессиональная ориентация — это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экомической ситуации на рынке труда».

Согласно данному документу  профессиональная ориентация осуществляется в целях обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и  путей самореализации личности в  условиях рыночных отношений; достижения сбалансированности между профессиональными  интересами человека, его психофизиологическими  особенностями и возможностями  рынка труда; прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как  важнейшего  условия её удовлетворённости  трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального  потенциала.[10]

В Приказе Министерства здравоохранения  и социального развития «Об утверждении  административного регламента предоставления  государственной услуги по организации  профессиональной ориентации граждан  в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства профессионального  обучения» говорится, что профориентация граждан осуществляется в целях  выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального  обучения, направлена на  реализацию  права граждан на труд, свободный  выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера  труда, на удовлетворение потребности  в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости  с учётом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической  ситуации на рынке труда, определении  профессии (специальности) для прохождения  профессиональной подготовки, по подготовки или повышения квалификации. [15]

Итак, анализ основных нормативных  документов показал, что в области  профориентации населения России политика государства в настоящее время  направлена на повышение эффективности  использования профес-сионального, интеллектуального и творческого  потенциала общества; создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения человека; развитие профориентационных услуг для различных социальных групп населения.

§1.2 Исследование проблем профессионального самоопределения  в отечественной педагогике.

Первое собственно профориентационное учреждение - служба по "приисканию" работы - появилось в нашей стране в 1897 г.    

 Но уже с 80-х гг. XIX в. в России стали систематически  выпускаться различные справочники, "Адрес-календари", "Студенческие  альманахи", указывавшие место  расположения учебных заведений,  правила приема, программы, профиль  специальностей. В 1905 г. впервые  вышел специальный справочник  для женщин, желавших получить  высшее образование.

Помимо самых общих  сведений, ориентирующих в сложившейся  системе профессиональных учебных  заведений, важно было дать молодежи представление и о самих профессиях, которые можно в этих заведениях приобрести, о содержании профессионального  труда. В соответствии с сознаваемой  общественной потребностью этого рода для подростков выпускались популярные издания, такие, как книга К.К.Вебера "Рассказы о фабриках и заводах", выдержавшая с 1871 по 1912 гг. 9 изданий. Вопросам ориентации молодежи в мире наук и областей их практического  применения, а также знакомству с  соответствующими факультетами университетов  и институтов были посвящены книги  Н.И.Кареева "Выбор факультета и  прохождение университетского курса" (1897), Л.И.Петражицкого "Университет  и наука" (1907). В разнообразных  источниках в популярной и занимательной  форме описывались существенные для выбора профессии данные, требуемые  знания и умения, трудности профессии  и ее привлекательные стороны, пути освоения профессии. Так, в сборнике "На распутье" (1917), который открывался статьей профессора Н.А.Рыбникова "Психология и выбор профессии", было опубликовано 22 таких описания профессий, относящихся  к числу "интеллигентных" и  требующих высшего образования. Были приведены описания таких профессий, как актер, музыкант, художник, архитектор, работник дошкольного воспитания, народная учительница, учитель средней школы, работник внешкольного образования, ученый, журналист, священник, кооператор, статистик, фабричный инспектор, чиновник, коммерсант, медик, агроном, ветеринарный врач, коммерческий служащий, железнодорожный служащий, инженер, почтово - телеграфный чиновник, моряк. Описания профессий составлены представителями указанных видов труда под редакцией Н.А.Рыбникова. В данном издании в доступной форме были обобщены результаты изысканий, проводившихся М.А. и Н.А. Рыбниковыми в педагогическом музее при Московском учительском доме в 1912-1917 гг. Профориентационная деятельность начала активно развертываться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома в Москве был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие   профессии привлекают наибольшее внимание,в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся.   В Советской России вопросы профориентации начали разрабатываться еще в 20-е годы XX века. В разработке этих проблем принимали активное участие органы здравоохранения, народного образования, Народный комиссариат труда.[17]   

В 1921 году было подписано  постановление Совета труда и  обороны о создании Центрального института труда как центрального научно-исследовательского учреждения по труду в стране по указанию В.И.Ленина. При Институте в 1922 году открыли  Лабораторию промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью  которой было изучение профессий  с позиций психологии и создание профессиограмм. Проблемы профориентации стали рассматриваться во Всеукраинском  институте труда (Харьков), в лаборатории  по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова  и в других местах.    

 В 1924 году появилась  первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе  А.Ф.Кларка при Ленинградском  Институте по изучению мозга.    

 В 1927 году в Ленинграде  при институте им. Герцена создана  педолого-педагогическая лаборатория,  в функции которой входило  проведение психотехнического обследования  выпускников школ и профконсультация. За 1927-1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет –  обследовано 7 млн. 600 тыс. человек.     

 В 1928 году организуются  «Бюро по профконсультации» в  Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске,  Брянске, Киеве и Одессе, а в  1929 году – в Перми, Ярославле,  Шахтах.[32]

Обратим внимание на цели и  предметное содержание работы профконсультационных бюро, сформулированные в Положении  НКТ РСФСР от 18 февраля 1929 года: целесообразный подбор, распределение и использование  рабочей силы (в том числе подростков) и сокращение текучести с учетом специальных способностей, противопоказаний к профессии, перспектив рынка труда  в отношении различных профессий.     

 В 1930-е гг. Центральная  лаборатория по профконсультации  и профотбору стала разрабатывать  систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации  исследований проблем школьной  профориентации. Таким образом, в  начале 1930-х гг. профориентация активно  развивалась. За период с 1930 по 1933 годы – открыто 47 «Бюро  профконсультаций», стали готовить  профконсультантов. В школах вопросами  профориентации (профотбора) занимались  педагоги.[17]    

 Однако в начале 30-х  годов в стране состоялись  совещания, на которых были  рассмотрены основные вопросы  проведения профконсультационной  работы, подверглись критике «буржуазные»  концепции в области психотехники, и постепенно работа по профориентации  стала сворачиваться. Так, в  1936 г. вышло Постановление ЦК  ВКП (б) «О педологических извращениях  в системе Наркомпроса»: наступление  на гуманитарные науки началось  именно с профориентации. В 1937 г. произошла отмена трудового  обучения в школе и резкое  свертывание профориентационной  работы. Таким образом, в период  сталинского тоталитаризма профориентацию, связанную с проблематикой свободы  выбора, просто запретили. 

 Только в конце 1950-х  гг. стали появляться первые диссертации  по проблемам школьной профориентации. И в 50-60 г.г. наблюдается оживление  профориентационной работы. В крупных  городах создаются кабинеты по  профориентации, появляется много  научных разработок в этой  области, а с конца 80-х годов  открываются центры по профориентации  и консультации молодежи, начинает  складываться система управления  профориентацией и трудоустройством.[ 30]

В 1960-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель - А.Н.Волковский), открыта  лаборатория профориентации в НИИ  психологии в Киеве (руководитель - Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательский  институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - (руководитель - А.М.Голомшток).[30]

В период возрождения некоторых  демократических свобод в стране произошло явное возрождение  профориентации, но долгий перерыв  в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом уровне. С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился ещё сильнее. Это было время, когда на официальном уровне призывали на фермы, заводы, стройки. В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге, при ущемлении многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.     

 И только в 1970-х  годах профессиональная ориентация  в стране была реабилитирована.  Она восстановлена благодаря  трудам знаменитого психолога  Е.А. Климова, работавшего в  то время в Ленинграде в  Институте профессионально-технического  образования. Именно он всерьез  занялся теоретическими и методическими  основами профессиографии и выбора  профессии. Его классификация  профессий до сих пор служит  фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету  труда: «человек», «техника», «знаковая  система», «художественный образ», «природа»).[22]  

1980-е годы ознаменовались  появлением центров профориентации  молодежи в большинстве крупных  городов. Это были специализированные  межотраслевые научно - методические  центры, которые управлялись и  финансировались Министерством  образования и Министерством  труда. Центры профориентации  объединяли высококвалифицированных  психологов, решавших практические  задачи. Это был один из наиболее  серьезных в то время запросов  общества по отношению к психологической  науке.Уже с середины 1980-х гг. в  стране даже на официальном  и партийном уровнях стала  вызревать потребность в существенных  изменениях, и прежде всего, в  плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС  «Основные направления реформы  общеобразовательной и профессиональной  школы», где особое место уделялось  развитию трудового обучения  и профориентации молодежи.Постановление  определило обучение детей с  6 лет, срок обучения - 11 лет; для  учащихся 8 - 11 классов - организацию  факультативного изучения ряда  предметов физико - математического,  химико - биологического и общественно  - гуманитарного циклов. Учащиеся 10 - 11 классов стали получать трудовую  подготовку по ряду профессий.  В период «перестройки» в этом  направлении было сделано довольно  много: 

Информация о работе Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников