Следует отметить, что достижения
в профессиональной ориентации школьников
зарубежных школ могут быть успешно
адаптированы и перенесены в практику
профессионального самоопределения
российских старшеклассников. Интересен
опыт профориентации Франции ,там большое
значение придаётся приобретению учащимися
практического опыта в той
или иной профессии. Акцент делается
на активных формах и методах обучения,
с этой целью вводятся имитационные
программы, трудовая практика.
Специфика социально-педагогической деятельности
по профессиональному самоопределению
личности в старшеклассника обеспечивается
принципами: непрерывности, интеграции,
дифференциации и индивидуализации, гибкости,
открытости и выполнение функций: диагностической,
тактической, практической, аналитической.
Результатом социально-педагогической
деятельности по организации процесса
профессионального самоопределения
в на старшей ступени школы
является выбор будущей профессии.
Помощь учащимся в правильном выборе
профессии предполагает необходимость
специальной организации их деятельности,
включающей получение знаний.
В нормативно-правовых
актах РФ выделяются следующие направления
профессиональной ориентации; профессиональная
информация, профессиональная консультация,
профессиональный отбор, профессиональный
подбор, профессиональная, производственная
и социальная адаптация. Профессиональное
информирование — групповое и индивидуальное
просвещение человека по основным вопросам
профессиональной деятельности, выбора
профессии, профессионального обучения
и трудо- устройства.
Профессиональное консультирование
— групповое и индивидуальное
оказание консультационной психологической,
педагогической, социально-, педагогической,
медицинской и других видов помощи
человеку в профес- сиональном самоопределении
для принятия осознанного решения
о выборе профессионального пути
с учётом его особенностей, способностей,
возможностей, а также потребностей
общества.
Профессиональная диагностика
— изучение индивидуально-психологических
особенностей личности для решения
вопросов, связанных с выбором
будущей профессии, определение
возможностей учащихся в форми- ровании
профессионального самоопределения
и становления специалиста.
Профессиональный подбор
—предоставление и сообщение
рекомендаций школьнику о возможных
направлениях профессиональной деятельности,
наиболее соответствующих его психологическим,
психофизиологическим, физиологическим
особенностям, на основе результатов
психологической, психофизиологической
и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор
— определение степени профессиональной
пригодности человека к конкретной
профессии в соответствии с нормативными
требованиями.
Профессиональная адаптация
— система мер, способствующих профес-
сиональному становлению работника,
формированию у него соответствующих
социальных и профессиональных качеств,
установок и потребностей к активному
творческому труду, достижению высшего
уровня профессионализма.
Профессиональное обучение
(профессиональная подготовка) — npoцесс
овладения учащимися системой научных
знаний, познавательных умений, навыков
и формирования на их основе качеств личности,
мировоззрения, профессиональной компетентности.
Профориентированная деятельность
— организация участия личности
в различных мероприятиях, кружках:,
группах по интересам, любительских
объединениях, обучения в профильных
классах, на курсах, факультативных занятиях;
проведение профессиональных проб в
деятельности, максимально приближенной
к профессиональной.
Психологическая поддержка
— система социально-психологических
способов и методов, направленных на
повышение адаптированности личности
к условиям реализации собственной
профессиональной карьеры.
Профессиональное воспитание
— это передача общественно-исторического
опыта новым поколениям с целью подготовки
их к общественной жизни и профессиональной
деятельности.
Социально-педагогическая поддержка
— это оказание помощи учащимся
в процессе социализации и самореализации.
Таким образом,профессиональная
ориентация –важное направление
педагогического процесса в общеобразовательной
школе и представляет систему
социально-педагогических мероприятий,
направленных на активизацию процесса
профессионального развития человека
,формирование жизненных и профессиональных
целей в соответствии с индивидуальными
особенностями и с учетом потребностей
рынка труда.
Библиографический список
- Конвенция о правах ребенка 1989. URL ://
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- Мир словарей (педагогический словарь)2000-2012 .URL ://
http://mirslovarei.com/content_pedslov/professional-noe-samoopredelenie-molodjozhi-93931.html
- Ступницкая М., Родионов В. Мотивационный профориентационный тренинг (N7/2011) URL :// http://psy.1september.ru
- Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989.
URL :// http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38028.html
- Конституция Российской Федерации 2001.
URL ://http://www.constitution.ru/
- Рекомендация МОТ №150.Рекомендация о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов 1975. URL :// http://www.conventions.ru/view_base.php?id=581
- Государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр занятости населения города Ростова -на Дону»,Государственная услуга по профориентации граждан 2010 .
URL :// http://www.czn-rostov.ru/index.php?id=53
- Социально-психологическая служба «Фелана», Профориентационная работа в школе 2011 .URL :// http://www.helpline74.ru/docs.php?id=15
- Муратова А. А.Профессиональная ориентация как компонент предпрофильной подготовки. Зарубежный опыт. 2011 .URL :// http://www.jurnal.org/articles/2007/ped9.html
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 года Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ URL :// http://www.psyinst.ru/page.php?p=582
- Закон о занятости населения в РФ 2011.URL :// http://www.rspb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=153&Itemid=177
- История становления и развития профориентации 2011.URL :// http://www.sponst.ru/abitur/prof/isto.php
- Европейская социальная хартия 1996. URL :// http://www.yabloko.ru/Themes/Social/hartia-3.html
- Закон РФ «Об образовании» 2011. URL :// http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.08.2011. URL :// http://poisk-zakona.ru/2104.html
- Бердюгина Е. Д.,Профориентационная работа в школе (методические рекомендации ) стр.53
- Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой-Балашов: Николаев, 2002. — 68 с
- Грибенчук Н.И.Социально-педагогическая работа школы Москва АСТ.Астрель 2005 под ред. Иванова С.В 220 стр. ст11 стр 110
- Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции /С.С.Гриншпун //Педагогика. – 2004. - №7. – С.85 – 91
- Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании /С.С.Гриншпун //Педагогика. – 2005. - №7. – С.100 – 105
- Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США /С.С.Гриншпун //Педагогика. – 2005. - №9. – С.65 – 72
- Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии / О. Б. Даутова – М.: СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.
- Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
- Кузина Г.П .Профориентационная работа в школе на современном этапе развития образования URL :// http://www.sch933.edusite.ru/DswMedia/kuzina.doc
- Михайлова, Н.Н., Юсфин, С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
- Парнов Д.А. «Социально-педагогический подход к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении» автореферат стр10-23
- Парнов Д.А.Социально-педагогический компонент профессиональной ориентации школьников// Социальная педагогика: научно-практический журнал для социальных работников и педагогов 2011 год№6 стр 110-117
- Поляков В. А. и др., Проф. самоопределение молодежи, П., 1993, № 5.
В. А. Поляков, С. Н. Чистякова.
- Поляков В. А., Чистякова С. Н.. Профессиональная ориентация стр.213
- Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального становления.Москва
АНО «Центр «Развивающее образование»
Московский городской психолого-педагогический институт
1999 стр.103
- Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с
- Симоненко В. Д., Воронин А. М., Ретивых М. В., Дуканова Е. И., Фомин Н. В., Симоненко В.Д. ред Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов: ВЕНТАНА-ГРАФ , 2005 г., 368 стр.
- Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. 2005.
- Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников /Ю.В.Укке //Вопросы психологии. – 1990. - №5. – С.150-151.
- Чистякова С.Н., Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова П. С. Лернер Н. Ф.Родичев Е. В. Титов. – М.: Новая школа, 2004. – 311 с.