Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.

Файлы: 1 файл

версияот 26 июня для печатиd.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что достижения в профессиональной ориентации школьников зарубежных школ  могут быть успешно  адаптированы и перенесены в практику профессионального самоопределения  российских старшеклассников. Интересен  опыт профориентации Франции ,там большое  значение придаётся приобретению учащимися  практического опыта в той  или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения, с этой целью вводятся имитационные программы, трудовая практика. 
Специфика социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению личности в старшеклассника обеспечивается принципами: непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, гибкости, открытости и выполнение функций: диагностической, тактической, практической, аналитической.

Результатом социально-педагогической деятельности по организации процесса профессионального самоопределения  в на старшей ступени школы  является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний. 

 В нормативно-правовых актах РФ выделяются следующие направления профессиональной ориентации; профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональный подбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация. Профессиональное информирование — групповое и индивидуальное просвещение человека по основным вопросам профессиональной деятельности, выбора профессии, профессионального обучения и трудо- устройства.

Профессиональное консультирование — групповое и индивидуальное оказание консультационной психологической, педагогической, социально-, педагогической, медицинской и других видов помощи человеку в профес- сиональном самоопределении  для принятия осознанного решения  о выборе профессионального пути с учётом его особенностей, способностей, возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональная диагностика  — изучение индивидуально-психологических  особенностей личности для решения  вопросов, связанных с выбором  будущей профессии, определение  возможностей учащихся в форми- ровании  профессионального самоопределения  и становления специалиста.

Профессиональный подбор —предоставление и сообщение  рекомендаций школьнику о возможных  направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим  особенностям, на основе результатов  психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор  — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная адаптация  — система мер, способствующих профес- сиональному становлению работника, формированию у него соответствующих  социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному  творческому труду, достижению высшего  уровня профессионализма.

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) — npoцесс овладения учащимися системой научных  знаний, познавательных умений, навыков и формирования на их основе качеств личности, мировоззрения, профессиональной компетентности.

Профориентированная деятельность — организация участия личности в различных мероприятиях, кружках:, группах по интересам, любительских объединениях, обучения в профильных классах, на курсах, факультативных занятиях; проведение профессиональных проб в  деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Психологическая поддержка  — система социально-психологических  способов и методов, направленных на повышение адаптированности личности к условиям реализации собственной  профессиональной карьеры.

Профессиональное воспитание — это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и профессиональной деятельности.

Социально-педагогическая поддержка  — это оказание помощи учащимся в процессе социализации и самореализации.

Таким образом,профессиональная ориентация –важное направление  педагогического процесса в общеобразовательной  школе и представляет систему  социально-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального развития человека ,формирование жизненных и профессиональных целей в соответствии с индивидуальными  особенностями и с учетом потребностей рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конвенция о правах ребенка 1989. URL ://

 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

  1. Мир словарей (педагогический словарь)2000-2012 .URL ://

http://mirslovarei.com/content_pedslov/professional-noe-samoopredelenie-molodjozhi-93931.html

  1. Ступницкая М.,  Родионов В. Мотивационный профориентационный тренинг (N7/2011) URL :// http://psy.1september.ru
  2. Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989.

URL :// http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38028.html

  1. Конституция Российской Федерации 2001.

 URL ://http://www.constitution.ru/

  1. Рекомендация МОТ №150.Рекомендация о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов 1975. URL ://   http://www.conventions.ru/view_base.php?id=581
  2. Государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр занятости населения города Ростова -на Дону»,Государственная услуга по профориентации граждан 2010 .

URL :// http://www.czn-rostov.ru/index.php?id=53

  1. Социально-психологическая служба «Фелана», Профориентационная работа в школе 2011 .URL :// http://www.helpline74.ru/docs.php?id=15
  2. Муратова А. А.Профессиональная ориентация как компонент предпрофильной подготовки. Зарубежный опыт. 2011 .URL :// http://www.jurnal.org/articles/2007/ped9.html
  3. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 года Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ URL ://   http://www.psyinst.ru/page.php?p=582
  4. Закон о занятости населения в РФ 2011.URL ://   http://www.rspb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=153&Itemid=177
  5. История становления и развития профориентации 2011.URL ://   http://www.sponst.ru/abitur/prof/isto.php
  6. Европейская  социальная хартия 1996. URL ://   http://www.yabloko.ru/Themes/Social/hartia-3.html
  7. Закон РФ «Об образовании» 2011. URL ://   http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.08.2011. URL ://   http://poisk-zakona.ru/2104.html
  9. Бердюгина Е. Д.,Профориентационная работа в школе (методические рекомендации ) стр.53
  10. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой-Балашов: Николаев, 2002. — 68 с
  11. Грибенчук Н.И.Социально-педагогическая работа школы Москва АСТ.Астрель 2005 под ред. Иванова С.В 220 стр. ст11 стр 110
  12. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции /С.С.Гриншпун //Педагогика. – 2004. - №7. – С.85 – 91
  13. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании /С.С.Гриншпун //Педагогика. – 2005. - №7. – С.100 – 105
  14. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США /С.С.Гриншпун //Педагогика. – 2005. - №9. – С.65 – 72
  15. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии / О. Б. Даутова – М.: СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.
  16. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
  17. Кузина Г.П .Профориентационная работа в школе на современном этапе развития образования URL ://   http://www.sch933.edusite.ru/DswMedia/kuzina.doc
  18. Михайлова, Н.Н., Юсфин, С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
  19. Парнов Д.А. «Социально-педагогический подход к профессиональной       ориентации подростков в общеобразовательном учреждении» автореферат стр10-23
  20. Парнов Д.А.Социально-педагогический компонент профессиональной ориентации школьников// Социальная педагогика: научно-практический журнал для социальных работников и педагогов 2011 год№6  стр 110-117
  21. Поляков В. А. и др., Проф. самоопределение молодежи, П., 1993, № 5. 
    В. А. Поляков, С. Н. Чистякова.
  22. Поляков В. А., Чистякова С. Н.. Профессиональная ориентация стр.213
  23. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального становления.Москва 
    АНО «Центр «Развивающее образование» 
    Московский городской психолого-педагогический институт 
    1999 стр.103
  24. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с
  25. Симоненко В. Д., Воронин А. М., Ретивых М. В., Дуканова Е. И., Фомин Н. В., Симоненко В.Д. ред Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов: ВЕНТАНА-ГРАФ , 2005 г., 368 стр.
  26. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. 2005.
  27. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников /Ю.В.Укке //Вопросы психологии. – 1990. - №5. – С.150-151.
  28. Чистякова  С.Н., Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова П. С. Лернер Н. Ф.Родичев Е. В. Титов. – М.: Новая школа, 2004. – 311 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников