Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.

Файлы: 1 файл

версияот 26 июня для печатиd.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися  необходимого объёма знаний о социально-экономических  и психофизических характеристиках  профессий. 
В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.  
 
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся: 
 
- сформировать положительное отношение к труду; 
 
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; 
 
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; 
 
-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) 
 
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются 
 
- Профессиональная информация. 
 
- Профессиональное воспитание. 
 
- Профессиональная консультация. 
 
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. 
 
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. 
 
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.[24]

Классный руководитель может  использовать такие методы работы как  наблюдение за деятельностью и развитием  учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся. 
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. 
Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия "ценностные ориентации" следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями. 
Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности. 
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. 
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. 
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту. 
Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности.По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д 
Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

- формирование положительного  отношения учащихся к труду; 
 
- осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность); 
 
-изучение профессиональных планов школьников выпускных классов; 
 
- выявление структуры интересов и склонностей учащихся; 
 
- проведение профконсультаций школьников;  
 
- осуществление психофизиологической диагностики способностей; 
 
- выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям; 
 
- проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми; 
 
- проведение экскурсий на предприятия, в организации.[8]

Введенная в школах система  профильного обучения поставила  перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволяет преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным  образовательным дисциплинам и  оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика. 
Предпрофильная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость. 
Переход школ страны на профильное обучение связан с интенсивным повышением квалификации учителей, с пересмотром опыта профориентационной работы и ее обновлением. Следует отметить, что прежние достижения в профессиональной ориентации школьников могут быть успешно перенесены в практику профильного обучения при создании и реализации курсов по выбору. 
 
Во-первых, профильное обучение, как в недавнем прошлом школьная профориентация, содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии. 
Во-вторых, профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения. 
В-третьих, профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места. 
В-четвертых, профильное обучение, как и профессиональная ориентация, является экономически выгодным вложением государственных финансовых средств в образование ипрофильную квалификацию граждан.[16]

Таким образом, предпрофильное и профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования. В связи с этим повышается ответственность школьных преподавателей за качество предметного обучении и  его эффективность. Обязанностью учителей становится создание в рамках допрофессиональной подготовки и профильного предметного  обучения условий для максимального  раскрытия интересом и склонностей  учащихся, прогнозирования успешной реализации после школьных жизненных  планов выпускников. 
 
Модель профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов. 
 
Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представляет разработка элективных курсов. Они призваны выполнять две важнейшие функции. 
 
Первая состоит в том, чтобы поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект школьных знаний. 
 
Вторая функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом построена почти вся система предпрофильной подготовки школьников.[29] 
В процессе исследования мы определили основные подходы к профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательном учреждении:

деятельностный подход провозглашает  следующее: личность человека

 формируется и проявляется  в профессиональной деятельности;

государственно-управленческий подход — система государственных  мероприятий, направленных на рациональное использование и pacстановку кадров в соответствии с приоритетами государства;

социально-экономический  подход предполагает учёт основных условий в выборе профессии: мотивационно-потребностной сферы личности, способностей и профессионально важных качеств человека, потребностей народного хозяйства в специалистах определённого профиля;

личностно ориентированный  подход предполагает создание условий  для самореализации в профессиональной деятельности, формирование индивидуального  стиля деятельности;

субъект/объектный подход — человек как субъект или  как объект профессиональной ориентации, профессиональной деятельности;

психологический подход предполагает выявление закономерностей и  факторов развития профессионального  самоопределения личности;

развивающий подход предполагает определение и развитие индивидуальных способностей и творческой направленности личности;

профессиографический подход — выявление, развитие и формирование профессионально важных качеств  личности;

социально-педагогический —  создание условий формирования целенаправленной деятельности субъектов по претворению в жизнь согласованных государственных, социально-экономических и личностных потребностей в профессиональной сфере. Использование подхода в

профориентационной работе обеспечивает осмысление и ответственный выбор перспективных социально-профессиональных целей и культуросберегающих моделей социального развития, освоение технологий (механизмов) их реализации для овладения профессией.[24]

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив  школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность  - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и  индивидуальный подход к учащимся  в зависимости от возраста  и уровня сформированности их  интересов, от различий в ценностных  ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание  массовых, групповых и индивидуальных  форм профориентационной работы  с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи,  профессиональных учебных заведений,  центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных  молодежных организаций.

5) Связь профориентации  с жизнью (органическое единство  потребностями общества в кадрах).

Приведение российского  стандарта к положениям Болонской  конвенции связано с введением  новых стандартов образования. Выполнение требований общеевропейского стандарта позволяет создать единый рынок занятости, а дает определенную перспективу российским кадрам на западном рынке, возможность перейти из российского учебного учреждения образования в европейское, продолжить образование в западном вузе и европейцам в российских вузах. Такое образование конечно перспективно. Но необходимо учитывать существующую систему образования в стране и консерватизм и несовременность европейского образования, где выпускники наших вузов, заполняют ниши, образованные несовершенством западной системы образования. Для России новые стандарты образования необходимы. [24]

Выводы по второй главе:

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что в  развитых странах уделяется большое  внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать  себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности  и мобильности. В контексте организации  предпрофильной подготовки является интересным обучение учащихся оцениванию себя в  контексте требований рынка труда  и самостоятельному выстраиванию карьеры, активные формы и методы обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик. 
 
В процессе исследования мы определили основные подходы к профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательном учреждении:

деятельностный подход провозглашает  следующее: личность человека

 формируется и проявляется  в профессиональной деятельности;

государственно-управленческий подход — система государственных  мероприятий, направленных на рациональное использование и pacстановку кадров в соответствии с приоритетами государства;

социально-экономический  подход предполагает учёт основных условий в выборе профессии: мотивационно-потребностной сферы личности, способностей и профессионально важных качеств человека, потребностей народного хозяйства в специалистах определённого профиля;

личностно ориентированный  подход предполагает создание условий  для самореализации в профессиональной деятельности, формирование индивидуального  стиля деятельности;

субъект/объектный подход — человек как субъект или  как объект профессиональной ориентации, профессиональной деятельности;

психологический подход предполагает выявление закономерностей и  факторов развития профессионального  самоопределения личности;

развивающий подход предполагает определение и развитие индивидуальных способностей и творческой направленности личности;

профессиографический подход — выявление, развитие и формирование профессионально важных качеств  личности;

социально-педагогический —  создание условий формирования целенаправленной деятельности субъектов по претворению в жизнь согласованных государственных, социально-экономических и личностных потребностей в профессиональной сфере. Использование подхода в профориентационной работе обеспечивает осмысление и ответственный выбор перспективных социально-профессиональных целей и культуросберегающих моделей социального развития, освоение технологий (механизмов) их реализации для овладения профессией.

 

                                                     Заключение

Переход к новым социально-экономическим  отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе  общества, пересмотр требований к  нему как к профессиональному  работнику. В частности на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные  решения и т.д.

Проанализировав теоретические  аспекты социально – педагогической деятельности по проблеме профессиональное самоопределение старшеклассников, позволило сделать следующие  выводы:

Профессиональное самоопределение  многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать  под разными углами зрения: как  серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью  и которые это личность должна последовательно разрешить в  течение определенного промежутка времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых  личность в раннем юношеском возрасте формирует баланс между своими интересами и запросами общества; как процесс  формирования индивидуального стиля  жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Информация о работе Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников