Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.
Профессиональная ориентация
в школе - это система учебно-
В школе профориентационная работа проводится
под руководством заместителя директора
по воспитательной работе, классными руководителями,
школьным психологом, социальным педагогом,
библиотекарем, медицинским работником,
учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации
учащихся:
- сформировать положительное отношение
к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной
деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые
профессией, с индивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности
и способности, (сформировать потребность
в осознании и оценке качеств и возможностей
своей личности)
Основными направлениями профориентационной
работе в школе являются
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает
в себя сведения о мире профессий, личностных
и профессионально важных качествах человека,
существенных для самоопределения, о системе
учебных заведений и путях получения профессии,
о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает
в себя формирование склонностей и профессиональных
интересов школьников. Сущность педагогической
работы по профессиональному воспитанию
заключается в том, чтобы побуждать учащихся
к участию в разнообразных формах учебной
и внеклассной работы, общественно-полезному
и производственному труду, к активной
пробе сил. Это позволяет на практическом
опыте узнать и определить свои склонности
и способности. Склонность развивается
в процессе деятельности, а профессиональные
знания успешно накапливаются при наличии
профессиональных интересов. Важно, чтобы
школьник пробовал себя в самых различных
видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение
личности учащегося и на этой основе выдача
профессиональных рекомендаций. Профессиональная
консультация чаще всего носит индивидуальный
характер.[24]
Классный руководитель может
использовать такие методы работы как
наблюдение за деятельностью и развитием
учащихся, изучение результатов их
учебной и внеучебной деятельности,
анкетирование, составление психолого-
Изучение учащихся в целях профориентации
(предварительная профдиагностика), составляет
один из важнейших составных компонентов
профориентации школьников. На этом этапе
следует изучить характерные особенности
личности: ценностные ориентации, интересы,
потребности, склонности, способности,
профессиональную направленность, профессиональные
намерения, мотивы выбора профессии, черты
характера, темперамент, состояние здоровья.
Ценностные ориентации можно определить
как направленность личности на усвоение
(создание) общественных ценностей в соответствии
с конкретными потребностями. Исходя из
этого определения, ключ к пониманию понятия
"ценностные ориентации" следует
искать в системе взаимоотношений между
потребностями личности и общественными
ценностями.
Удовлетворение таких потребностей, как
потребность в профессиональном самоопределении
или самоутверждении, происходит в процессе
практической деятельности человека,
причем только в том случае, если выбранная
профессия, как принято говорить, по душе.
Потребности всегда отражают возможности
их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных
ориентациях личности можно определить
следующим образом: потребности активизируют
соответствующие возможности человека,
направляют его деятельность в нужном
направлении. А реализуются все эти потребности
через конкретные объективные ценности.
Главную роль в выборе ценностей имеют
мотивы, которые, в свою очередь, зависят
от интересов и потребностей личности,
целей этой личности.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет
узнать, что именно побудило человека
избрать данный вид труда и насколько
четкие, аргументированные мотивы выбора.
Это в свою очередь, дает возможность выяснить
отношение личности к объективным ценностям.
Предварительная профдиагностика предполагает
выявление таких качеств человека, как
склонности. Склонности - это побуждения,
имеющие в своей основе активное, созидательное
отношение к объекту.
Как правило, на занятия, к которым учащийся
более склонен, он тратит больше времени
и к тому же трудиться с желанием. Если
человек при этом добивается еще и определенных
результатов в этой деятельности (учебной
или трудовой), то можно говорить о способностях
к данной деятельности. Основным показателем
способности следует считать легкость
усвоения новых знаний и быстроту совершенствования
умений, достижение высоких результатов
деятельности.По отношению к знаниям,
умениям и навыкам способности человека
выступают как некоторая возможность.
Будут ли приобретены человеком эти знания,
умения и навыки зависит от множества
условий, например, от окружения, от того,
как его будут обучать, как будет организована
его трудовая деятельность и т. д
Что конкретно делается в школе по профориентации
учащихся?
- формирование положительного
отношения учащихся к труду;
- осуществление профессионального информирования
школьников (о профессиях, о рынке труда,
об учреждениях, где можно получить специальность);
-изучение профессиональных планов школьников
выпускных классов;
- выявление структуры интересов и склонностей
учащихся;
- проведение профконсультаций школьников;
- осуществление психофизиологической
диагностики способностей;
- выявление отклонений в состоянии здоровья
учащихся и определение профпригодности
по медицинским показаниям;
- проведение работы с родителями о выборе
профессии их детьми;
- проведение экскурсий на предприятия,
в организации.[8]
Введенная в школах система
профильного обучения поставила
перед педагогами и руководителями
образования задачу совмещения профориентационной
работы с предметным обучением. Успешное
ее решение позволяет преодолеть
такую слабость современной школы,
как рассогласование знаний по отдельным
образовательным дисциплинам и
оторванность этих знаний от реальной
жизни и от ученика.
Предпрофильная подготовка и профильное
обучение дают возможность сконцентрировать
педагогическую деятельность на личности
школьника в период перехода из ученичества
во взрослость.
Переход школ страны на профильное обучение
связан с интенсивным повышением квалификации
учителей, с пересмотром опыта профориентационной
работы и ее обновлением. Следует отметить,
что прежние достижения в профессиональной
ориентации школьников могут быть успешно
перенесены в практику профильного обучения
при создании и реализации курсов по выбору.
Во-первых, профильное обучение, как в
недавнем прошлом школьная профориентация,
содействует процессу самоопределения
старшеклассников в плане построения
долгосрочных жизненных планов, помогает
им в их взрослении, в выборе и освоении
основ знаний по профессии.
Во-вторых, профильное обучение, откликаясь
на потребности и склонности учащихся,
корректирует направленность их интересов,
ориентирует молодых людей на максимальное
познание своих способностей, возможностей,
ресурсов, а также потенциалов и ограничений
их развития и применения.
В-третьих, профильное обучение стимулирует
активность молодых людей в плане ориентации
на рынке труда с учетом изменения спроса
на специалистов различного профиля и
прогноза их конкуренции за рабочие места.
В-четвертых, профильное обучение, как
и профессиональная ориентация, является
экономически выгодным вложением государственных
финансовых средств в образование ипрофильную
квалификацию граждан.[16]
Таким образом, предпрофильное и профильное
обучение в старших классах представляет
собой систему
Модель профильного обучения основывается
на сочетании базовых общеобразовательных,
профильных и элективных курсов.
Особую трудность на этапе внедрения профильного
обучения представляет разработка элективных
курсов. Они призваны выполнять две важнейшие
функции.
Первая состоит в том, чтобы поддерживать
содержательное изучение основных предметов
на заданном профилем высоком уровне,
углублять и усиливать прикладной аспект
школьных знаний.
Вторая функция элективных курсов носит
ярко выраженную профориентационную направленность.
На этом построена почти вся система предпрофильной
подготовки школьников.[29]
В процессе исследования мы определили
основные подходы к профессиональной
ориентации учащихся в общеобразовательном
учреждении:
деятельностный подход провозглашает следующее: личность человека
формируется и проявляется
в профессиональной
государственно-управленческий подход — система государственных мероприятий, направленных на рациональное использование и pacстановку кадров в соответствии с приоритетами государства;
социально-экономический подход предполагает учёт основных условий в выборе профессии: мотивационно-потребностной сферы личности, способностей и профессионально важных качеств человека, потребностей народного хозяйства в специалистах определённого профиля;
личностно ориентированный подход предполагает создание условий для самореализации в профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности;
субъект/объектный подход — человек как субъект или как объект профессиональной ориентации, профессиональной деятельности;
психологический подход предполагает выявление закономерностей и факторов развития профессионального самоопределения личности;
развивающий подход предполагает определение и развитие индивидуальных способностей и творческой направленности личности;
профессиографический подход — выявление, развитие и формирование профессионально важных качеств личности;
социально-педагогический — создание условий формирования целенаправленной деятельности субъектов по претворению в жизнь согласованных государственных, социально-экономических и личностных потребностей в профессиональной сфере. Использование подхода в
профориентационной работе обеспечивает осмысление и ответственный выбор перспективных социально-профессиональных целей и культуросберегающих моделей социального развития, освоение технологий (механизмов) их реализации для овладения профессией.[24]
Важно помнить, что профориентационная
работа в школе приносит пользу только
тогда, когда к профориентационной
работе привлечён весь коллектив
школы, и когда соблюдаются следующие
1) Систематичность и
2) Дифференцированный и
индивидуальный подход к
3) Оптимальное сочетание
массовых, групповых и индивидуальных
форм профориентационной
4) Взаимосвязь школы, семьи,
профессиональных учебных
5) Связь профориентации
с жизнью (органическое единство
потребностями общества в
Приведение российского стандарта к положениям Болонской конвенции связано с введением новых стандартов образования. Выполнение требований общеевропейского стандарта позволяет создать единый рынок занятости, а дает определенную перспективу российским кадрам на западном рынке, возможность перейти из российского учебного учреждения образования в европейское, продолжить образование в западном вузе и европейцам в российских вузах. Такое образование конечно перспективно. Но необходимо учитывать существующую систему образования в стране и консерватизм и несовременность европейского образования, где выпускники наших вузов, заполняют ниши, образованные несовершенством западной системы образования. Для России новые стандарты образования необходимы. [24]
Выводы по второй главе:
Исходя из вышеизложенного
можно сделать вывод, что в
развитых странах уделяется большое
внимание профессиональной ориентации
учащихся, наряду с помощью в выборе
профессии приоритетным является формирование
самостоятельности, умения оценивать
себя в контексте рынка труда,
стремления к профессиональной конкурентоспособности
и мобильности. В контексте организации
предпрофильной подготовки является интересным
обучение учащихся оцениванию себя в
контексте требований рынка труда
и самостоятельному выстраиванию карьеры,
активные формы и методы обучения,
организация профессиональных проб
и трудовых практик.
В процессе исследования мы определили
основные подходы к профессиональной
ориентации учащихся в общеобразовательном
учреждении:
деятельностный подход провозглашает следующее: личность человека
формируется и проявляется
в профессиональной
государственно-управленческий подход — система государственных мероприятий, направленных на рациональное использование и pacстановку кадров в соответствии с приоритетами государства;
социально-экономический подход предполагает учёт основных условий в выборе профессии: мотивационно-потребностной сферы личности, способностей и профессионально важных качеств человека, потребностей народного хозяйства в специалистах определённого профиля;
личностно ориентированный подход предполагает создание условий для самореализации в профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности;
субъект/объектный подход — человек как субъект или как объект профессиональной ориентации, профессиональной деятельности;
психологический подход предполагает выявление закономерностей и факторов развития профессионального самоопределения личности;
развивающий подход предполагает определение и развитие индивидуальных способностей и творческой направленности личности;
профессиографический подход — выявление, развитие и формирование профессионально важных качеств личности;
социально-педагогический — создание условий формирования целенаправленной деятельности субъектов по претворению в жизнь согласованных государственных, социально-экономических и личностных потребностей в профессиональной сфере. Использование подхода в профориентационной работе обеспечивает осмысление и ответственный выбор перспективных социально-профессиональных целей и культуросберегающих моделей социального развития, освоение технологий (механизмов) их реализации для овладения профессией.
Переход к новым социально-
Проанализировав теоретические
аспекты социально –
Профессиональное