Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.
Создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах - множество пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР эту работу курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации).
На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили).
В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии».
Наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).
В итоге в 1986 г.
была создана реальная
В период 1990-х гг. школьная
профориентация была почти
В связи с переходом
на рыночную экономику государство
отказалось от планирования и гарантий
в сфере образования и
В 1991 г. вышел ФЗ
«О занятости населения в
Услуги осуществляются в форме
индивидуальных профконсультаций, психологического
тестирования и групповых занятий.[7]
Научно-исследовательская
Выводы по первой главе:
Таким образом, устоявшимся определением профессиональной ориентации в педагогике и психологии является следующее: профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, семьи по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, возможностями и потребностями общества, рынка труда в специалистах разного уровня квалификации.
Сущность профессионального самоопределения определяется как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Анализ основных нормативных
документов показал, что в
Научно-исследовательская
работа по профессиональному
Глава2 Возможности школы в профессиональном самоопределении старшеклассников : зарубежный и отечественный опыт.
§2.1 Анализ зарубежного
опыта профориентационной деятельности.
Термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие карьеры». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.
Во Франции профессиональная
ориентация характеризуется жестким
законодательным
Задача профориентации в Великобритании
– помочь учащимся не только выбрать профессию,
но и научить их оценивать себя в контексте
требований рынка труда. В стране уделяют
большое внимание повышению самостоятельности
учащихся при выборе профессии. Особенностью
является проведение диалоговых консультаций,
использование психологических тренингов.
Большое значение придаётся приобретению
учащимися практического опыта в той или
иной профессии. Акцент делается на активных
формах и методах обучения, с этой целью
вводятся имитационные программы, трудовая
практика. Они разработаныс учётом специфики
британского рынка труда и воспроизводят
различные социальные и трудовые ситуации:
планирование трудового дня, выработку
собственного стиля трудовой деятельности,
поведение в ситуации потери работы, определение
баланса между семейной и трудовой жизнью.
Особо следует отметить практику создания
мини-предприятий в образовательных учреждениях.
Учащиеся принимают активное участие
в этой работе. Они определяют вид производимой
продукции или оказываемых услуг, проводят
маркетинг, осуществляют продажи. Такая
деятельность помогает им развить свои
интересы и склонности; приобрести предпринимательские
навыки в малом бизнесе; научиться полагаться
на себя и проявлять инициативность и
ответственность в разнообразных жизненных
и трудовых ситуациях. [20]
В Германии профориентационная
работа с учащимися ведется путем
проведения опросов, тестов, консультаций,
совместных мероприятий с организациями
родителей. Особенностью организации
профориентационной работы в стране
состоит в том, что каждый ребенок
заполняет Рабочую тетрадь, где
дается общая информация о семье,
личных интересах, склонностях, профессиональных
намерениях, предварительном выборе
профессии. Рабочая тетрадь вместе
с дополнительными данными об
успеваемости, результатами освидетельствований
и итогами тестирования служит основой
для профконсультаций. В случае необходимости
профконсультант может
В Соединенных Штатах Америки
профориентация как самостоятельная
научно-практическая система начала
складываться в начале прошлого века.
Здесь возникло и получило развитие
несколько теорий профессиональной
ориентации: 1) теория случайности или
случайного выбора; 2) концепция внутреннего
импульса Э.Джоуна; 3)концепции свободного
развития Э. Гинзберга, Д.Сьюпера, Дж.Холланда;
социологические концепции
В настоящее время главным национальным
богатством страны провозглашаются высококвалифицированные,
обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми
людьми ставятся задачи в плане поддержания
собственной конкурентоспособности и
мобильности в трудоустройстве на протяжении
всей жизни. Новые требования к профессиональному
развитию подрастающего поколения провели
к переосмыслению профориентации в стране,
которая должна способствовать умению
самостоятельно “выстраивать” профессиональную
карьеру, принимая ответственные решения
в течение всей трудовой жизни.
Важной формой познания “мира
профессий” для учащихся являются
самостоятельные занятия в
Организация профориентационной
работы в Японии в значительной степени
обусловлена особенностями
Для контроля за формированием готовности
подростков выбирать профессиональный
путь и за подготовкой к профессии С.Фукуяма
разработал тест, позволяющий количественно
оценить эту способность школьников. Данный
тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест).[34]
Автор выделяет три
основных фактора осознанного
выбора профессии: самоанализ, анализ
профессий, профессиональные
Исходя из вышеизложенного
можно сделать вывод, что в
развитых странахуделяется большое
внимание профессиональной ориентации
учащихся, наряду с помощью в выборе
профессии приоритетным является формирование
самостоятельности, умения оценивать
себя в контексте рынка труда,
стремления к профессиональной конкурентоспособности
и мобильности. В контексте организации
предпрофильной подготовки является интересным
обучение учащихся оцениванию себя в
контексте требований рынка труда
и самостоятельному выстраиванию карьеры,
активные формы и методы обучения,
организация профессиональных проб
и трудовых практик.
2.2 Содержание
и формы профориентационной