Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Определить понятия «профориентация», «профессиональное самоопределение» .
2.Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профориентационной деятельности.
3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательном учреждении.

Файлы: 1 файл

версияот 26 июня для печатиd.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

Создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах - множество  пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР эту работу курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации).

На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в СССР практических психологов в массовом порядке еще  не готовили).

В школах ввели курс «Основы  производства. Выбор профессии».

Наметился переход к более  качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).    

 В итоге в 1986 г.  была создана реальная государственная  служба профориентации молодежи  с перспективой дальнейшего совершенствования.  Специалисты Ленинградского городского  центра профориентации молодежи  под научным руководством сотрудников  факультета психологии Ленинградского  университета не только непосредственно  занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы  в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации  стал главной экспериментальной  и учебной базой профориентационного  направления в стране. В нем  учились и повышали квалификацию  многие психологи - профконсультанты, работающие впоследствии по всей  стране.Таким образом, явный рост  свободы в обществе вызвал  резкое возрождение и развитие  школьной профориентации.    

 В период 1990-х гг. школьная  профориентация была почти разрушена,  что усугублялось неясностью  с ее подчинением: Минобразования  РФ от профориентации фактически  отказался, а в Минтруде РФ  и в подчиненных ему службах  занятости населения «работа  с молодежью» обозначалась как  «дополнительная услуга». Резко  сократилось финансирование школы  и особенно профориентации.

В связи с переходом  на рыночную экономику государство  отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства  своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства  сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической  поддержке взрослых людей, которые  потеряли работу и не могли найти  себе новое рабочее место по имеющейся  специальности. Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено  до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договоры с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счет службы занятости, учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы.[31]    

 В 1991 г. вышел ФЗ  «О занятости населения в Российской  Федерации», услуги службы занятости по профориентации граждан включают в себя: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональную диагностику, отбор на профессиональное обучение, психологическую поддержку.  
Услуги осуществляются в форме индивидуальных профконсультаций, психологического тестирования и групповых занятий.[7]

Научно-исследовательская работа по профессиональному самоопределению  в России ведется с конца 20 века и продолжается,так как в современной  изменяющейся социокультурной ситуации развития общества вновь актуальна  проблема профессиональной ориентации учащихся. Это обусловлено характером требований, предъявляемым сегодня  к специалисту, среди которых  особое место занимают способность  к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособность  и умение взаимодействовать.

 

Выводы по  первой главе:

Таким образом, устоявшимся  определением профессиональной ориентации в педагогике и психологии является следующее: профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, семьи по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, возможностями и потребностями общества, рынка труда в специалистах разного уровня квалификации.

Сущность профессионального самоопределения  определяется как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

 Анализ основных нормативных  документов показал, что в области   профориентации населения России  политика государства в настоящее  время направлена на повышение  эффективности использования профес-сионального,  интеллектуального и творческого  потенциала общества; создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для свободного  социально-профессионального самоопределения  человека; развитие профориентационных  услуг для различных социальных  групп населения.

Научно-исследовательская  работа по профессиональному самоопределению  в России ведется с конца 20 века и продолжается,так как в современной  изменяющейся социокультурной ситуации развития общества вновь актуальна  проблема профессиональной ориентации учащихся. Это обусловлено характером требований, предъявляемым сегодня  к специалисту, среди которых  особое место занимают способность  к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособность  и умение взаимодействовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2 Возможности  школы в профессиональном самоопределении  старшеклассников  :  зарубежный и отечественный опыт.

§2.1 Анализ зарубежного  опыта  профориентационной  деятельности.                                        

Термина «профессиональная  ориентация» в буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие карьеры». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.

Во Франции профессиональная ориентация характеризуется жестким  законодательным регулированием. Она  осуществляется через процедуру  проведения в каждом учебном заведении  собеседования представителей данного  учебного заведения с родителями и учащимися. Французские учёные считают важнейшей особенностью профориентации педагогическую направленность, которая обеспечивает способность  делать выбор, включая умение учитывать  объективные и субъективные факторы, влияющие на него. Только такой выбор  может обеспечить молодым людям  самостоятельность в экономической, социальной и личной жизни. Другой важной чертой концепции профориентации во Франции является информационная направленность. Значительное внимание уделяется изучению влияния на выбор профессии полученной информации и субъективно-личностных особенностей её восприятия. [19] 
Задача профориентации в Великобритании – помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности учащихся при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придаётся приобретению учащимися практического опыта в той или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения, с этой целью вводятся имитационные программы, трудовая практика. Они разработаныс учётом специфики британского рынка труда и воспроизводят различные социальные и трудовые ситуации: планирование трудового дня, выработку собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью.  
Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях. Учащиеся принимают активное участие в этой работе. Они определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях. [20]

В Германии профориентационная работа с учащимися ведется путем  проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями  родителей. Особенностью организации  профориентационной работы в стране состоит в том, что каждый ребенок  заполняет Рабочую тетрадь, где  дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований  и итогами тестирования служит основой  для профконсультаций. В случае необходимости  профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической  служб, располагающих необходимыми специалистами.[ 9]

В Соединенных Штатах Америки  профориентация как самостоятельная  научно-практическая система начала складываться в начале прошлого века. Здесь возникло и получило развитие несколько теорий профессиональной ориентации: 1) теория случайности или  случайного выбора; 2) концепция внутреннего  импульса Э.Джоуна; 3)концепции свободного развития Э. Гинзберга, Д.Сьюпера, Дж.Холланда; социологические концепции профессиональной ориентации А.Лоуренса, М.И.Томаса и  других. 
В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми людьми ставятся задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения провели к переосмыслению профориентации в стране, которая должна способствовать умению самостоятельно “выстраивать” профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Важной формой познания “мира  профессий” для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (“центрах выбора”). Это особый тип  учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о 4 тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.[21]

Организация профориентационной работы в Японии в значительной степени  обусловлена особенностями системы  образования, одна из главных целей  образования которой — подготовка к карьере: вооружение учащихся основными  знаниями о профессиях, развитие у  них профессиональных навыков и  усиление способности выбирать будущие  курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам. 
Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии С.Фукуяма разработал тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест).[34]

 Автор выделяет три  основных фактора осознанного  выбора профессии: самоанализ, анализ  профессий, профессиональные пробы.  Чтобы выявить свои возможности,  учащиеся подвергают анализу  свой характер, умения, навыки, интеллектуальные  способности и физическую силу. Самоанализ осуществляется в  сочетании  с наблюдением, изучением и оценкой экспертов-взрослых – педагогов, психологов, родителей – для своевременной коррекции самооценки. Анализ профессий состоит в изучении возможных родов занятий. Профессиональные пробы позволяют приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли её характер его способностям и умениям. Реализация этого подхода предполагает самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на учащегося. Каждый год японские подростки по выбору участвуют в разных видах работ из 16 фиксированных областей труда. К ним относятся: растениеводство; животноводство; рыбоводство; изготовление вещей двух типов: а) приближающихся к сфере промышленного производства и б) к сфере обслуживания и ремеслу; работа с механизмами ; канцелярская работа; бизнес; обеспечение контактов с людьми; заготовка продуктов питания; проектные и чертежные работы; приготовление пищи; уход за людьми; публичные выступления; спортивные занятия; исследовательская работа. Выделенные группы отражают рынок труда в Японии. В них представлены все виды деятельности: взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами, художественными образами. В течение трёх лет учащиеся получают возможность иметь 48 профессиональных проб. Полученный ими профессиональный опыт фиксируется в F-тесте. Экспериментальные профессиональные пробы позволяют ребёнку определить уровень собственной готовности к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений.[34]

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что в  развитых странахуделяется большое  внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать  себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности  и мобильности. В контексте организации  предпрофильной подготовки является интересным обучение учащихся оцениванию себя в  контексте требований рынка труда  и самостоятельному выстраиванию карьеры, активные формы и методы обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик. 

2.2 Содержание  и формы профориентационной работы  в условиях современной отечественной  школы.

Информация о работе Социально-педагогические условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников