Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………………………….6
1.1Особенности развития речи старших дошкольников……………………..6
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста …………………………………..13
2.Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора………………………………………………………………….16
2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка……………………………………………………………………………16
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи
детей с использованием малых форм фольклора………………………….27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..33

Файлы: 1 файл

курсовая развитие речи.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

Если даже без специального обучения у старших дошкольников возникает  умение выделять отдельные звуки  в словах, то при специально организованном обучении дети относительно легко овладевают звуковым анализом слов[37, с.202].

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством  общения и познания, но и предметом  сознательного изучения. Этот новый  период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

    1. Звуковая культура речи.
  • Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.
  • Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.
  • У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.
  • Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
  • Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.
  • У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить гласные звуки, и некоторые согласные.
  • Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.
    1. Грамматический строй речи.
  • Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием.
  • В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.
  • Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.
  • Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
  • У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
  • В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
    1. Лексическая сторона речи.
  • К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы.
  • Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
    1. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
  • Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
  • Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы.
  • Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
  • Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.
  • В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
  • Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
  • В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Таким образом, мы выяснили особенности  развития речи детей старшего дошкольного  возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи. Далее  считаем необходимым выяснить, насколько  целесообразно использование малых  форм фольклора для развития речи детей и, прежде всего, каковы же особенности  понимания малых форм фольклора  старшими дошкольниками, с какими трудностями  мы можем столкнуться.

 

 

 

 

1.2 Влияние малых форм фольклора  на развитие

речи детей старшего дошкольного  возраста.

 

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся  и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение  народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного  творчества, в художественных образах  зафиксировали опыт прожитой жизни  во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы  и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и  чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески  использовать слово, умение образно  описать предмет, дать ему яркую  характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок  также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для  создания в загадке метафорического  образа различных средств выразительности  способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей  за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить  звуковой и грамматический строй  русской речи, заставляя сосредоточиться  на языковой форме и анализировать  ее, что подтверждается в исследованиях  Ф.А. Сохина [26, с.187].

Разгадывание загадок развивает  способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко  выделить наиболее характерные, выразительные  признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический  взгляд на действительность" [3, с.79].

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают  в себе могучую силу, позволяющую  развивать речь детей дошкольного  возраста. Колыбельные песни обогащают  словарь детей за счет того, что  содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о  тех предметах, которые близки опыту  людей и привлекают своим внешним  видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных  способствует освоению грамматического  строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них  создаются хорошо знакомые детям  образы.

Колыбельная, как форма народного  поэтического творчества, содержит в  себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация  наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни  позволяют запоминать слова и  формы слов, словосочетания, осваивать  лексическую сторону речи.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что  у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [6, с.45]. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности  речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти  в народной педагогике. Например, так  с помощью малых форм фольклора  дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет  звучать естественно и выразительно.

Созданный народом язык изобилует  образными разговорными формами, выразительной  лексикой. Это богатство родного  языка может быть донесено до детей  и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

По словам А.П. Усовой "словесное  русское народное творчество заключает  в себе поэтические ценности" [32, с.54]. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

 

 

2. Содержание и методика развития  речи детей с использованием  малых      форм фольклора.

 

2.1 Методика использования малых  форм фольклора

в речевом развитии ребенка.

 

В предыдущей главе были рассмотрены  теории развития речи, в том числе  с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МДОБУ №16 "Радуга" города Шимановск Амурской области. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их использования в развитии речевых умений у дошкольников, мы проанализировали ситуацию в группе. Нас интересовало, какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора. Для этой цели выбрали методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [34, с.71].

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей  дошкольного возраста работу над  словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых  задач.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова  О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику (Приложение 1,2).

В эксперименте приняли участие  десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной  группы.

Результаты диагностики показали в Таблице 1(Приложение 3), где высокий  уровень – 3 балла за ответ, средний  уровень – 2 балла, низкий уровень  – 1 балл.

Данные таблицы свидетельствуют  о примерной равноценности состава  групп. В контрольной и экспериментальной  группах соотношение между детьми по уровню речевого развития детей  составило примерно одинаково. Для детей обеих групп оказались очень сложными 2, 4, 5 и 10 задания, которые выполнены на низком уровне.

Дети знают много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами  мало знакомы. Путают между собой  пословицы, поговорки и поддевки. Очень мало детей, которые могут  объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают  колыбельных песен. На вопрос, "какие  колыбельные песни ты знаешь", поют любые песни, называя их "ласковыми", либо "Спят усталые игрушки…". Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами  фольклора.

Дети допускали ошибки в образовании  разных грамматических форм ("бежу" к маме), у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи.

Информация о работе Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора