Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………………………….6
1.1Особенности развития речи старших дошкольников……………………..6
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста …………………………………..13
2.Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора………………………………………………………………….16
2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка……………………………………………………………………………16
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи
детей с использованием малых форм фольклора………………………….27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..33

Файлы: 1 файл

курсовая развитие речи.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)
  • точно названные признаки: посреди поля, голубое, зеленая;
  • расшифрованные признаки: загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается (зеркало); загаданное прозрачно (стекло); загаданное со всех сторон окружено зеленым (рама зеленая).

Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков детям легче сделать  нужный вывод о том, что на зеленом  поле находится голубое озеро  или пруд.

Мы выделили несколько видов  деятельности детей в дидактических  играх с загадками: загадывание  загадок; отгадывание загадок; доказательство правильности отгадок; сравнение загадок  об одном и том же; сравнение  загадок о разном.  Мы в своей работе использовали все виды (Приложение 6), следуя следующим условиям:

  • до сравнения загадки целенаправленно отгаданы детьми;
  • дошкольники наблюдали загаданное в сравниваемых загадках;
  • дети хорошо запомнили содержание загадок и могут повторить их перед сравнением;
  • дети обладают достаточными знаниями о загаданном в сравниваемых загадках;
  • одновременно сравнивается не более двух загадок;
  • воспитатель четко объясняет, что именно нужно сравнивать в загадках;
  • дошкольники знают, на какие вопросы нужно ответить при сравнении загадок.

Таким образом, используя вышеперечисленные  методы и приемы, мы убедились, что  остроумная и занимательная форма  загадки позволяет обучать рассуждению  и доказательству легко и непринужденно. У детей появился живой интерес, они смогли самостоятельно анализировать  текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения  задачи.

Для развития у детей навыков  описательной речи мы проводили анализ языка загадки. После того как  дети отгадали загадку, мы спрашивали: "Нравится ли загадка? Что в ней  особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся  непонятными? Похоже, ли, удачно ли обрисован  предмет в загадке? Какими словами  обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?"  А также выясняли, как понимают дети то, или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.

Структура загадки требует специфических  языковых средств, поэтому мы обращали внимание и на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как  кончается? О чем в ней спрашивается?" Эти вопросы развивали  у детей  чуткость к языку, помогали замечать выразительные средства в загадках, развивали речь ребенка. Дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный  образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора  мы применяли их в режимных моментах с целью создания благоприятной  речевой среды, так как это  одно из условий речевого развития детей. В первую очередь, отобрав  доступные детям по содержанию и  языку, для этой цели мы использовали пословицы и поговорки.

Из множества русских пословиц и поговорок мы выбрали те, которые  могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать  их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учились понимать значение пословиц, ясно формулировали свои мысли.

Важно, чтобы пословицы или поговорки  произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизировало речь ребенка, способствовало развитию умения ясно формулировало свои мысли, помогало лучше понять правила житейской мудрости.

Для всестороннего развития детей  особое значение приобретают игры –  забавы с использованием фольклора. Мы старались вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы  дать возможность проявить речевую  активность. Например, дидактическая  игра "Узнай потешку" (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогали закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. Итак, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

2.2 Анализ опытно – экспериментальной  работы по развитию речи детей  с использованием малых форм  фольклора.

Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались  его придерживаться и организовали календарно-обрядовые праздники: "Кузьма и Демьян", "Осенины", "Рождество", "Масленица". Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:

    1. "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…" (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);
    2. "Русские потешки";
    3. "В гости к хозяюшке" (знакомство с загадками);
    4. "Счастливая зыбка";
    5. "Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай" и другие.

На занятиях по развитию речи широко применяли скороговорки ("Рассказывание по скороговоркам"), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяли использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носили интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовали пословицу: "Делу – время, потехе - час", настраивающей детей на последующую работу.

Так, на занятии "Счастливая зыбка" знакомили с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось вспомнить ту кроватку, в которой  каждый из них спит. Затем начинали рассказ о том, что давным-давно  у детей тоже были свои кроватки, но они очень отличались от современных и даже назывались по-другому: колыбелька, зыбка, люлька. Рассказ сопровождали показом иллюстраций с изображением детских кроваток. Объясняли, почему они так назывались. Потом говорили о том, что в этих кроватках не просто качали малышей, а напевали им песню. Детям предлагали подумать и сказать, как называется песня, которая исполнялась ребенку перед сном. Правильные ответы поощрялись. Затем дали сами определение колыбельной песни, пытаясь вызвать интерес к ней. После рассказа предложили послушать колыбельную и самим исполнить любимые из них. Это занятие вызвало положительный эмоциональный отклик на эти песни, желание еще раз их услышать и запомнить. В дальнейшем в колыбельных песнях мы использовали образы, хорошо знакомые детям (образ кота) при обучении детей образованию однокоренных слов.

В течение недели детям исполнялись  две-три песни, которые детьми хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые им. Но о колыбельных песнях, прекрасно  знакомых детям, не забывали, а исполняли  в сочетании с новыми. Надо отметить, что интерес детей к колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях. Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей работе, а также других малых форм фольклора (Приложение 7).

Кроме того, мы провели консультацию с родителями на тему "Баю-баюшки-баю…" (Приложение 8). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.

Итак, малые формы фольклора  в воспитательно-образовательной  работе с детьми использовались в  интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  • в-третьих, активного включения детей;
  • в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности  используемой нами методики, мы вновь  провели диагностику речевых  умений по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3(Приложение 9).

Сравнительный анализ обеих групп  показал, что у детей экспериментальной  группы в ходе эксперимента значительно  повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную  группу. Так, в экспериментальной  группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл, средний  балл – семеро детей, детей с низкой оценкой – трое. В контрольной  группе также можно наблюдать  небольшой прогресс. Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5(Приложение 11).

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а лень портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот  трудится, того уважают; "За труд ему платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май - холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".

Также много называли других малых  форм фольклора, смогли составить небольшие  рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так и откликнется" Ваня Ч. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас, же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы увидели, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.

Анализ результатов экспериментальной  группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности  разработанного нами комплекса методов и приемов (Диаграмма 2) (Приложение 10). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
  • у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

  • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
  • будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
  • малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи, подтвердилась.

Заключение.

 

Наша  работа была ориентирована на выявление  оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В  связи с поставленной целью в  первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Во второй главе рассмотрены известные  методики работы по использованию малых  форм фольклора, приемы и формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Анализ теоретических  положений и методических выводов  позволил представить результаты опытно-экспериментальной  работы, проведенной на базе дошкольного  учреждения "Радуга" города Шимановск  Амурской области, по использованию  малых форм фольклора в процессе развития детской речи. Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты.

Информация о работе Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора