В процессе работы были замечены
такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной
работе с детьми использовались в
интегрированной форме, как на занятиях,
так и в процессе самостоятельной
деятельности.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной
работы, можно прийти к выводу, что
наша гипотеза о том, что уровень речевого
развития детей старшего дошкольного
возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора
будут отобраны адекватно возрасту детей
для обучения и развития речи, подтвердилась.
Если организована систематическая
работа старшим дошкольникам, малые
формы фольклора доступны их пониманию
и осознанию. Использование малых
форм фольклора в развитии речи детей
осуществляется совокупностью разнообразных
средств и форм воздействия на
них. Таким образом, использование
малых форм фольклора в речевом
развитии детей вполне оправдывает
себя.
Библиография.
- Алексеева М.М.,
Яшина В.И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников.
–М.: Академия, 2000. –400с.
- Алексеева М.М.,
Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.
–М.: Академия, 1999. –159с.
- Аникин В.П. Русские
народные пословицы, поговорки, загадки,
детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 2004. –240с.
- Аполлонова Н.А.
Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
- Бородич А.М. Методика
развития речи детей. -М.: Просвещение,
1998. –255с.
- Бухвостова С.С.
Формирование выразительной речи у детей
старшего дошкольного возраста. –Курск:
Академия Холдинг, 1997. –178с.
- Венгер Л.А., Мухина
В.С. Психология. –М.: Просвещение, 2001. –328с.
- Воспитание детей
в старшей группе детского сада /Сост.:
Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
- Давыдова О.И., Федоренко
В.И. Колыбельные песни как специфический
защитный механизм этноса //Психолого-педагогические
проблемы современного образования //Сборник
научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001.
–С.128-133.
- Даль В.И. Пословицы
и поговорки. Напутное // Русское народное
поэтическое творчество. Хрестоматия
по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов.
–М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
- Детская психология
/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.
–Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
- Дневник воспитателя:
развитие детей дошкольного возраста
/Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой.
–М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
- Загрутдинова М.,
Гавриш Н. Использование малых фольклорных
форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
- Занятия по развитию
речи в детском саду. Программа и конспект
/Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство,
2001. –368с.
- Криницына Н. Дети
любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
- Кудрявцева Е. Использование
загадок в дидактической игре (старший
дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Мельников М.Н. Русский
детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
–239с.
- Мухина В.С. Детская
психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс",
ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
- Народная педагогика
и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф.,
Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н.
Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.
- Народное искусство
в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.
–М.: Педагогическое общество России,
2000. –256с.
- Орлова Н. Использование
пословиц и поговорок в работе с детьми
// Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
- Программа воспитания
и обучения в детском саду. –М.: Просвещение,
1987. –191с.
- Программа "Одаренный
ребенок" (Основные положения). Науч.
рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995.
–145с.
- Программа "Развитие"
(Основные положения). Науч. рук-ль Л.А.
Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
- Путешествие по
Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:
БГПУ, 2000. -67с.
- Развитие речи
детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.
Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
- Русское народное
поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой.
–М.: Высшая школа, 1986. –135с.
- Русское народное
творчество и обрядовые праздники в детском
саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.:
Академия, 1995. –185с.
- Стрельцова Л. Учите
детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.;
№11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
- Тарасова Т. Мальчик
– пальчик, где ты был? (о роли игр – забав
в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
- Тихеева Е.И. Развитие
речи детей (раннего и дошкольного возраста).
–М.: Просвещение, 1981. –159с.
- Усова А.П. Русское
народное творчество в детском саду. -М.:
Просвещение, 1996. –78с.
- Ушакова О. Развитие
речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
- Ушакова О., Струнина
Е. Методики выявления уровня речевого
развития детей старшего дошкольного
возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
- Фольклор как средство
духовного самосохранения русского народа
//Интеграция общего и дополнительного
образования /Материалы научно-практической
конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул:
Графикс, 1998. –84с.
- Шинкарь Г., Новикова
И. Использование фольклора в работе с
детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
- Эльконин Д.Б. Детская
психология: развитие от рождения до семи
лет. –М.: Просвещение, 1992. –348с.