Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………………………….6
1.1Особенности развития речи старших дошкольников……………………..6
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста …………………………………..13
2.Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора………………………………………………………………….16
2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка……………………………………………………………………………16
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи
детей с использованием малых форм фольклора………………………….27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..33

Файлы: 1 файл

курсовая развитие речи.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
  • у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной  работе с детьми использовались в  интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной  деятельности.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

  • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
  • будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
  • малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи, подтвердилась.

Если организована систематическая  работа старшим дошкольникам, малые  формы фольклора  доступны их пониманию  и осознанию. Использование малых  форм фольклора в развитии речи детей  осуществляется совокупностью разнообразных  средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование  малых форм фольклора в речевом  развитии детей вполне оправдывает  себя.

 

 

 

 

 

Библиография.

 

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и  обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
    3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 2004. –240с.
    4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
    5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1998. –255с.
    6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1997. –178с.
    7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 2001. –328с.
    8. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
    9. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001.  –С.128-133.
    10. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
    11. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
    12. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
    13. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
    14. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
    15. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
    16. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
    17. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.
    18. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
    19. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.
    20. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
    21. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
    22. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.
    23. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.
    24. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
    25. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:  БГПУ, 2000. -67с.
    26. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
    27. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.
    28. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.
    29. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
    30. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
    31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
    32. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1996. –78с.
    33. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
    34. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
    35. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с.
    36. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
    37. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1992. –348с.

 

 


Информация о работе Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора