Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………………………….6
1.1Особенности развития речи старших дошкольников……………………..6
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста …………………………………..13
2.Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора………………………………………………………………….16
2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка……………………………………………………………………………16
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи
детей с использованием малых форм фольклора………………………….27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..33

Файлы: 1 файл

курсовая развитие речи.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

В процентном соотношении уровни развития детей  в контрольной и экспериментальной  группах представлено в Таблице 2 (Приложение 4). Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень речевого развития на десять процентов выше, что впрочем не играет особой роли. Наглядно это представлено в виде  диаграммы (Диаграмма 1) (Приложение 4), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Кроме того, мы составили анкеты для родителей и воспитателей исследуемой группы (Приложение 5). Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей и два педагога. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек одну "Сорока – белобока…".

Что касается ответов педагогов, то они стараются использовать эти  жанры немного шире. Организуя  подвижные и другие игры, применяют  различные считалки, загадки, пальчиковые  игры, игры – забавы. Но также считают, что колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в  младшем дошкольном возрасте, а в  работе со старшими это уже, ни к  чему. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора  со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий  потенциал, в том числе и для  развития речи. Итак, мы еще раз убедились  в том, что комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного  возраста средствами малых форм фольклора  просто необходима.

Анализируя методические аспекты  развития речи средствами малых форм фольклора, для формирующего эксперимента мы условно выделили два этапа  работы:

    1. Подготовительный этап.
    2. Основной этап (непосредственно обучение):
  • на занятиях;
  • в повседневной жизни.

На первом этапе мы рассматриваем  методы и приемы  Г. Клименко [19, с.35]. Она рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали.

Альбом – передвижку сделали  по пословицам и поговоркам. Дети с  удовольствием рисовали рисунки  к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких  случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и  сами, если узнавали какие-то новые  пословицы и поговорки, просили  альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

На втором этапе формирующего эксперимента, прежде всего, организовали работу на занятиях. Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

  • разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;
  • правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;
  • когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

В своей экспериментальной работе мы следовали этим методам и приемам. Например, перед чтением сказки Х.К. Андерсена "Огниво" мы выясняли, как  понимают дети выражение "настоящий  друг". Затем предложили объяснить значение слов "черный день". Дети говорили, как они понимают пословицу "Плохи друзья, коли до черного дня". (Пословица о плохих друзьях, потому что они только до беды дружат, а потом бросают своего друга). После обобщения ответов, предложили внимательно прослушать сказку и решить, были ли настоящие друзья у солдата. В процессе обсуждения содержания сказки уточнили: "Как вы думаете, стали ли жители города настоящими друзьями солдата?". И подчеркнули: "Не даром в народе говорится: "Плохи друзья, коли до черного дня"". Затем придумали другое название к этой сказке – "Доверчивый солдат".

После чтения нанайской сказки "Айога" обратились к детям: "Скажите коротко, о чем сказка? Вспомните пословицы, которые бы подошли к ней". Дети называли: "Как аукнется, так и откликнется", "Сам себя губит, кто других не любит", "Что посеешь, то и пожнешь".

Кроме того, знакомили детей с  рассказами Б.В. Шергина, в каждом из которых раскрывается смысл пословицы. "Пословицы в рассказах" –  так определил их автор. В доступной  для детей форме он повествует о том, как старинные пословицы  живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в  каких случаях их употребляют. Дети познакомились с новыми пословицами  и поговорками и узнали, каким  образом можно по ним составлять рассказы. Это позволило перейти  к работе на занятиях по развитию речи, где дети сами пытались составить  определенные рассказы по пословице  или после составления какого-либо рассказа вспомнить и подобрать  ту пословицу, которая бы подошла  к этой истории.

Кроме того, проводилась еще и  работа по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали  пословицы и поговорки. В своей  работе мы старались помочь детям  осознать переносное значение слов и  словосочетаний. Ознакомление детей  с элементами русской фразеологии  относится к содержанию словарной  работы. В своей экспериментальной  работе учили детей рассматривать  прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняли детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл. "Зарубить на носу" – значит запомнить. Или такое выражение – "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

Анализировали с детьми несколько  выражений типа "Водить за нос", "Дать волю рукам", "Нос повесить". После делали обобщение: чтобы верно  понять пословицу, ненужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь.

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи мы использовали  специфичное  упражнение – заучивание скороговорок. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив  их по трудности. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном  темпе, отчетливо, выделяя часто  встречающиеся звуки. Читали ее несколько  раз, негромко, ритмично, с немного  приглушенными интонациями, затем  дети самостоятельно вполголоса проговаривали  ее.

Для повторения скороговорки сначала  вызывали детей с хорошей памятью  и дикцией. Перед их ответом повторяли  указание: говорить медленно, четко. Затем  скороговорку произносили  хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем.

Постепенно эти занятия разнообразили  следующими приемами. Повторяли  скороговорки "по заявкам" детей, роль ведущего поручали разным детям. Повторяли скороговорку частями по рядам: первый ряд: "Из-за леса, из-за гор…"; второй ряд: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состояла из нескольких фраз, ее повторяли  по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!"

При повторении скороговорки детей  периодически вызывали к столу, чтобы  остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответы, указывали на степень  отчетливости произношения, иногда обращали внимание на качество движений губ  ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.

Использовали занимательные упражнения на изменения в тексте места логического  ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинали хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той  же фразы в зависимости от изменения  психического ударения. Оправдали себя и упражнения в форме диалога, построенного по типу "вопрос - ответ". Например. Вопрос: "Ткач ткет ткани  на платок Тане?" Ответ: "Ткач ткет ткани на платок Тане."

По мере того как дети усваивали  содержание самих текстов, овладевали умением произносить их четко, с  изменением темпа и силы голоса, мы предлагали им задание все более  и более творческого характера. Передать, например, свое отношение  к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания  или намерения. Например, перед ребенком ставили задачу выразить огорчение ("Проворонила ворона вороненка"), удивление ("На горе Арарат растет крупный виноград"), просьбу, нежность или ласку ("Наша Маша маленька, на ней шубка аленька").

Мы в своей работе с этой целью  использовали не только скороговорки, но и пословицы, потешки. Например, содержание такого текста, как:

"Дон – дон – дон –  дон, загорелся кошкин дом"  –

обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события.

Также, для выработки хорошей  дикции, отчетливого и ясного произношения использовали упражнения на звукоподражание. Воспитатель читал текст, дети включались и произносили отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагались различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например,

"Наши уточки с утра: кря – кря – кря!…"

Педагогическая задача при  воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Мы обращали внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и  гуси, но не столь громко и т.д. Таким  образом, мы в своей работе старались  использовать все возможности произведений устного народного творчества для  развития звуковой культуры речи ребенка.

Параллельно нами была организована работа по развитию у детей навыков  речи – доказательства и речи –  описания посредством загадки. Чтобы  вызвать у детей потребность  в доказательстве, при отгадывании  загадок мы ставили перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка  правильна. Мы старались вызывать у  детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого мы организовали соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"  Мы учили детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомили  с теми предметами и явлениями, о  которых будут предлагаться загадки. Загадывая детям загадки,  мы повторяли  их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагали ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?" 

Если ребенок пропускал в  своем доказательстве какой-либо признак  или связь, задавали вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность  его отгадки. Например, отгадывая  загадку: "Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая", ребенок  доказывает, опираясь на один признак: "Это морковь, потому что растет в земле на грядке". Мы показывали несостоятельность доказательства: "Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и  свекла, и редис". Тогда ребенок  обращал внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что делало ответ более доказательным.

Чтобы менялись содержание, и способы  доказательства мы  предлагали разные загадки об одном и том же предмете, явлении.

В комбинированных загадках с точно  названными и зашифрованными признаками при отгадывании мы использовали прием уточнения признаков, для  чего выделяются уже имеющиеся точно  названные признаки и раскрываются иносказания. Так, в загадке "Посреди  поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая":

Информация о работе Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора