Содержание и результаты констатирующего этапа исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть сущность понятий «эстетическая компетенция», «флористика».
3.Определить критерии и уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоритические основы формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста………………………...............................6
Проблемы формирования эстетической компетентности у детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях………….6
Флористика как средство формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста……………………………………...14
Выводы по первой главе……………………………………………………..22
Глава 2.Содержание и результаты констатирующего этапа исследования……. ……………………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………..32
Cписок использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоритические основы формирования эстетической компетентности  детей старшего дошкольного возраста………………………...............................6

    1. Проблемы формирования эстетической компетентности у детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях………….6
    2. Флористика как средство формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста……………………………………...14

Выводы по первой главе……………………………………………………..22

Глава 2.Содержание и результаты констатирующего этапа исследования……. ……………………………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………..32

Cписок использованной литературы……………………………………………36

 

Введение

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов, исходя из этого человек данного времени , будучи образованным и культурным не может быть эстетически не развитым. Не смотря на такую ситуацию, понятия современных людей об искусстве и красоте искажены, что приводит сегодняшнее общество в духовный упадок. Воспитание такого человек, который бы соответствовал требованиям современного мира,  становится очевидной проблемой. В связи с этим ,в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического развития личности. Известно, что заниматься формированием эстетического развития личности, необходимо в дошкольном  возрасте, именно от того сумеем ли мы сформировать эстетические взгляды ,идеалы и ценности у детей ,зависит ,будет ли эстетически развитым общество в будущем. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста это сложный и длительный педагогический процесс, который начинается с формирования эстетических чувств ребенка, и является невозможным без наличия у ребенка данного чувства .

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников освящена в трудах психологов и педагогов таких как, Д.Б. Кабалевский [13, c.45],Д.Б. Лихачев, А.С. Макареенко [15, c.16], Б.М. Неменский [16,c.44], В.А. Сухомлинский [18,c.32], В.Н. Шацкая [27,c.21], А.С. Марьенко[16,c.12] , И.Ф. Харламова[18,c.43], Н.А. Ветлугина[9,c.11]. Современные ученные, Т.И. Пониманская[19,c.65], С.Ф. Русова, занимались проблемой эстетического воспитания в рамках нравственного.

В методике эстетического воспитания предложено достаточно большое количество стредств, с помощью которых осуществляется формирование и развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста. Традиционно к ним относятся различные виды искусств: музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, природа. В данной работе мы предлагаем своё видение решение этой проблемы. На наш взгляд формирование эстетической компетенции наиболее эффективно через использование элементов флористики.

Работа по формированию эстетической компетенции начинается уже с раннего возраста, но старшей дошкольный возраст, на наш взгляд, является наиболее сенситивным для формирования и развития эстетических чувств, эстетических идеалов, эстетического поведения детей, так как в этом возрасте ребенок способен осознанно переживать эти чувства.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2.Раскрыть сущность понятий  «эстетическая компетенция», «флористика».

3.Определить критерии  и уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

4.Экспериментально проверить  уровень сформированности эстетической эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирования эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: флористика как средство формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

-изучение  психолого-педагогической  и  методической  литературы   по

проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью  дошкольников;

-опытно-экспериментальная  работа,   направленная   на   формирование эстетической компетентности средствами флористики.

База исследования : Базой выступила дошкольное учебное заведение № 50 «Малыш» ,в эксперименте приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Структура работа: Работа состоит из введения, двух глав, вывода к первой главе и заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 40 страниц .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФЛОРИСТИКИ

1.1 Проблемы формирования эстетической компетентности у детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях.

Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. [7, c.15]Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. К. Маркс дал следующие определение: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".[9,c.9] Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. К. Маркс, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.[30,c.50]

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.[9,c.27]

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. [25,c.85]В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает – рационально и эмоционально – необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства.[28,c.48] Эстетическое чувство присуще только людям. Это одно с наиболее сложных видов духовного переживания, благороднейшее из чувств человека. Эстетическое чувство не дается человеку от рождения. Оно зарождается у ребенка сравнительно поздно. Человеческая чувственность возникает и развивается под влиянием многообразных форм практической деятельности.[29,c.280] Эстетическое чувство - наиболее сложная категория. Она характеризуется как глубокое переживания от рассматривание ответного предмета. Возникают вопросы: почему те или иные предметы вызывают у нас глубокое эстетическое переживания? Почему симметрия, гармония, ритм ассоциируются с красотою? Эстетическое чувство не может функционировать без развитого эстетического созерцания, которое формируется на основе внешних чувств, таких как зрение и слух. В связи с этим существует глубокая внутренняя связь между эстетическим созерцанием и эстетическим чувством. Только эстетическому созерцанию открываются такие свойства как гармоничность и симметричность, выразительность и ритмичность, завершенность и соразмерность. Эстетическое созерцание - это не тоже самое, что зрительные и слуховые ощущения. [4,c35]

 Эстетический вкус - глубоко индивидуален и принадлежит он сфере общественной, социальной. Эстетический вкус не врожденное качество личности. Это социальная способность человека, что формирующаяся в процессе воспитания и образования человека. Эстетический вкус является важнейшей характеристикой личности, определяющей уровень человеческой индивидуальности. Эстетический вкус не сводится к способности оценивать, а завершается присвоением или отбрасыванием культурной, эстетической ценности.[30,c.57] Таким образом, эстетический вкус - это способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым к развитию и самоформированнию. Человек, обладающий эстетическим вкусом отличается определенной завершенностью, целостностью, то есть является личностью, которая кроме индивидуальных особенностей - пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики обладает индивидуальным, внутренним, духовным миром, который определяется социальными ценностями и предпочтениями[4,c.34].

Ценность каждой личности заключается в ее своеобразии, неповторимости. Когда человек присваивает любые общепризнанные эстетические и культурные ценности, это говорит об отсутствии эстетического вкуса. Это проявляется в недостаточности личного отношения к миру, неспособности отобрать из богатства культуры те, ценности, которые развиваются, дополняют природные задатки, способствуют профессионализму, нравственному совершенству. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие. [5,c.105]

По мнению В.Н. Шацкой, эстетическая компетентность -это формирование способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, выявлениях искусства» [27,c.74]

В кратком словаре по эстетике формирование эстетическая компетентность определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». [29,c.274]В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. [30c.44]

          Компетенция – это оценка того, как человек способен грамотно, на уровне соответствующих требований к профессии выполнять определенные действия, эстетически воспринимать и профессионально действовать внутри своей профессии. Мы можем выделить такое понятие, как эстетическая компетенция.[7,c.135] Эстетическая компетенция предполагает, что человек не только владеет нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно может производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень, может эстетически грамотно создать свой имидж, организовать свое жилищное пространство.

Д.Б. Лихачев определяет формирование эстетической компетенции - как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". [15,c.76]Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [16,с. 98].

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Информация о работе Содержание и результаты констатирующего этапа исследования