Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоритические основы
формирования эстетической компетентности
детей старшего дошкольного возраста………………………...............................6
- Проблемы формирования эстетической
компетентности у детей старшего дошкольного
возраста в научно-педагогических исследованиях………….6
- Флористика как средство формирования
эстетической компетентности детей старшего дошкольного
возраста……………………………………...14
Выводы по первой главе……………………………………………………..22
Глава 2.Содержание и результаты
констатирующего этапа исследования…….
……………………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………..32
Cписок использованной литературы……………………………………………36
Введение
Дошкольный возраст - яркая,
неповторимая страница жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается
процесс социализации, устанавливается
связь ребенка с ведущими сферами бытия:
миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим
ценностям. Невозможно представить себе
культурного человека без развитых эстетических
взглядов, исходя из этого человек данного
времени , будучи образованным и культурным
не может быть эстетически не развитым.
Не смотря на такую ситуацию, понятия современных
людей об искусстве и красоте искажены,
что приводит сегодняшнее общество в духовный
упадок. Воспитание такого человек, который
бы соответствовал требованиям современного
мира, становится очевидной проблемой.
В связи с этим ,в последние годы возросло
внимание к проблемам теории и практики
эстетического развития личности. Известно,
что заниматься формированием эстетического
развития личности, необходимо в дошкольном
возрасте, именно от того сумеем ли мы
сформировать эстетические взгляды ,идеалы
и ценности у детей ,зависит ,будет ли эстетически
развитым общество в будущем. Эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста
это сложный и длительный педагогический
процесс, который начинается с формирования
эстетических чувств ребенка, и является
невозможным без наличия у ребенка данного
чувства .
Проблема эстетического воспитания
и развития дошкольников освящена в трудах
психологов и педагогов таких как, Д.Б.
Кабалевский [13, c.45],Д.Б. Лихачев, А.С. Макареенко
[15, c.16], Б.М. Неменский [16,c.44], В.А. Сухомлинский
[18,c.32], В.Н. Шацкая [27,c.21], А.С. Марьенко[16,c.12]
, И.Ф. Харламова[18,c.43], Н.А. Ветлугина[9,c.11].
Современные ученные, Т.И. Пониманская[19,c.65],
С.Ф. Русова, занимались проблемой эстетического
воспитания в рамках нравственного.
В методике эстетического воспитания
предложено достаточно большое количество
стредств, с помощью которых осуществляется
формирование и развитие эстетических
чувств детей старшего дошкольного возраста.
Традиционно к ним относятся различные
виды искусств: музыка, живопись, декоративно-прикладное
искусство, литература, природа. В данной
работе мы предлагаем своё видение решение
этой проблемы. На наш взгляд формирование
эстетической компетенции наиболее эффективно
через использование элементов флористики.
Работа по формированию эстетической
компетенции начинается уже с раннего
возраста, но старшей дошкольный возраст,
на наш взгляд, является наиболее сенситивным
для формирования и развития эстетических
чувств, эстетических идеалов, эстетического
поведения детей, так как в этом возрасте
ребенок способен осознанно переживать
эти чувства.
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить уровень сформированности
эстетической компетенции детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую,
методическую литературу по проблеме
исследования.
2.Раскрыть сущность понятий
«эстетическая компетенция», «флористика».
3.Определить критерии
и уровни сформированности эстетической
компетенции детей старшего дошкольного
возраста.
4.Экспериментально проверить
уровень сформированности эстетической
эстетической компетенции детей старшего
дошкольного возраста.
Объект исследования: формирования эстетической
компетенции детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: флористика как средство формирования
эстетической компетентности детей старшего
дошкольного возраста.
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической
и методической литературы
по
проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью
дошкольников;
-опытно-экспериментальная
работа, направленная на
формирование эстетической компетентности
средствами флористики.
База исследования
: Базой выступила дошкольное
учебное заведение № 50 «Малыш» ,в эксперименте
приняло участие 20 детей старшего дошкольного
возраста.
Структура работа: Работа состоит из введения,
двух глав, вывода к первой главе и заключения,
списка литературы и приложения. Общий
объем работы 40 страниц .
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ФЛОРИСТИКИ
1.1 Проблемы формирования
эстетической компетентности у детей
старшего дошкольного возраста в научно-педагогических
исследованиях.
Термин «эстетика» происходит
от греческого "aisteticos" (воспринимаемый
чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро
и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом
эстетики как науки является прекрасное.
[7, c.15]Эта категория и легла в основу системы
эстетического воспитания. К. Маркс дал следующие определение:
"Эстетическое воспитание
– целенаправленный процесс формирования
творчески активной личности ребенка,
способного воспринимать и оценивать
прекрасное, трагическое, комическое,
безобразное в жизни и искусстве, жить
и творить "по законам красоты".[9,c.9]
Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного
педагогического воздействия в эстетическом
становлении ребенка. Например, развитие
у ребенка эстетического отношения к действительности
и искусству, как и развитие его интеллекта,
возможно как неуправляемый, спонтанный
процесс. Общаясь с эстетическими явлениями
жизни и искусства, ребенок, так или иначе,
эстетически развивается. Но при этом
ребенком не осознается эстетическая
сущность предметов, а развитие часто
обусловлено стремлением к развлечению,
к тому же без вмешательства извне у ребенка
могут сложиться искаженные представления
о жизни, ценностях, идеалах. К. Маркс, также
как и многие другие педагоги, и психологи,
считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-воспитательное
воздействие, вовлечение детей в разнообразную
художественную творческую деятельность
способны развить их сенсорную сферу,
обеспечить глубокое постижение эстетических
явлений, поднять до понимания подлинного
искусства, красоты действительности
и прекрасного в человеческой личности.[30,c.50]
Эстетическое воспитание личности
происходит с первых шагов маленького
человека, с первых его слов, поступков.
Ни что иное, как окружающая среда не откладывает
в душе его отпечаток на всю последующую
жизнь. Общение с родителями, родственниками,
сверстниками и взрослыми, поведение окружающих,
их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика
– всё это впитывается, откладывается,
фиксируется в сознании.[9,c.27]
В широком смысле под эстетическим
воспитанием понимают целенаправленное
формирование в человеке его эстетического
отношения к действительности. Это специфический
вид общественно значимой деятельности,
осуществляемой субъектом (общество и
его специализированные институты) по
отношению к объекту (индивид, личность,
группа, коллектив, общность) с целью выработки
у последнего системы ориентации в мире
эстетических и художественных ценностей
в соответствии со сложившимися в данном
конкретном обществе представлениями
об их характере и назначении. [25,c.85]В процессе
воспитания происходит приобщение индивидов
к ценностям, перевод их во внутреннее
духовное содержание. На этой основе формируется
и развивается способность человека к
эстетическому восприятию и переживанию,
его эстетический вкус и представление
об идеале. Воспитание красотой и через
красоту формирует эстетико-ценностную
ориентацию личности, развивает способность
к творчеству, к созданию эстетических
ценностей в сфере трудовой деятельности,
в быту, в поступках и поведении и, конечно,
в искусстве. Роль эстетического воспитания
в формировании творческой позиции состоит
в том, что оно не только способствует
развитию чувств, оформлению человеческой
чувственности и ее обогащению, но и просвещает,
обосновывает – рационально и эмоционально
– необходимость творческого отношения
к миру. Именно эстетическое воспитание
показывает роль эстетических чувств
в формировании картины мира и развивает
эти чувства.[28,c.48] Эстетическое чувство присуще только людям. Это одно
с наиболее сложных видов духовного переживания,
благороднейшее из чувств человека. Эстетическое
чувство не дается человеку от рождения.
Оно зарождается у ребенка сравнительно
поздно. Человеческая чувственность возникает
и развивается под влиянием многообразных
форм практической деятельности.[29,c.280]
Эстетическое чувство - наиболее сложная
категория. Она характеризуется как глубокое
переживания от рассматривание ответного
предмета. Возникают вопросы: почему те
или иные предметы вызывают у нас глубокое
эстетическое переживания? Почему симметрия,
гармония, ритм ассоциируются с красотою?
Эстетическое чувство не может функционировать
без развитого эстетического созерцания,
которое формируется на основе внешних
чувств, таких как зрение и слух. В связи
с этим существует глубокая внутренняя
связь между эстетическим созерцанием
и эстетическим чувством. Только эстетическому
созерцанию открываются такие свойства
как гармоничность и симметричность, выразительность
и ритмичность, завершенность и соразмерность. Эстетическое созерцание
- это не тоже самое, что зрительные и слуховые
ощущения. [4,c35]
Эстетический вкус
- глубоко индивидуален и принадлежит
он сфере общественной, социальной. Эстетический
вкус не врожденное качество личности.
Это социальная способность человека,
что формирующаяся в процессе воспитания
и образования человека. Эстетический
вкус является важнейшей характеристикой
личности, определяющей уровень человеческой
индивидуальности. Эстетический вкус
не сводится к способности оценивать,
а завершается присвоением или отбрасыванием
культурной, эстетической ценности.[30,c.57]
Таким образом, эстетический вкус - это
способность личности к индивидуальному
отбору эстетических ценностей, а тем
самым к развитию и самоформированнию.
Человек, обладающий эстетическим вкусом
отличается определенной завершенностью,
целостностью, то есть является личностью,
которая кроме индивидуальных особенностей
- пол, возраст, рост, цвет волос и глаз,
тип психики обладает индивидуальным,
внутренним, духовным миром, который определяется
социальными ценностями и предпочтениями[4,c.34].
Ценность каждой личности заключается
в ее своеобразии, неповторимости. Когда
человек присваивает любые общепризнанные
эстетические и культурные ценности, это
говорит об отсутствии эстетического
вкуса. Это проявляется в недостаточности
личного отношения к миру, неспособности
отобрать из богатства культуры те, ценности,
которые развиваются, дополняют природные
задатки, способствуют профессионализму,
нравственному совершенству. В наше время
проблема эстетического воспитания, развития
личности, формирования ее эстетической
культуры одна из важнейших задач, стоящих
перед обществом. Указанная проблема разработана
достаточно полно в трудах педагогов и
психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский,
Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский,
В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая,
И.Д. Маркевич и другие. [5,c.105]
По мнению В.Н. Шацкой, эстетическая
компетентность -это формирование способности
целенаправленно воспринимать, чувствовать
и правильно понимать и оценивать красоту
в окружающей действительности - в природе,
в общественной жизни, труде, выявлениях
искусства» [27,c.74]
В кратком словаре по эстетике
формирование эстетическая компетентность
определяется как «система мероприятий,
направленных на выработку и совершенствование
в человеке способности воспринимать,
правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».
[29,c.274]В обоих определениях речь идет о
том, что эстетическое воспитание должно
вырабатывать и совершенствовать в человеке
способность воспринимать прекрасное
в искусстве и в жизни, правильно понимать
и оценивать его. В первом определении,
к сожалению, упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического воспитания, а во
втором определении подчеркивается, что
эстетическое воспитание не должно ограничиваться
только созерцательной задачей, оно должно
также формировать способность создавать
прекрасное в искусстве и жизни. [30c.44]
Компетенция
– это оценка того, как человек способен
грамотно, на уровне соответствующих требований
к профессии выполнять определенные действия,
эстетически воспринимать и профессионально
действовать внутри своей профессии. Мы
можем выделить такое понятие, как эстетическая
компетенция.[7,c.135] Эстетическая компетенция
предполагает, что человек не только владеет
нормами пассивного восприятия изобразительного
искусства, но и активно может производить
произведения искусства, творческие работы,
совершенствовать свой внутренний нравственный
уровень, может эстетически грамотно создать
свой имидж, организовать свое жилищное
пространство.
Д.Б. Лихачев определяет формирование
эстетической компетенции - как целенаправленный
процесс формирования творчески активной
личности ребенка, способного воспринимать
и оценивать прекрасное, трагическое,
комическое, безобразное в жизни и искусстве,
жить и творить "по законам красоты".
[15,c.76]Автор подчеркивает ведущую роль
целенаправленного педагогического воздействия
в эстетическом становлении ребенка. Например,
развитие у ребенка эстетического отношения
к действительности и искусству, как и
развитие его интеллекта, возможно как
неуправляемый, стихийный и спонтанный
процесс. Общаясь с эстетическими явлениями
жизни и искусства, ребенок, так или иначе,
эстетически развивается. Но при этом
ребенком не осознается эстетическая
сущность предметов, а развитие зачастую
обусловлено стремлением к развлечению,
к тому, же без вмешательства извне у ребенка
могут сложиться неверные представления
о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев,
также как и многие другие педагоги, и
психологи, считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-воспитательное
воздействие, вовлечение детей в разнообразную
художественную творческую деятельность
способны развить их сенсорную сферу,
обеспечить глубокое постижение эстетических
явлений, поднять до понимания подлинного
искусства, красоты действительности
и прекрасного в человеческой личности
[16,с. 98].
Существует множество определений
понятия "эстетическое воспитание",
но, рассмотрев лишь некоторые из них,
уже можно выделить основные положения,
говорящие о его сущности. Во-первых, это
процесс целенаправленного воздействия.
Во-вторых, это формирование способности
воспринимать и видеть красоту в искусстве
и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача
эстетического воспитания формирование
эстетических вкусов и идеалов личности.
И, наконец, в-четвертых, - развитие способности
к самостоятельному творчеству и созданию
прекрасного. Своеобразное понимание
сущности эстетического воспитания обуславливает
и различные подходы к его целям. Поэтому
проблема целей и задач эстетического
воспитания требует особого внимания.