Содержание и результаты констатирующего этапа исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть сущность понятий «эстетическая компетенция», «флористика».
3.Определить критерии и уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоритические основы формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста………………………...............................6
Проблемы формирования эстетической компетентности у детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях………….6
Флористика как средство формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста……………………………………...14
Выводы по первой главе……………………………………………………..22
Глава 2.Содержание и результаты констатирующего этапа исследования……. ……………………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………..32
Cписок использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.36 Кб (Скачать файл)

 Воспитатель, используя свой опыт во флористики в детском саду, привлекает внимание детей к чувственному восприятию признаков природных материалов и показывает им, как возникает художественный образ.

Задача флористических занятий  в детском саду заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой, результат-сформированная эстетическая компетентность.

Творчество флориста начинается с замысла. Его начало нужно воспроизвести на бумаге, то есть сделать эскиз, а затем преступить к созданию композиции из природного материала. Чтобы наилучшим образом выразить свою идею, необходимо использовать весь арсенал выразительных средств: тщательно подобрать материал, соответствующим образом разложить его, учитывая цвет, форму, контраст. Детали, «не работающие» на замысел композиции, нежелательны: может затеряться или уменьшиться выразительность основных компонентов, создающих образы.

 Все необходимые компоненты  надо  заставить «работать», точно  определив их место и положение  в композиции. Они должны усиливать  звучание основного элемента(доминанты). Активным элементом должна быть ваза.                                                                                          

Составление композиции – творческий процесс. Важно научиться ассоциативно воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы. У мастера – флориста (будь это дошкольник или студент), работающего с растительным материалом и владеющего знаниями о растениях, может возникнуть множество ассоциаций, способных дать неожиданное, свежее направление всему творческому процессу. Никудышных и бесцветных растений нет. Каждое из них, даже самое незаметное, имеет свои неповторимые особенности.

 Особенно интересны  пейзажные композиции. В них каждая  деталь должна «высвечиваться», а не утопать в «непроходимом  лесу».  В пейзаже должна господствовать  гармония, чувствоваться законченность.

 Флористические работы учат детей тоньше чувствовать природный материал ,с которым дети работают, развивают наблюдательность.

Эстетическое отношение к природе появляется тогда, когда люди, отключившись от своих повседневных дел, любуются её красотой. Работа над картиной из листьев даёт возможность ощутить органическое единство «человек + природа».

     На занятиях  по флористике дети приобретают знания  и практические умения, постепенно проявляют себя как собиратели – коллекционеры растений, в которых они видят фантастические образы.

     Именно в  процессе непосредственного вживания  в природу у воспитанников  возникают тончайшие чувства, натягиваются  невидимые, но крепкие нити, связывающие  человека с прекрасным миром  природы.

На занятии по флористике при выполнении работы нужно учитывать ряд требований. Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата .Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение. В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок. Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием. При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.[1,77-84c.]

                                       ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

 

В 1 главе данной работы были рассмотрены теоретические основы формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами флористики. Первый раздел данной главы был посвящен изучению состояния проблемы формирования эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях. Нами была проанализирована научно-педагогическая литература по теме исследования. Были рассмотрены  основные положения и определения связанные с понятиями эстетическая компетентность и её формирование у детей старшего дошкольного возраста .Также рассмотрено общие определение понятия «эстетика».

Таким образом, эстетика – наука, изучающая закономерности эстетического освоения человеком мира, сущность и формы творчества по законам красоты.

Исходя из этого, эстетически компетентный ребенок старшего дошкольного возраста, способен видеть и воспринимать прекрасное в окружающей действительности. Способен давать оценку прекрасному и безобразному . Эстетическая компетентность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.

Во втором разделе данной главы ,мы изучили особенности использования флористики, как средства формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста. Для этого было рассмотрено понятие «флористика» ,условия её внедрения в процесс формирования эстетической компетентности. Особенности организации и проведения флористических занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, флористика является тем средством, при котором максимально раскрываются индивидуальные качества личности в системе личностно-ориентированной педагогики. Изучая принципы флористики, ребенок узнает о флоре и фауне, учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. Искусство флористики способствует формированию творческой личности способной к инновационной деятельности. Да и сами занятия флористикой являются инновационной деятельностью с детьми дошкольного возраста. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Изготовление флористических работ способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Развивается восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, результат – формирование эстетической компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

2.1. Содержание  и результаты диагностики уровня  сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Соответственно цели и задачам исследования был разработан педагогический эксперимент, целью которого было выявление уровня эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами флористики.

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента состояла в том ,чтобы определить:

1.Критерии сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста.

-использует искусство  для выражения своих знаний, мыслей, чувств;

-имеет элементарные личностные  эстетические критерии;

-различает «красивое»  и «ужасное» ,эмоционально откликается на него, передает впечатление цветом, линией, композицией и т.п.

2.Выявить исходный уровень  сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент проводится в двух направлениях:

-наблюдение учебно-воспитательного  процесса;

-обследование детей.

- анализ деловой документации  воспитателя.

Исследование  проводилось на базе ДУЗ №50. Для определения уровня  эстетического  развития  детям   старшего дошкольного возраста  были  предложены  задания в   соответствии   с   теоретическими положениями, описанными в первой главе:

 

      

                                        Методика «Нелепицы

       При  помощи  этой  методики  нами  оценивались  элементарные  образные

представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе,  о  жизни домашних  и  диких  животных.  С  помощью  этой  же  методики   мной   также определялось умение детей рассуждать  логически  и грамматически  правильно выражать свою мысль.

       Процедура  проведения  методики  была  следующей:   вначале   ребенку

показывали картинку. В ней имеется несколько  довольно  нелепых  ситуаций  с животными.  Во  время  рассматривания  картинки  ребенок  получал следующую инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если  что-нибудь  тебе  покажется  не так, не на месте или неправильно нарисовано, то  укажи  на  это  и  объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

       Время  экспозиции  картинки  и  выполнения  задания  ограничено  тремя

минутами.

       Уровень  развития оценивался следующим  образом:

8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий.

       8-9 баллов - ребенок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, но  от

одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом  деле  должно

быть.

       6-7 баллов - ребенок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, но три-

четыре из них не успел до конца объяснить  и  сказать,  как  на  самом  деле

должно быть.

       4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся  нелепицы, но 5-8 из них не

успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на  самом  деле.

должно быть.

       2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 из 8  имеющихся

нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

     

 

 Результаты   констатирующего   эксперимента   по   выявлению   уровня

эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

                                             Таблица 2.1.1

 

Оценка результатов         

Участники эксперимента

1. высокий уровень развития

2

2. средний уровень развит

10

3. низкий уровень развития  

8


 

 

Как видно из таблицы 2.1.1,  уровень  эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились  с  заданием. Выявленный в ходе исследования уровень  развития является  недостаточным,  т.к.  работа   осуществлялась   без   комплексного подхода,  мало  места  уделялось  экскурсиям,  наблюдениям  и   практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.

Для определения уровня сформированности эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста, мы использовали диагностику Минаевой В.М., Ветлугиной Н.А.,Урунтаевой Г.А. и адаптировали ее для нашего исследования(Приложение ).Для проведения диагностической работы по следующим критериям:

-имеет элементарные личностные  эстетические критерии;

-различает «красивое»  и «ужасное» ,эмоционально откликается на него, передает впечатление цветом, линией, композицией и т.п.

Нами были проведены тесты по предложенным методикам. Результаты каждого теста в отдельности оценивались по трех бальной шкале в соответствии с определенными критериями оценки .

 

Тест №1 .Изучение социальных эмоций

Сначала проходило наблюдение за детьми в разных видах деятельности . Затем проводились индивидуально две серии теста .В первой серии экспериментатор задавал ребенку ряд вопросов , касающихся его поведения в различных ситуациях .Во второй серии теста ребенку предлагалось закончить несколько предложенных ситуаций. Результаты  данного теста оценивались по отдельным параметрам, в соответствии с ранее определенными критериями.

Критерии оценки:

  • Если  ребенок отвечал правильно и без подсказок – 3 балла;
  • Если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы-2 балла;
  • Если ребенок не может ответить -1 балла;

 

Задание №2. Изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках.

Проводили 2 серии эксперимента с детьми 4-7 лет. Каждый сидел за отдельным столом и не общался с другими.

Первая серия. Детям говорили : «У каждого из вас есть набор бумаги разных цветов, кисточки , краски. Нарисуйте то, что кажется вам самым красивым ».

По окончании рисования экспериментатор спрашивал каждого, почему

именно изображенный предмет или явление он считает самым красивым.

Вторая серия. Условия эксперимента те же. Дети рисовали самое некрасивое и объясняли свой рисунок.

Критерии оценки:

  • Замысел создавал до начала рисования, формулировал его в речи. В соответствии с ним выбирал цвет бумаги .Зымысел устойчив и разнообразен
  • Замысел не устойчив ,менялся в процессе рисования. Изображал несложные объекты, связывая их единым сюжетом.
  • Изображал простые предметы и явления действительности (идет дождь). Замысел неустойчив, менялся в процессе рисования.

 

 

Уровни сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного  возраста.

Информация о работе Содержание и результаты констатирующего этапа исследования