Содержание и результаты констатирующего этапа исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть сущность понятий «эстетическая компетенция», «флористика».
3.Определить критерии и уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоритические основы формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста………………………...............................6
Проблемы формирования эстетической компетентности у детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях………….6
Флористика как средство формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста……………………………………...14
Выводы по первой главе……………………………………………………..22
Глава 2.Содержание и результаты констатирующего этапа исследования……. ……………………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………..32
Cписок использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.36 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень (5-6 баллов)- ребенок видит и отмечает красоту окружающих предметов, природы, поступков людей, проявляет эмоционально положительное отношение к ним. Различает «красивое» и «ужасное», эмоционально откликается на него, передает впечатление цветом, линией, композицией и т.п.

Средний уровень (3-4 балла)- ребенок в достаточной мере видит и проявляет эмоциональное отношение к красоте окружающих предметов, природы, поступков людей. Имеет простейшие навыки различия «красивого» и «ужасного»

Низкий уровень (0-2 балла)- ребенок не видит красоту окружающих предметов, поступков людей, не проявляет эмоционального отношения к ним. Не различает «красивое» и «ужасное».

Все данные тестирования в ходе констатирующего эксперимента мы заносили в таблицу 2.2.1.Также для удобства нами были занесены в таблицу результаты отдельно по каждому заданию двух тестов диагностик,(таблицы 2.2;2.3)

 

 

Таблица №2.1.2

Группа детей

1 серия

2 серия

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

%

4

20%

9

45%

7

35%

5

25%

7

35%

8

40%


 

 

Анализируя отдельно результаты каждого теста, можно констатировать, что в первой серии теста на изучение социальных эмоций Шкаберда А., Харчевин В., Романов В., знают как вести себя в предложенных ситуациях, но в реальности так не поступают. Алединова А.,Багирова Д., Резникова И., Кузнецов  М., Бугайчук В., Бреус А., активно отвечали на вопросы , вдумывались в ситуацию, могли аргументировать свой ответ. Материкин М., Фомин В., Носова Н.,Калундаров С., Злабин Я., также принимали активное участие в беседе ,отвечали на вопросы ,но у них возникали трудности с ответом на 4 вопрос, на вопросы теста дети отвечали правильно, но для того чтобы аргументировать свой ответ им была необходима помощь воспитателя. Иванова Л., Гуранда С.,  Сейдаметова Г., Руденко М..  Михин М., не проявляли активности в ответах на вопросы , давали односложные ответы «да» или «нет», своё мнение никак не аргументировали.

При ответах на вопросы теста ,4 детей (20%) показали высокий уровень,

9 детей(45%) были на среднем  уровне , 7 детей (35%) были на низком  уровне.

Вторая серия данного теста была более сложной . Иванова Л., Гуранда С.,  Сейдаметова Г., Руденко М..  Михин М., затруднялось представить себе предложенную ситуацию, они постоянно отвлекались у них в  ответах преобладало «не знаю», когда им делали подсказки многие дети необдуманно соглашались с нашим мнением. Шкаберда А., Харчевин В., Романов В., Кузнецов  М., Фомин В.,Носова Н.,Злабин Я.,Шевкиев О., могли представить предложенную ситуацию, но отвечали неуверенно некоторые затруднялись её продолжить, для этого им необходимы были наши подсказки. Алединова А.,Багирова Д., Резникова И., Бугайчук В., Бреус А., отвечали без подсказок ,продолжение ситуации предлагали в соответствии с тем как бы они поступили на месте героев.

 

 

 

Результаты задания №2 Изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках.

Таблица№  2.1.3

Группа детей

1 серия

2 серия

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

%

3

15%

7

35%

10

50%

3

15%

7

35%

10

50%


 

 

 

Во втором задании , изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках, также проводилась две серии. Каждый сидел за отдельным столом и не общался с другими. Первая серия. Детям говорили : «У каждого из вас есть набор бумаги разных цветов, кисточки , краски. Нарисуйте то, что кажется вам самым красивым ».По окончании рисования экспериментатор спрашивал каждого, почему именно изображенный предмет или явление он считает самым красивым. Вторая серия. Условия эксперимента те же. Дети рисовали самое некрасивое и объясняли свой рисунок. Алединова А.,Багирова Д., Резникова И., Бугайчук В., Бреус А., для отображения особенностей объектов ,своего отношения к изображаемому использовали разнообразие цветов и цветовых решений. Шкаберда А., Харчевин В., Романов В., Кузнецов  М., Фомин В.,Носова Н.,Злабин Я.,Шевкиев О.,Для создания выразительного образа применяли сочетания цветов, изображали несложные объекты. Иванова Л., Гуранда С.,  Сейдаметова Г., Руденко М..  Михин М., изображали простые предметы и явления действительности (идет дождь, цветок)

Таким образом, за две серии диагностики ,15 % ,что составило 3 ребенка показали высокий уровень ,35% ,что составило7 детей находились на среднем уровне и 50% ,что составило 10 детей показали низкий уровень

Процентное соотношение результатов общей диагностики по трем предложенным диагностикам ,было отражено в диаграмме 2.1.1

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе нашего исследования был выявлен уровень сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста .Так как стетическая компетентность способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. В рамках исследования мы изучили психолого-педагогического литературу по данной проблеме. Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников освящена в трудах психологов и педагогов таких как, Д.Б. Кабалевский Д.Б. Лихачев, А.С. Макареенко ,Б.М. Неменский В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, А.С. Марьенко, И.Ф. Харламова, Н.А. Ветлугина. Современные ученные, Т.И. Пониманская, С.Ф. Русова, занимались проблемой эстетического воспитания в рамках нравственного.   Д.Б. Лихачев определяет формирование эстетической компетенции - как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Компетенция – это оценка того, как человек способен грамотно, на уровне соответствующих требований к профессии выполнять определенные действия, эстетически воспринимать и профессионально действовать внутри своей профессии. Мы можем выделить такое понятие, как эстетическая компетенция. Эстетическая компетенция предполагает, что человек не только владеет нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно может производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень, может эстетически грамотно создать свой имидж, организовать свое жилищное пространство. Необходимость формирования эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста, фундаментальна .Для решения данной проблемы , среди большого количества средств, способствующих формированию эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста, как наиболее эффективное нами было определено использование элементов флористики. Флористика — (от англ. flora, но скорее всего от англ. flowers) разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными. Необходимость приобщения человека с детских лет к искусству флористики сегодня исторически обоснована, так как концепция современного образования, от воспитания гармонически развитой личности все больше склоняется к воспитанию творческой личности, формированию эстетической компетенции. Этому как нельзя лучше способствует флористика, которая является тем средством, при котором максимально раскрываются индивидуальные качества личности в системе личностно-ориентированной педагогики. Изучая принципы флористики, ребенок узнает о флоре и фауне, учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. Искусство флористики способствует формированию творческой личности способной к инновационной деятельности. Да и сами занятия флористикой являются инновационной деятельностью с детьми дошкольного возраста. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Изготовление флористических работ способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Развивается восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность.

В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно пристальное внимание со стороны философии, психологии, педагогики, социологии, эстетики и ряда других научных дисциплин и областей знаний. Психолого-педагогические и социокультурные аспекты развития личности дошкольника с включением в этот процесс элементов декоративно-прикладного искусства всесторонне рассматривались в исследованиях В.П. Беспалько, ПЛ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и других.

В ходе исследования мы определили критерии и выявили уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Критерии сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста:

-использует искусство  для выражения своих знаний, мыслей, чувств;

-имеет элементарные личностные  эстетические критерии;

-различает «красивое»  и «ужасное» ,эмоционально откликается на него, передает впечатление цветом, линией, композицией и т.п.

Уровни сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного  возраста.

Высокий уровень ребенок видит и отмечает красоту окружающих предметов, природы, поступков людей, проявляет эмоционально положительное отношение к ним. Различает «красивое» и «ужасное», эмоционально откликается на него, передает впечатление цветом, линией, композицией и т.п.

Средний уровень ребенок в достаточной мере видит и проявляет эмоциональное отношение к красоте окружающих предметов, природы, поступков людей. Имеет простейшие навыки различия «красивого» и «ужасного»

Низкий уровень ребенок не видит красоту окружающих предметов, поступков людей, не проявляет эмоционального отношения к ним. Не различает «красивое» и «ужасное».

Так же в ходе исследования мы экспериментально уровень сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами были проведены три диагностики:

    • Минаевой В.М., Ветлугиной Н.А.
    • Урунтаевой Г.А.
    • Методика «Нелепицы»

По результатам проведения диагностик сделали вывод о том, что к сожалению уровень  эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились  с  заданием. Выявленный в ходе исследования уровень  развития является  недостаточным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асманн, П.Современная флористика/ П.Асманн.- «Культура и тррадиции», 1998г.-224с.

2.Базовый компонент дошкольного образования/Научный руководитель: А.М.Богуш,. Авт. Кол-в: Богуш А.М.., Беленькая Г.В., Богинич О.Л.,

Гавриш Н.В., Т.А.  Понимская и др.-К.:Издательство, 2012.- С.56

3.Адаскина А.А. Особенности Проявления эстетического отношения при восприятии действительности.-М., 1996г.-246 с.

4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. –  М.:Педагогика, 1989.- 217с.

5.Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская,  А.А. Реан. СПб.: Питер, 2000.- 304 с.

6.Борев Ю.Н. Эстетика /под ред. Борюева Ю.Н. // М.. 1988г.- 237с.

7.Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа – Корифей. 2007.- 96 с.

8.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.:Просвещение, 1978г.- 216с.

9. Ветлугина Н.А. /Сборник статей Эстетическое воспитание в детском саду, под ред. Н.А. Ветлугиной ,М.,1978г. -311 с.

10.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.. 1982.- 536 с.

11.Грибанова М.В. «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.- М.:Педагогика, 1999г.- 204 с.

12.Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 1988г.- 212с.

13.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 4-е изд.- Н.: Просвещение, 2001г.-204 с.

14.Кубланов Б.Г., Эстетическое чувство и искусство ,изд. Львів : Свічадо, 1956р.-307 с.

15.Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников –М.: Педагогика. 2002г.-183 с.

16.Марьяненко И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьяненко М.: Просвещение, 1985г.-189с.

17. Новикова Е.Ф. Вдохновение . Аранжировка цветов. Флористика /Е. Ф. Новикова –Минск: ПП МЕТ, 1994гю-436с.

18.Неменский Б.М. / О проблемах эстетического воспитания / -М., Просвещение .2005г.-167 с.

19.Пониманская Т.И. Дошкольная педагогика / Т.И. Пониманская К.: Академвыдав, 2008г.-456 с.

20.Розели Штробель-Шульце. Флористика. –Brussels: OFA ,1993г-88с.

21.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина .- М.: Издательский центр «Академия» , 2002г.- 576 с.

23.Советский энциклопедический словарь [ред. А.М. Прохоров].-М.: Просвещение ,1988г.-720с.

24.Столович Л.Н. Природа Эстетической ценности.-М., Изд-во Академия, 1996- 183 с.

25.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология – М.:Изд-во Академия. 1996г.-183с.

26. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 304 с.

27.Флерина А.Е. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., Просвещение 1961г.-124с.

28.Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы .- М.: Работник просвещения (электронное издание), 1983- 198с.

29.Эстетика. / Под ред. А.А. Радугина. – М., «Новая школа» 2000.-156с.

Информация о работе Содержание и результаты констатирующего этапа исследования