Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть сущность понятий «эстетическая компетенция», «флористика».
3.Определить критерии и уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоритические основы формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста………………………...............................6
Проблемы формирования эстетической компетентности у детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях………….6
Флористика как средство формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста……………………………………...14
Выводы по первой главе……………………………………………………..22
Глава 2.Содержание и результаты констатирующего этапа исследования……. ……………………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………..32
Cписок использованной литературы………………
Группа детей |
1 серия |
2 серия | ||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Количество детей % |
4 20% |
9 45% |
7 35% |
5 25% |
7 35% |
8 40% |
Группа детей |
1 серия |
2 серия | ||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Количество детей % |
3 15% |
7 35% |
10 50% |
3 15% |
7 35% |
10 50% |
В процессе нашего исследования был выявлен уровень сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста .Так как стетическая компетентность способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. В рамках исследования мы изучили психолого-педагогического литературу по данной проблеме. Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников освящена в трудах психологов и педагогов таких как, Д.Б. Кабалевский Д.Б. Лихачев, А.С. Макареенко ,Б.М. Неменский В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, А.С. Марьенко, И.Ф. Харламова, Н.А. Ветлугина. Современные ученные, Т.И. Пониманская, С.Ф. Русова, занимались проблемой эстетического воспитания в рамках нравственного. Д.Б. Лихачев определяет формирование эстетической компетенции - как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Компетенция – это оценка того, как человек способен грамотно, на уровне соответствующих требований к профессии выполнять определенные действия, эстетически воспринимать и профессионально действовать внутри своей профессии. Мы можем выделить такое понятие, как эстетическая компетенция. Эстетическая компетенция предполагает, что человек не только владеет нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно может производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень, может эстетически грамотно создать свой имидж, организовать свое жилищное пространство. Необходимость формирования эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста, фундаментальна .Для решения данной проблемы , среди большого количества средств, способствующих формированию эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста, как наиболее эффективное нами было определено использование элементов флористики. Флористика — (от англ. flora, но скорее всего от англ. flowers) разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными. Необходимость приобщения человека с детских лет к искусству флористики сегодня исторически обоснована, так как концепция современного образования, от воспитания гармонически развитой личности все больше склоняется к воспитанию творческой личности, формированию эстетической компетенции. Этому как нельзя лучше способствует флористика, которая является тем средством, при котором максимально раскрываются индивидуальные качества личности в системе личностно-ориентированной педагогики. Изучая принципы флористики, ребенок узнает о флоре и фауне, учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. Искусство флористики способствует формированию творческой личности способной к инновационной деятельности. Да и сами занятия флористикой являются инновационной деятельностью с детьми дошкольного возраста. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Изготовление флористических работ способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Развивается восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность.
В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно пристальное внимание со стороны философии, психологии, педагогики, социологии, эстетики и ряда других научных дисциплин и областей знаний. Психолого-педагогические и социокультурные аспекты развития личности дошкольника с включением в этот процесс элементов декоративно-прикладного искусства всесторонне рассматривались в исследованиях В.П. Беспалько, ПЛ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и других.
В ходе исследования мы определили критерии и выявили уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Критерии сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень ребенок не видит красоту окружающих предметов, поступков людей, не проявляет эмоционального отношения к ним. Не различает «красивое» и «ужасное».
Так же в ходе исследования мы экспериментально уровень сформированности эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами были проведены три диагностики:
По результатам проведения диагностик сделали вывод о том, что к сожалению уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным.
Информация о работе Содержание и результаты констатирующего этапа исследования