Содержание и результаты констатирующего этапа исследования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:29, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. 2.Раскрыть сущность понятий «эстетическая компетенция», «флористика». 3.Определить критерии и уровни сформированности эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3 Глава 1.Теоритические основы формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста………………………...............................6 Проблемы формирования эстетической компетентности у детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях………….6 Флористика как средство формирования эстетической компетентности детей старшего дошкольного возраста……………………………………...14 Выводы по первой главе……………………………………………………..22 Глава 2.Содержание и результаты констатирующего этапа исследования……. ……………………………………………………………………………………..24 ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………..32 Cписок использованной литературы………………
Эстетическая компетентность
способствует формированию нравственности
человека, расширяет его познания о мире,
обществе и природе. Разнообразные творческие
занятия детей способствуют развитию
их мышления и воображения, воли, настойчивости,
организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш
взгляд, отразил цель эстетического воспитания.
Рукавицын М. М., который считает: "Конечная
цель (эстетического воспитания) - гармоничная
личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный,
обладающий умением трудиться, желанием
творить, понимающий красоту жизни и красоту
искусства". Эта цель также отражает
и особенность эстетического воспитания,
как части всего педагогического процесса.
[16с. 75].
Эстетическая компетентность
предполагает, прежде всего, наличие эстетического
идеала, представления о совершенном,
совершенство в искусстве и действительности.
Например, один человек может видеть эстетический
идеал искусства в обобщенном и совершенном
отражении самой жизни и человеческих
отношений в ней, в изображении ее прогрессивных
тенденций, направленных на совершенствование
людей и общества. Другой может видеть
его лишь в совершенстве форм, художественных
приемов выражения художником своих субъективных
переживаний. Эстетический идеал социально
обусловлен и представляет собой общественное
педагогическое явление. Эстетический
идеал может также выражать представление
о совершенстве красоты человека, человеческих
отношений (этика), труда (техническая
эстетика, дизайн) [18с. 46].
Выделяют следующие структурные
компоненты эстетической компетенции:
· эстетическое образование,
закладывающее теоретические и ценностные
основы эстетической культуры личности;
· художественное воспитание
в его образовательно-теоретическом и
художественно-практическом выражении,
формирующее художественную культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценностных
ориентации, вкусов;
· эстетическое самообразование
и самовоспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;
· воспитание творческих потребностей
и способностей [11с.12].
В Базовом компоненте дошкольного
образования сформулированы основные
задачи развития эстетического отношения
к окружающей действительности, интересов,
способностей детей. Указан объем знаний,
представлений, навыков и умений, которые
должен усвоить ребенок с учетом его возрастных
возможностей. Воспитание эстетического
отношения к окружающему способствует
формированию многих качеств личности
ребенка. Это сложный и длительный процесс,
в котором трудно четко фиксировать возрастные
этапы.[2,c.249]
Для того чтобы правильно организовать
работу по эстетическому воспитанию, целесообразно
наметить его примерное содержание, определить
конкретные требования, соответствующие
общим задачам воспитания, для детей каждой
возрастной группы. Это позволит избежать
случайностей, стихийности, односторонности
в отборе средств и методов эстетического
воспитания, поможет педагогам-практикам
планировать работу, располагать материал
в определенной последовательности, видеть
ее конечные цели.
Формирование эстетической
компетентности направлено на развитие
восприятия, воображения, памяти и на формирование
интересов, чувств, склонностей и способностей,
которые содействуют возникновению активного
отношения к жизни. Проявление этих качеств
и их развитие труднее проследить, чем
конкретные результаты обучения знаниям
и навыкам, Важно определить последовательность
этого развития. Эстетическое воспитание
- процесс сложный. Поэтому стоит придерживаться
таких формулировок, как «приучать детей
эмоционально воспринимать», «испытывать
удовольствие», «любить и стремиться»,
«проявлять способности» и т. д., конкретизируя,
однако, в чем именно это проявляется.[26,c.27]
Например, возникает требование «проявлять
музыкальный и поэтический слух», и тут
же поясняется, как можно это проверить
и что требуется от детей: «чисто интонировать,
определять на слух, правильно ли спета
песня, различать высокие и низкие звуки,
их силу и высоту, смену темпа в пении,
чтении стихов» [14,с. 18].
Эстетическая компетентность
не является изолированной от общего педагогического
процесса. Пронизывая многие стороны жизни
ребенка, оно тесно связано с нравственным,
умственным, физическим развитием детей
и реализуется в основных формах: организации
их деятельности: в игре, занятиях, быту,
труде, на праздниках и в развлечениях.
В числе программных требований названы
также навыки культурного поведения -
аккуратно одеваться и раздеваться, следить
за чистотой и внешним видом и т. д. Эти
требования относятся и к физическому
развитию, приобретению культурно-гигиенических
навыков. [24,c.113]
1.2 Флористика как
средство формирования эстетической компетентности
детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость формирования
эстетической компетенции детей старшего
дошкольного возраста, была рассмотрена
нами выше .Для решения данной проблемы
, среди большого количества средств, способствующих
формированию эстетической компетенции
детей старшего дошкольного возраста,
как наиболее эффективное нами было определено
использование элементов флористики.
Флористика — (от англ. flora, но скорее всего
от англ. flowers) разновидность декоративно-прикладного
искусства и дизайна, которое воплощается
в создании флористических работ (букетов,
композиций, панно, коллажей) из разнообразных
природных материалов (цветов, листьев,
трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые
могут быть живыми, сухими или консервированными.[23,657c.]
Необходимость приобщения человека
с детских лет к искусству флористики
сегодня исторически обоснована, так как
концепция современного образования,
от воспитания гармонически развитой
личности все больше склоняется к воспитанию
творческой личности, формированию эстетической
компетенции. Этому как нельзя лучше способствует
флористика, которая является тем средством,
при котором максимально раскрываются
индивидуальные качества личности в системе
личностно-ориентированной педагогики.
Изучая принципы флористики, ребенок узнает
о флоре и фауне, учится ценить красоту
и гармонию мира как источник личных черт
и творческих способностей. Искусство
флористики способствует формированию
творческой личности способной к инновационной
деятельности. Да и сами занятия флористикой
являются инновационной деятельностью
с детьми дошкольного возраста. Природный
материал сам по себе кладовая для фантазии
и игры воображения. Изготовление флористических
работ способствует развитию сенсомоторики,
совершенствованию координации движений,
гибкости, точности в выполнении действий.
Развивается восприятие, мышление, внимание,
интеллектуальная и творческая активность.[17,277c.]
В настоящее время этой проблеме
уделяется достаточно пристальное внимание
со стороны философии, психологии, педагогики,
социологии, эстетики и ряда других научных
дисциплин и областей знаний. Психолого-педагогические
и социокультурные аспекты развития личности
дошкольника с включением в этот процесс
элементов декоративно-прикладного искусства
всесторонне рассматривались в исследованиях
В.П. Беспалько, ПЛ. Гальперина, В.В. Давыдова,
Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера,
Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и других.[27,98c.]
Многочисленные аспекты взаимодействия
дошкольника и окружающей среды, эстетически
целесообразные способы функционирования
индивида в предметном окружении современного
мира, некоторые другие вопросы, связанные
с историей и теорией, методикой дизайна
и художественного проектирования отражены
в работах таких авторов, как: В.В. Аронов,
Г.Б. Беда, JI.H. Безмоздин, B.JI. Глазычев, К.Г.
Зайцев, А.И. Ковешников, Б.В. Нешумов, М.С.
Степанов, Ю.А. Ходьков, Е.Д. Щедрин и других.[30,98c.]
Теоретическим аспектам флористического
дизайна посвящены исследования и
разработки П. Асманпа, Д.Г. Хессайона,
Н.В. Наумовой, Н.В. Осиповой, Н.П. Сухановой
и других.
Из зарубежных исследований
в области эстетического восприятия и
визуального мышления наибольший интерес
представляют, с нашей точки зрения, работы
таких авторов как Р. Арнхейм, Н. Джордж,
Дж. Уолкер, Р. Боумен, Г. Земпер, Н. Кларк,
Э. Рудер, К. Кимура, Дж. Овинк, П. Рэмонд
и некоторые другие.[20,53c.]
Природа создала яркие растения
удивительной формы и раскрасила их всеми
цветами своей богатой палитры. Удачно
используя этот природный материал, легко
сделать оригинальные работы. Искусство
создания оригинальных поделок и картин
из природного материала сейчас все чаще
называют загадочным словом «флористика».
Флора в древнегреческой мифологии
– богиня цветов и весны. Флористы – художники,
использующие для своих картин вместо
красок листья и лепестки цветов, мох,
солому, кору деревьев, пух растений и
любой другой отживший растительный материал.
Мамонтова З.А. собирала и засушивала
гербарии для школ, после долгих экспериментов
она научилась засушивать растения таким
образом, что они длительное время не теряли
своей натуральной окраски. Из засушенных
растений она начала создавать художественные
композиции. Так родилось искусство, которое
получило название «флоризм». Выставки
флористов привлекали много зрителей
из разных городов и стран, и это искусство
стало распространяться по всему миру).[17,302c.]
Природные материалы
для творчества. Ценным материалом к аппликационным
работам из природного материала являются:
семена деревьев, овощей, например, семена
клена или ясеня, известные как крылатки. Из
них можно сделать уши для зайца, крылья
для стрекозы, плавники для рыб, «необычные»
цветы и т.д. они имеют красивую внешнюю
форму, что позволяют использовать их
для оригинальных поделок.
Сбор семян осуществляется
осенью, но семена должны быть не скрученными,
иметь цвет и форму. Собранные семена освобождают
от веточек и оставляют крылатку в паре.
Раскладывают их между газетами, сверху
кладут небольшой груз и оставляют до
полного высыхания. Их аккуратно складывают
в коробку. Срок хранения сухих семян не
ограничен.
Листья. Богатейшую палитру красок
дадут сухие листья деревьев, кустарников
и цветов. Сбор их можно вести круглый
год, но особенно хорошо делать это осенью
в яркий солнечный день.
Цветы. Для объемных работ и плоскостных
композиций подойдут самые разнообразные
цветы: полевые, луговые, садовые. Они приобретут
вторую жизнь в панно и картинах.
Хвоя. Хорошо подходит для имитации
иголок ежа, лапок паука, коготков кошки,
усиков бабочки и т.д.
Хвою используют: еловую, сосновую,
пихтовую. Собирать можно в любое время
года, в работе лучше использовать зеленую
хвою. В работе с хвоей следует учитывать
её особенность - иголки хвои колючие,
хранить её необходимо в коробочке, банке.
Орехи. При изготовлении поделок их
орехов можно использовать как скорлупу,
так и орехи целиком - грецкие, лесные,
земляные, кедровые, фисташки. Орехи легко
прокалываются шилом, хорошо склеиваются.
Желуди. Плоды дуба - желуди - бывают
разной формы и величины. Желуди созревают
осенью, в сентябре-октябре. Рекомендуется
собирать плоды, когда они созрели и падают
с дерева. Одновременно с желудями собирают
и их чашечки, на которых они держаться.
Плюски - очень хороший материал в дополнении
к желудям и их часто используют для различных
поделок. Желуди следует собирать разные
по размеру и величине. Для изготовления
поделок желательно использовать свежие
жёлуди, т. к. они дольше хранятся и с ними
легче работать. Этот материал, в отличие
от каштанов, широко распространен почти
по всей территории нашей страны. Сбор
и хранение его не представляет трудности.
Соединение желудей не трудное. Хранят
желуди в прохладном и влажном месте.
Семена. Семена арбуза, дыни, подсолнуха,
крупных семян цветов, таких как зырянка,
настурция, лазоревые цветы. Из этих семян
можно легко смастерить глаза животным
или человека, изготовить цветы.
Корни. Корни можно использовать для
создания коллажей, композиций. Здесь
особенно важно образное видение и наблюдательность,
которые необходимо развивать у обучающихся.
Береста. Бересту срезают с упавших
деревьев, лучше еще сырую, большими пластами.
Небольшие пластинки тоже пойдут в работу.
Собранную бересту укладывают между двумя
плоскостями, перекладывая бумагой, и
хранят под гнетом. Вся береста хороша
и фактурная, и более гладкая.
Соломка. Как поделочный материал солому
используют давно. Солома - это стебель
злаковых растений, полый внутри, легко
обрабатываемый материал. Изделия из соломы
очень привлекательны, красивы. Они дают
большой простор для творческого развития
детей. Используют солому ржи, пшеницы,
овса, ячменя, дикорастущих растений.
Заготовку соломы производят
после созревания растения, когда она
приобретает золотистый цвет. Для работы
пригодна средняя и нижняя часть злаков.
Срезают солому вместе с узлами или разрезают
на части по узлам - так удобнее хранить
материал. Обработанная солома для работы
не пригодна, так как стели у нее поломаны
или смяты. Лучше использовать свежую
ровную, не смятую комбайном, неподгнившую
солому. Собирают солому вручную на обочине
полей или пришкольном участке.
Для работы солому необходимо
подготовить из трубочек сделать плоские
ленты. Вначале выбирают круглые, ровные
стебли, отрезают узлы и кладут солому
на 1,5-2 часа в широкий сосуд с горячей водой
для распаривания. Когда солома станет
мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают
горячим утюгом на сложенной в несколько
раз газете. Материал можно заготавливать
впрок.
Пух. Иногда для выполнения зимних
пейзажей или стилизованных изображений
животных применяют хлопок или тополиный
пух. Можно использовать так же пух иван-чая,
чертополоха и др. Тополиный пух, собранный
в июне после цветения тополя, необходимо
очистить от всевозможных вкраплений
и частичек почек. Поэтому лучше срывать
зеленые и еще не распустившиеся сережки
прямо с дерева. Затем из каждой коробочки
пинцетом выбрать пух, сложить его в бумажный
пакет и положить на солнце просушить.
После этого он готов к работе. Пух иван-чая
и чертополоха собирают в августе и хранят
в пакетах в сухом месте.[1,11-16c]
Флористика – это искусство комбинирования
засушенных растений для создания картин,
панно. В процессе творческой работы с
природным материалом формируются основы
эстетического отношения к природе. Искусство
флористики доступно практически каждому.
Чтобы создать флористические
картины, необходимо овладеть комплексом
умений и навыков в этой технике. С учетом
этой программы предусмотрено решение
таких художественно-эстетических задач,
как развитие восприятия прекрасного
к деятельности в области флористики,
обучение их первоначальным навыкам и
умениям в данной технике; формирование
потребности вносить элементы прекрасного
в окружающую среду; развитие художественно-творческих
способностей.
Всякий природный элемент имеет
свою особенную форму, окраску, фактуру
и т.д., поэтому бездумное копирование
здесь просто невозможно – образцы у всех
получаются разные.
Освоенные
в процессе художественно-практической
деятельности флористические умения
с успехом применяются на педагогической
практике. Выполняемые воспитателем образцы
изделий являются хорошим демонстрационным
материалом для занятий по художественному
труду для занятий в детском саду.[3,201c.]
При этом простые изделия служат
образцами для творческих работ дошкольников,
а более сложные – образцами использования
различных материалов и способов их обработки,
то есть конструктивными технологическими
или эстетическими эталонами, демонстрирующими
возможности различных материалов.