Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.
Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.
Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Но как привить младшему школьнику любовь к труду, к пониманию того, что труд-это основа успешной жизни человека?
Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие. [14, С. 25-32].
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Все эти процессы у младшего школьника можно успешно развивать через такую форму трудового воспитания как экскурсия. Кроме этого в процессе организации и проведения экскурсии развиваются способности, умения и навыки младшего школьника, формируются новые виды мышления, школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
По моему мнению, умело организованная экскурсия, как форма трудового воспитания и обучения, является важным аспектом в будущей социализации ребенка в обществе. Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений и навыков обладают экскурсии в трудовом воспитании и обучении младших школьников
В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности экскурсий в совершенствовании педагогического процесса были изучены Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым, З.А. Клепининой, Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Плешаковым, Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой, И.Т. Суравегиной. [3, С. 12-17]. Ими установлено, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения, способствуя овладению учащимися навыками познавательной, исследовательской; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности. Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся проблемой школьных экскурсий, малоизученной остается проблема использования средств экскурсий в формировании у учащихся практических умений.
Вышесказанное позволяет
утверждать, что экскурсионная
Таким образом, анализ
педагогической литературы и
исследований по данной
Актуальность данной
проблемы обусловила выбор
Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме.
2. Определить сущность трудового воспитания и обучения младших школьников.
3. Выяснить роль экскурсий в формировании личности младших школьников.
4. Разработать конспекты экскурсий.
Методы исследования:
-анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
-анализ практики работы педагогов в данном направлении.
1.1.Современный
подход к организации
Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях в процессе труда.
Педагогика Я.А.Каменского природно-своеобразный характер: "В обучении необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей развития человека ".
Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.
Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.
Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский педагог А.С.Макаренко.
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат . В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень сильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, - отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат - «естественным продуктом жизнедеятельности». А научить младшего школьника удивляться, познавать жизнь на деле мы можем через организацию экскурсий и мини-путешествий.
Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.
Очень важным моментом в системе
трудового воспитания В.А.Сухомлинского
является и положение о том, что труд позволяет
наиболее полно и ярко раскрыть природные
задатки и склонности ребенка. Анализируя
готовность ребенка к трудовой жизни,
нужно думать не только о том, что он может
дать для общества, но и о том, что труд
дает лично ему. В каждом ребенке дремлют
задатки каких-то способностей. Эти задатки
как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
И эта искра разгорится тогда, когда есть
живое человеческое общение, через которое
передается человеческий опыт и знания.
И здесь, как ничто другое, актуальным
и значимым для младшего школьника окажется
организация экскурсий и встреч.
Как формировать
личность в процессе труда? Какие использовать
формы и методы трудового воспитания?
На эти вопросы может дать ответ только
педагог, участвующий в процессе трудового
воспитания младшего школьника.
Трудовое воспитание есть процесс
вовлечения детей в разнообразные педагогически
организованные виды общественно полезного
труда с целью передачи им минимума производственного
опыта, трудовых умений и навыков, развитие
у них творческого практического мышления,
трудолюбия.
Человеческим трудом создаются все материальные
и духовные блага; в процессе труда совершенствуется
сам человек, формируется его личность.
Поэтому цель школьного трудового воспитания
направляется на воспитание психологической
и практической готовности школьников
к труду, профессиональная профориентация.
[3, С. 68-78].
Современный этап
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.
В основе новых технологий трудового воспитания — принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части. [7, С. 95-96].
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.
Трудовое воспитание и обучение в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. [3, С. 103-120].
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.
Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда. [16, С. 200-202].