Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Но  как привить младшему школьнику любовь к труду, к пониманию того, что труд-это основа успешной жизни человека?

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие. [14, С. 25-32]. 

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Все эти процессы  у младшего школьника можно успешно развивать через такую форму трудового воспитания как  экскурсия. Кроме этого в процессе организации и проведения экскурсии развиваются способности, умения и навыки младшего школьника, формируются новые виды мышления, школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

По моему мнению, умело организованная  экскурсия, как форма трудового воспитания и обучения, является важным аспектом в будущей социализации ребенка в обществе. Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений и навыков обладают экскурсии в трудовом воспитании и обучении младших школьников

В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности экскурсий в совершенствовании педагогического процесса были изучены Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым, З.А. Клепининой, Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Плешаковым, Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой, И.Т. Суравегиной. [3, С. 12-17]. Ими установлено, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения, способствуя овладению учащимися навыками познавательной, исследовательской; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности. Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся проблемой школьных экскурсий, малоизученной остается проблема использования средств экскурсий в формировании у учащихся практических умений.       

 Вышесказанное позволяет  утверждать, что экскурсионная деятельность  в силу ряда причин не заняла  того места в педагогическом  процессе, которое могла и должна  была занять.      

 Таким образом, анализ  педагогической литературы и  исследований по данной проблеме  позволил констатировать наличие  противоречия между необходимостью  привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для реализации  задач трудового  обучения и воспитания младших  школьников и недостаточной разработанностью  теоретических и методических основ решения данной задачи.     

 Актуальность данной  проблемы обусловила выбор темы  курсовой работы.     

 Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.     

 Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через  трудовое воспитание  и  обучение посредством организации экскурсии.      

Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников

Задачи исследования:

1.     Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме.

2.     Определить сущность трудового воспитания и обучения младших школьников.

3.     Выяснить  роль  экскурсий в формировании личности младших школьников.

4. Разработать конспекты  экскурсий.

Методы исследования:

-анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

-анализ практики работы педагогов в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

1.1.Современный  подход к организации трудового  обучения и воспитания младших   школьников в начальной школе

 

 

Психолог А.Ф.Лазурецкий   первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях в процессе труда.

Педагогика Я.А.Каменского природно-своеобразный характер: "В обучении необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей развития человека ".

Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.

Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.

Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский педагог А.С.Макаренко.

Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат . В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень сильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, - отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат - «естественным продуктом жизнедеятельности». А научить младшего школьника  удивляться, познавать жизнь на деле мы можем  через организацию экскурсий и мини-путешествий.

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более  творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно  и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. И эта искра разгорится тогда, когда есть живое человеческое общение, через которое передается человеческий опыт и знания. И здесь, как ничто другое, актуальным и значимым для младшего школьника окажется  организация экскурсий и встреч.  
          Как формировать личность в процессе труда? Какие использовать  формы и методы трудового воспитания? На эти вопросы может дать ответ  только педагог, участвующий в процессе трудового воспитания младшего школьника.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия. 
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду, профессиональная профориентация. [3, С. 68-78].

 Современный этап общественного  и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

  1. осознание целей и задач труда;
  2. воспитание мотивов трудовой деятельности;
  3. формирование трудовых умений и навыков .

Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.

В основе новых технологий трудового воспитания — принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части. [7, С. 95-96].

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Трудовое воспитание и обучение в общеобразовательном учреждении представляет собой  научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. [3, С. 103-120].

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда. [16, С. 200-202].

Информация о работе Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе