Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов,  явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2-4 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов. [20, С. 72-94].

Если первоклассники могут сохранять произвольное внимание в течение лишь 30-35 минут, то начиная со 2 класса это время увеличивается до 40-45 минут. 

К окончанию 4 класса школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также надо развивать умение  распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность  развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах либо в группах. 

Возрастные  особенности обучающихся 3  и 4 классов имеют некоторые различия.

Третий класс – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается  вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития    восприятия, внимания, памяти. В  этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.

В 4 классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, то есть заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в предподростковом возрасте. В этом возрасте  происходит  первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен  осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения. [22, С. 72-94].

И так, при организации экскурсий необходимо учитывать особенности возрастных периодов младшего школьника.

 

 

    1. Анализ программ по технологии

 

 

В настоящее время развитие общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых наукоемких и высоких технологий, которые должны обеспечить наиболее полное развитие личности. Поэтому требуется подготовка подрастающего поколения, которое владеет технологической культурой, готово к преобразовательной деятельности и имеет для этого необходимые научные знания. [19, С. 15-19].

 

Программа технологии «Школа России»

авторы: Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых, результатов начального общего образования.

       Цели изучения технологии в начальной школе:

-приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

-приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

-духовно-нравственное  развитие учащихся; освоение нравственно-этического  и социально исторического опыта  человечества, отраженного в материальной  культуре;

-развитие эмоционально-ценностного  отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду;

-формирование  идентичности гражданина России  в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

-формирование  целостной картины мира материальной  и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека;

-развитие познавательных  мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования;

формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

- знаково-символического  и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

-развитие регулятивной  структуры деятельности, включающей      целеполагание, планирование (умение составлять план действий и  применять его для решения практических задач), прогнозирование   (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-формирование  внутреннего плана деятельности  на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

-развитие коммуникативной  компетентности младших школьников  на основе организации совместной продуктивной деятельности;

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

-развитие эстетичеких представлений и критериев на основе художественно - конструктивной деятельности;

-ознакомление  с миром профессий и их социальным  значением, историей возникновения  и развития;

-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера;

-поиска необходимой информации в словарях, каталогов библиотеки

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление  младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и информационном пространстве. Все эти особенности отражены в содержании основных разделов учебника: «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения представлена экскурсия.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

-знакомятся с рабочими  технологическими операциями, порядком  их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые инструменты и материалы;

-овладевают отдельными  технологическими операциями (разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и т.д);

-знакомятся со свойствами  материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку;

-учатся экономно расходовать  материалы;

- знакомятся с законами  природы, знание которых необходимо  при    выполнении работы;

-осваивают проектную  деятельность;

-учатся конструкторской  деятельности;

-знакомятся с природой  и использованием ее богатств.

Таким образом, данная программа использует различные формы и методы, в том числе и экскурсию, для формирования позитивного отношения к труду и людям труда, приобретение личного опыта как основы обучения и познания.

 

Программа «Технология» системы «Гармония»

авторы: Конышева Н.М.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

-формирование представлений  о материальной культуре как  продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

-формирование представлений  о гармоничном единстве природного  и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

-расширение культурного  кругозора, обогащение знаний о  культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

-расширение знаний о  материалах и их свойствах, технологиях  использования;

-развитие созидательных  возможностей личности, творческих  способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой  самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

-развитие познавательных  психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

-развитие сенсомоторных  процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

-развитие регулятивной  структуры деятельности (включающей  целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

-формирование коммуникативной  культуры, развитие активности, инициативности;

-духовно-нравственное воспитание  и развитие социально ценных  качеств личности: организованности  и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрено проведение экскурсий, что способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Базовыми ценностными ориентирами  содержания общего образования, положенными в основу данной программы,  являются:

–  формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

–  формирование  самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса  на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления  у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений. [22, С. 62-71].

Каждая программа представляет из себя научно-методический комплекс, реализующий цели и задачи образовательной области технологии, где значимой для формирования базовых ценностных ориентиров младшего школьника являются экскурсия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ВОЗМОЖНОСТИ  ЭКСКУРСИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

2.1. Роль экскурсий в формировании представлений младших школьников об окружающем мире

 

 

 

       Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение  имеют экскурсии, которые не только  конкретизируют представления учащихся  о труде взрослых, о различных  профессиях, но и углубляют их  знания, расширяют  кругозор,  оказывают влияние на  эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.  

Информация о работе Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе